Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиограмма журнализма. После того как мы рассмотрели журнализм в сравнении с другими профессиями, во взаимосвязях с различными участниками информационного процесса в обществе
После того как мы рассмотрели журнализм в сравнении с другими профессиями, во взаимосвязях с различными участниками информационного процесса в обществе, попытаемся лучше понять его внутренние характеристики. Для этого проанализируем основные понятия, связанные с журналистской профессией. Слова журналистика, журнализм, журналист произошли от французского journal, от jour — день, которое восходит к латинскому dies — день. У этого слова есть в латинском языке множество оттенков значений: время, погода, свет, дата, число. Производные от этого корня в латинском языке: diurno — долго жить, diurnum — дневник, журнал, официальные известия, хроника, повседневные потребности; diurnus — дневной, однодневный, ежедневный, повседневный, ежедневные известия; diurnale — дневник, ежедневник, ежедневная газета (вспомним, что газеты времен Цезаря имели в названии слово diurna). В этих исходных значениях слов, связанных с журналистской профессией, есть почти все, что составляет ее специфику и исходные функции: 52
♦ ежедневность, т.е. ритмичность, мерность информации; ♦ хроникальность, т.е. отражение течения времени; ♦ однодневность, т.е. исчезаемость информации во времени, ее ♦ непрерывность информационного потока; ♦ способность освещать, т.е. выявление светом явлений и про ♦ отражение разнообразных повседневных потребностей людей В. Даль означает ЖУРНАЛИСТИКУ как журнальную, срочную словесность, а ЖУРНАЛИСТА (такое значение было и во всех других старых словарях) как чиновника присутственного места, ведущего журналы (в данном случае — поденные записи, протоколы), а также как издателя и редактора повременного издания (имелся в виду журнал). Для работника газет было другое название — ГАЗЕТЧИК. К этому понятию Даль относит и издателя газет, и продавца, и ВЕСТОВЩИКА, охотника до новостей, слухов, вестей, сплетен. А то, что мы сейчас пытаемся обозначить словами «журналистская профессия, заниматься журналистикой», у Даля называется ГАЗЕТ-НИЧАТЬ, т.е. разносить по городу вести, «ВЕСТОСПЛЕТНИЧАТЬ». Таким образом, ВЕСТОВЩИЧЕСТВО можно назвать синонимом журналистской профессии. Понятие ВЕДАТЬ, т.е. знать, и «ведомости» в значениях «известия», «газета, повременное издание», того же корня, что весть, что означает: известие, сведение, молва, слухи. Слово вестовать синонимично словам «извещать», «уведомлять», «подавать весть». Вестник — это тот, кто подает весть, поэтому название многих периодических изданий — «Вестник». Вестничать — значит заниматься сообщением новостей. Такого человека называли вестоплет, сплетник, враль, вестовщик. Как видим, довольно колоритные определения дает русский народ тем, кто разносит вести. Известный исследователь языка А. Н. Афанасьев («Живая вода и вещее слово») особое внимание при анализе понятий вещать, ведать (веднети) обращает на внутреннюю силу этих слов: они заключают в себе понятия предвидения, прорицаний, сверхъестественных знаний, волшебства, врачевания и суда. Вече (вечать вместо вещать)— народное собрание, суд. Слова вещун и вещунья соотносимы со словами пророк и прорицатель (от реку), предвещать — предсказывать, вития (ведий), вещий — мудрый, проницательный. Эта поразительная многообразность и глубина смысловой сущности данного куста слов содержит в себе, как в зародыше, многие особенности журналистской профессии. Такую же смысловую многослойность находим и в словах, связанных с корнем баять — говорить, рассказывать: байка — сказка, баюн (баюкон) — говорун, сказочник, краснобай, обаять — обольстить, обворожить, обавник (обаянник) — чародей, напуска-тель «обаяния», ворожея. И, таким образом, Боян в «Слове о полку Игореве» — певец, чародей. Со словом баять, по утверждению А. Н. Афанасьева, сочеталось и понятие лечения, врачевания. Слова оговорить — напустить на кого-то болезнь недобрыми или не в пору сказанными словами; оговор — напущенная болезнь; заговор — заклятие, точно так же как реку (речь), речить — заговаривать; воречье — заговаривание, нашептывание; уреки, уроки, врек — сглаз, насланная болезнь; оголосить, озычить, озевать. Все приведенные слова, связанные с речью, означают «наслать болезнь сглазом». Все это говорит о громадной силе слова, способного как лечить, так и ранить. В старинных русских говорах слова эти были важными, энергетически значимыми. В XIX в. словом журнализм обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях. Широко распространенный термин «персональный журнализм» употреблялся именно в таком смысле. Если слово «журналистика» соотносится с термином «средства массовой информации», то слово «журнализм» — со специфической профессиональной информационной деятельностью в этой сфере. Близки к этим терминам и слова «коммуникация» и «медиация», которые сейчас широко употребляются. Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает: сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Communicator — принимающий участие, соучастник. Оба слова восходят к communico — делать общим, принимать участие, примиряться, сообщать, действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять, вносить, связывать, соединять, общаться; communio — общность, соучастие, родственные связи, церковная общность, единение, укрепление, утверждение; communitas — общность, жизнь на общинных началах, общежитие, общность человеческих интересов, общественная жизнь, обязанности, вытекающие из совместной жизни, общительность, обходительность и приветливость. Смысловой (семантический) анализ этого гнезда понятий показывает, что основное здесь — общее дело, связь, общие интересы и установления, примирение, взаимодействие. Термин «медиация» имеет тоже весьма глубокие и важные для понимания журналистской профессии значения, идущие от латинского первоисточника mediatio, что означает посредничество; mediator— посредник; medium— середина, центр, средоточие, об- шество, общественная жизнь, предание гласности, публичный показ, доведение до всеобщего сведения, забота об общественном благе; medius — находящийся посредине, центральный, центр неба, между небом и землей, миром и войной, промежуточный, существенный. Итак, все значения, связанные с медиацией, — пограничные, промежуточные, серединные положения. Термин «массмедиа» сейчас очень употребителен во всем мире в связи с широким развитием новых информационных технологий, в частности, сетевых коммуникаций, интернет-СМИ. Распространены и производные понятия «медиаполитика», «медиаэкономика», «медиарынок» и т.п. Понятие «журналист» как субъект журналистской профессии может быть соотнесено с понятиями «коммуникатор» — лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, «медиатор» — осуществляющий функции посредника в разных информационных системах. Таким образом, глубинный смысл гнезда понятий, связанных с журналистской профессией, журналистикой, журнализмом, — ин-форматорство, медиаторство, коммуникаторство, вестовщиче-ство, ораторство, ведовство, прорицательство — оказывается очень сложным и многоплановым. Теперь, когда уяснены основные понятия, связанные с журнализмом, можно более четко сформулировать основные требования к профессии. При этом необходимо обратиться к профессиоло- гии — науке о профессиях. Напомним, что из пяти видов профессий: социономические, сигнономические, артономические, сельскохозяйственные и технические — журнализм связан, по крайней мере, с тремя первыми, хотя в последнее время в условиях компьютеризации включен и в четвертую. Но в основном это социо-сигно-артономическая профессия, т.е. предполагающая общение с людьми, знаковыми и художественными системами, которыми в журнализме являются слово, звук, цвет, статичное и движущееся изображение и т.п. Проанализируем более подробно характерные особенности журналистской профессии в связи с основными категориями про-фессиографии. Функции деятельности Функция (от лат. functio — исполнение, совершение, служебная обязанность) в полном соответствии со своим генезисом (происхождением слова) понимается в науке двояко: либо как исполнение, действие, либо как обязанность, назначение, предназначе- ние. В применении к журналистской профессии функция определяется как предназначение, обязанность, как некая идеальная мо- \ дель и ориентир для целевых установок журналиста. Основная социальная функция журнализма состоит в удовлетво- 1 рении при помощи средств массовой информации потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества. Эти потребности связаны; с оптимизацией, регулированием политической, экономической, \ духовной и социальной жизни. Журналист удовлетворяет потребности и интересы личности, групп и общества. С помощью информации журналистика ориентирует, просве- ! щает, регулирует сферу сознания, психологии и поведения. Осуществляет также коммуникативную, рекреативную и прагматическую функции во всех сферах жизни общества и личности: в работе, общественной деятельности, в семье, потреблении, досуге. Основным механизмом влияния на социальные процессы является воздействие на общественное мнение, тесно связанное с необходимостью его выражения и активизации участия населения при помощи СМИ во взаимосвязанных процессах управления и самоуправления общества. При этом информация всегда влияет на общество и личность, причем влияние это может быть и позитивным, и негативным. Таким образом, функции журналистской профессии необыкновенно сложны и разнообразны. Эта профессия, как уже говорилось, полифункциональна. Более подробно с системой функций вы познакомитесь при изучении курса «Введение в теорию журналистики»*. Объекты отражения, предмет познавательной деятельности Объект (от лат. objectum — предмет, objectus — противолежащий, противопоставленный) — то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности. Объекты — предмет отражения журнализма — многообразны и практически не имеют ограничений. Это сфера материального и духовного (см. перечисленные выше сферы функционального влияния журнализма), земного и вселенского. Это любые социальные субъекты: от человечества, общества до различных групп и личностей (с самыми * См. работы Е. П. Прохорова, Б. А. Грушина, И. Д. Фомичевой, С. Г. Корконо- | сенко и др. различными социально-демографическими, политическими, национальными, социальными, духовными, психологическими, биологическими и прочими характеристиками). Практически безграничным является и географический диапазон объектов отражения (от севера до юга, от наиболее посещаемых до самых экзотических уголков планеты и даже космоса). Предметом журналистской деятельности являются разнообразные актуальные события действительности во всех сферах (информация, производство, потребление, досуг и т.п.). Журналистика дает сведения об актуальных изменениях действительности. Расшифруем более подробно это многообразие объектов отражения. Они всеобъемлющи и разнообразны по ряду признаков: 1. По тематике. Включают все многообразие сфер действительности: ♦ сферу материального производства: промышленность, стро ♦ непроизводственную сферу: область распределения и обмена 2. По географии. В целом для профессиональной деятельности нет границ. Журналисты пишут обо всех уголках нашей страны. Однако география материала обычно ограничена тем регионом, который обслуживает данное издание или студия. В масштабах региона сферой деятельности журналистов является любая точка, любой населенный пункт, который входит в его границы. Впрочем, с появлением Интернета, информацией которого журналисты могут пользоваться, географические границы практически стерлись. 3. По типу объекта. Журналист пишет практически о любых государственных и частных, политических, производственных, социальных, духовных, коммерческих структурах, учреждениях, о коллективах любого уровня, но его объектом может быть и отдельная личность, один человек. Ограничений в выборе героев для публикаций нет ни по национальности, ни по полу, ни по социальному положению, ни по другим основаниям. Иными словами, практически все в нашей жизни может быть предметом отражения в журналистике. 4. По характеру объекта. Журналистская профессия предполагает исследование и описание не только положительных тенденций, положительного опыта, но и показ негативных явлений, анализ сложных, острых социальных проблем, обнаружение нарождающихся тенденций и выявление путей их решения. Предметом описания может быть прошлое, настоящее и прогнозы на будущее. Единственное ограничение на объектно-предметную сферу отражения накладывают Конституция, законы об информации и СМИ, связанные с объектами, не подлежащими освещению в связи с государственной тайной и нравственностью. Объект воздействия или взаимодействия К этой категории относятся все процессы и уровни социальной организации: ♦ планетарные структуры, человечество как социоприродная и ♦ общество (конкретное); ♦ группы; ♦ личности. Но, конечно, самым точным определением объекта журналистики является аудитория, т.е. конкретные потребители массово-информационных продуктов. Адресат журналиста — все слои населения, отдельные личности, группы, коллективы, общество в целом. Однако различные органы информации, особенно специальные издания и редакции, работают для разных целевых аудиторий: молодежной, детской, деловых людей, любителей спорта, работников отдельных сфер коммерческой деятельности или производства и т.д., и т.п. Аудитория как объект журнализма обладает несколькими определяющими признаками. Она является: ♦ массовой; ♦ анонимной, невидимой; ♦ рассредоточенной в пространстве, как бы «атомизированной»; ♦ динамичной, меняющейся; ♦ разноструктурной, разнохарактерной; ♦ стихийной, или, как говорят ученые, «вероятностной»; ♦ подверженной ритмологическому постоянному, хотя и мик потока, информационного дождя, информационного ритмического пульсара. В процессе своей работы журналист может воздействовать на сознание, поведение и эмоции, психологическую сферу своей аудитории. Поскольку сфера сознания весьма обширна и включает в себя множество компонентов: мировоззрение, миросозерцание, мировосприятие, мировидение, обыденное и теоретическое сознание, духовную, интеллектуальную и душевную, психическую сферы, различные ценностные ориентации (позитивные и негативные), уровень знаний в различных областях жизни и т.п., — то все это и является в различной степени объектами воздействия журнализма. Но наиболее адекватным журналистике как оперативной информационной системе объектом является общественное мнение (динамичное актуальное состояние общественного сознания) по поводу какой-то злободневной социальной проблемы или ситуации. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму, ибо оба они оперативны и изменчивы, подвижны, имеют некоторую ритмику возникновения и функционирования; связаны с актуальными, злободневными проблемами. Безусловно, журналистика производит влияние и на более глубинные пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Это воздействие порой кажется незначительным в связи с минимальными и как бы фоновыми информационными влияниями: прочел газету и забыл, завтра уже не вспомнишь, о чем идет речь, переключил телевизор с одной программы на другую, как бы поверхностно глянул на изображение и не принял серьезно. Однако постоянность, ежедневность, ритмичность, неуклонность «бомбардирования» сознания аудитории даже микродозами информации оставляет своей повторяемостью и множественностью воздействий весьма глубокий след, как положительный, так и отрицательный. Это можно сравнить с постоянной капелью, которая может пробить глубокую яму в камне. Или с ростом дерева, пробуравливающего асфальт, когда слабенький, маленький росток, набирая силу, потихоньку, но ежедневно рушит твердую основу. Если принять во внимание всепроникаемость и управляющую силу журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как «четвертой власти» может показаться даже недостаточным и, возможно, придется признать журналистику едва ли не самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас в связи с глобализацией информационных сетей. Поэтому, когда говорят, что не нужно обращать внимания на СМИ — пусть, мол, говорят и пишут, что угодно, это не совсем так, точнее, совсем не так. Известно воздействие на подсознание словесных конструкций и особенно цвета, света, вибрационных структур телевидения, 25-го кадра и т.п. Исследования много раз доказывали, что агрессивные фильмы, нагнетание ужасов, определенная цветовая гамма и некоторые ритмические параметры могут иметь колоссальное негативное влияние на телезрителей. Самый яркий пример. После просмотра по ТВ мультипликационного фильма «Покемон» («Карманные монстры») сотни японских детей попали в больницы с судорогами, головными болями и другими расстройствами. И дело не только в содержании фильма, но и в быстрой смене красного и белого цветов в одном из кадров. Такие цветозвуковые раздражители провоцируют предрасположенность к психическим нарушениям. Тип контакта с аудиторией Контакты с аудиторией в основном опосредованы техническими средствами передачи информации. Они осуществляются через газетные, журнальные издания, через теле-, радиоканалы или компьютер. Однако и непосредственные контакты журналиста с аудиторией сейчас не редкость: журналисты электронных СМИ постоянно работают в режиме «прямых линий». Прямой эфир стал, а в отличие от прежних лет, ежедневной реальностью. Непосред- | ственная интерактивная связь идет и в сетевых медиа, через Интернет и другие средства связи. По степени регулярности контакты с аудиторией можно назвать систематическими — от ежедневных (или даже нескольких в день) л до недельного, ежемесячного или более редкой периодичности. 1 Однако регулярность потребления информации аудиторией может 1 быть разноритмовой. Читатель теперь не столько подписывается на J издания, сколько покупает их с разной степенью регулярности. По данным социологических исследований, сейчас до 70% аудитории предпочитает покупку подписке. Телепередачи все чаще записывают на видеомагнитофон и просматривают в любое время, с любой частотой и периодичностью. По степени постоянства контакты с аудиторией можно отнести к постоянным, продолжающимся с некоторыми изданиями десятилетиями («АиФ», «Известия», «Огонек» и т.п.). Хотя сейчас аудитория часто вступает в кратковременные отношения с изданиями или программами. Во-первых, потому, что ищет в море информационных источников свой и часто ошибается. Во-вторых, сегодня воз-60 никает много изданий-однодневок, которые быстро умирают, не найдя информационной ниши либо не выжив в условиях рынка. Следует также сказать о разнообразии форм контактов и способов привлечения внимания аудитории: это вся совокупность содержательных и выразительно-изобразительных средств печати, телевидения, радиовещания, компьютерных технологий: актуальность тематики, система идей, информационная емкость, система фактов и аргументов, композиция, стиль, языковое и жанровое оформление, фото- и художественная иллюстрация, телеизображение, средства компьютерной графики, звук, музыка и т.п. Особенности, характер профессии По характеру журналистскую профессию можно определить как творческую, литературную, но включающую в себя большую долю организаторской работы, как индивидуально-коллективную, поскольку процесс творчества носит творческо-индивидуальный характер, но тип деятельности в целом коллективный. Это профессия оперативная, динамичная, с большой долей непредсказуемых и разнообразных, каждый раз меняющихся ситуаций. По типу профессия в основном умственная, связанная с переработкой информации, со словом и другими знаковыми системами, однако и практически-коммуникативная, социономная, предполагающая непосредственное общение с людьми в процессе сбора информации. Профессия многообразная, универсальная по многим параметрам, сочетающая рациональное и чувственное, требующая широкой образованности с более углубленными знаниями в одной или нескольких областях, коммуникативных способностей, владения языком и способами профессиональной деятельности. Журналистская профессия характеризуется высоким уровнем социальной ответственности, широкими контактами, от заочных (через публикации, эфир) до очных встреч, «круглых столов», читательских, слушательских, зрительских конференций, других общественных акций, которые мы сейчас называем службой связей с общественностью, паблик рилейшнз. Одним из характерных качеств профессии является быстрый темп работы, высокая степень стрессовости, напряженности и адаптационной неопределенности, риска. В то же время главным достоинством и особенностью профессии выступает ее творческий характер (креатизм); наличие поисковых компонентов в деятельности (эвристичность), высокая степень новизны, неповторяемость жизненных ситуаций. Преобладающие виды деятельности ♦ литературно-творческая и познавательная, т.е. создание соб-1 ♦ редакторская, предполагающая редактирование различног ♦ планирование и организация, участие в производственно-! ♦ работа с так называемой ретранслируемой информацией, T.eJ ♦ взаимодействие с общественными и государственными струк-1 ♦ участие в рекламной и коммерческой работе редакций. Условия деятельности. Режим и ритм труда Работа журналиста и редакции во многом определяется поли-; тической, экономической и социальной ситуацией в обществе. Но | конечно, в первую очередь зависит от конкретных условий работы I данного редакционного коллектива, от политики его владельца и* руководителя, финансовой и материально-технической обеспеченности, психологического и творческого климата коллектива и т.п. К основным характеристикам условий деятельности, режима! труда журналиста относятся: ненормированный рабочий день, повышенная оперативность и интенсивность труда, неравномер-! ность трудового ритма, сложность работы с источниками информации, высокий уровень психологического напряжения, стрессо-вости. Это связано прежде всего с командировками и работой в экстремальных условиях, с ситуациями повышенного риска, иногда в «горячих точках» страны и планеты, опасностью для жизни и здоровья. Не исключены конфликты и сложности во взаимоотношениях с властями, политическими и коммерческими структурами, с владельцами, руководителями редакций, возможность судебных процессов, подкупы и преследования журналистов. Очень ярко рассказал об условиях работы журналиста заместитель главного редактора «МК» Вадим Поэгли: «Работал на " Серпе и молоте", но надоело вставать каждый день к шести утра. Инстинкт самосохранения погнал меня на журфак. Журналистика представлялась чем-то богемно-командировочным, с ночными творческими атаками, сдобренными изрядным количеством кофе и последующим сладким сном до полудня. Представляю, как вытянулось бы лицо у меня — первокурсника, если бы я увидел себя сегодняшнего. Меня, проводящего большую и, наверное, лучшую, часть своей жизни в прокуренных кабинетах " МК". Как удивился бы я, эстет и книгочей, если бы узнал, что теперь основное мое чтение — это газеты, а каждая прочитанная книга воспринимается как маленькая победа над собой. Как поразился бы я, жизнерадостный лентяй, тому, что всего через десять лет мой рабочий день станет ненормированным, а телефон превратится в проклятие жизни... Хорошо быть писателем. Пишешь, год не поднимаешься из-за стола, два... Но потом «окончен труд мой многолетний» и начинается «почивание на лаврах». Презентации, голова радостно гудит пустотой, поклонницы расспрашивают: " А что вы хотели сказать своим произведением? " Газета же живет один день. Каждый вечер работа, на которой выкладываешься до конца, заканчивается, и каждое утро начинается снова. Тем более что «МК» — слава Богу, одна из немногих газет, где журналистика даже сейчас остается не только информационным потоком, но и творчеством. Трудно работать в цехе с непрерывным производством, тем более трудно творить каждый день, бросаться на амбразуру. Впрочем, в " МК" все это называется смешнее: " Профессор Плейшнер выбрасывался из окна в четвертый раз"» (МК. 1994. 10 декабря). Подробнее об основных трудностях и сложностях профессии, психофизиологических особенностях и профессионально-личностных качествах личности журналиста поговорим в следующих разделах. Обобщая основные характеристики профессии, скажем, что это одна из самых сложных и многообразных по функциям, сферам деятельности, способам взаимодействия с аудиторией профессия, предполагающая различные творческие и организационные виды работы в условиях ненормированного, оперативного, интенсивного режима труда. Более детально и в сводном виде с характерными признаками журналистской профессии можно познакомиться в профессиограм- ме, составленной автором данного учебного пособия на основе категорий информационно-поисковой системы, которую разработали Е. А. Климов и его коллеги (см. Приложение 5). Здесь же в заключение суммируем основные особенности журнализма как профессии: ♦ информационность, вербальность, связь со словесным твор ♦ всепроникаемость, многоуровневость; ♦ многофункциональность, универсализм; ♦ социономизм, социальный характер, зависимость от типа ♦ коммунитарность, медийность, т.е. способность быть сред ♦ творческий характер, креативность; ♦ ритмологичность, цикличность, порционность информации; ♦ «массовизм», следование законам массового общества, мас ♦ оперативность, даже симультанность, т.е. одновременное с ♦ опосредованность общения с аудиторией, отсроченный эф ♦ мозаичность профессии, ее неупорядоченный, неструктури ♦ диалектичность, текучесть, неисчерпаемость, адекватность ♦ разнообразие, многообразие содержания труда; ♦ напряженность, высокая социальная и психологическая стрес- ♦ парадоксальность профессии; ♦ мобильность, подвижность профессии; ♦ адаптивность; ♦ познавательность, высокая степень новизны в процессе дея ♦ высокая степень социальной ответственности; ♦ ориентирующий характер, открытая и скрытая ценностность ♦ документализм, адекватность ситуативной реальности;
♦ сегодняшность, сиюминутность, злободневность, актуаль ♦ открытость профессии, доступность проникновения в про ♦ публичность, общественный характер профессии. Об этом качестве публичности, «обнародованное™», самом, пожалуй, важном, очень точно сказала Мариетта Шагинян в ин-терью Г. Сагалу*: «Многие газетные работники знают еще одну особенность своей работы. Обычно они проходят все стадии воплощения статьи в печати: пра- Сагал Г. 25 интервью // Так работают журналисты. М., 1979. вят ее с редактором, снова и снова перечитывают корректуру в гранках, в верстке; казалось бы, материал должен оскомину набить, знаком чуть ли не наизусть. И вот вышла газетная полоса; как электрический ток, дотронулась до вас реакция читателей на статью. И вы эту статью перечитываете, перечитываете глазами своих читателей, как совершенно свежую и новую для вас. При этом происходит своеобразный рикошет — отданное вами начинает давать вам ответ, в чем-то учит вас, на какую-то долю продвигает ваше собственное сознание».
|