Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы выбора профессии
Журналистская профессия всегда привлекала своим разнооб-| разием и новизной, творческим характером. Причем эти мотивь преобладают и у тех, кто только готовится стать журналистом и^ находится на пути к этому, и для уже состоявшихся журналистов. Однако есть и существенные различия в мотивациях начинающих; журналистов и прошедших суровую школу редакционной жизни.! Меняется соотношение мотивов и во времени. Проводимый каждый год в рамках курса «Введение в специ-| альность» опрос первокурсников факультетов журналистики по-1 казывает, что основные мотивы выбора профессии мало измени-! лись за последние годы. Как и прежде, основными остаются те, | что связаны с интересностью, новизной, общением с людьми и] поездками, с возможностью писать, заниматься творческой рабо-] той. Однако стало больше появляться прагматических мотиваций, связанных с общей ситуацией в стране, переходом на платформу рыночной экономики. Конечно, практика общения с журналистами, сотрудничество в редакциях, знакомство с фактами преследований журналистов, просмотр телевизионных передач о трудной работе журналистов основательно подкорректировали романтические представления абитуриентов и студентов о своей профессии. Сейчас они лучше осведомлены о ней, о том, что их подстерегает. Если в прежние годы на вопрос: «Какие сложности, трудности видите вы в профессии журналиста?» — до половины первокурсников затруднялись ответить, то теперь таких почти нет. И в мотивах выбора профессии все чаще появляются связанные с рискованностью и динамизмом профессии, а также с ее прагматической стороной, желанием завести нужные знакомства, установить связи, заработать деньги, сделать карьеру, занять определенное положение в обществе. Общественные мотивы профессии у первокурсников по-прежнему звучат весьма редко. Теперь они выражаются в формулировках типа: «Хочу донести до людей интересную им информацию». Аналогичные тенденции в динамике мотивации выбора профессии обнаружены нами и при анализе ответов журналистов в исследованиях разных лет. В 60—80-е годы практически у всех групп опрошенных (и тех, кто едва соприкоснулся с профессией, и тех, кто уже поработал в редакции) среди мотивов выбора, привлекательности профессии на первых местах стоял ее литературно-творческий характер, романтичность, необычность, возможность иметь доступ в любые сферы и к любым источникам информации, разнообразие и увлекательность профессии, возможность общаться с интересными людьми, быть в курсе событий, настроений и мнений людей. Характерно, что те же приоритеты наблюдаются и у американских журналистов. Но они чаще, чем российские, говорят о том, что их привлекает сам процесс информирования общественности, тогда как наши соотечественники в большей степени ориентированы на литературную работу, на раскрытие своего творческого потенциала. В этом сопоставлении проявляется традиционно сложившееся у нас представление о журналистской профессии как литературно-творческой в отличие от американского журнализма, суть которого — «рипотинг», т.е. информационная деятельность, служба. Впрочем, анализ динамики мотивации за тридцать лет в нашей стране свидетельствует о том, что в последнее время мотивация молодых журналистов стала ближе к ориентациям американцев. Правда, старшее поколение по-прежнему весьма высо- ко ценит литературную сторону профессии, процесс работы словом. В целом, по данным исследований 1997 и 2002 гг., на перг месте привлекательности профессии стоит «общение с людьми* возможность самовыражения, творческой самореализации. Рел чем прежде, журналисты мотивируют выбор профессии ее разнс образием и увлекательностью, возможностью повидать разные кр получить новую информацию, хотя эти стороны журнализма опрошенных весьма значимы. Появились и новые мотивы привл? кательности профессии, которых практически не было в прежш исследованиях: возможность переформировать, пересоздать жиз* свобода выражения мнений, рискованность, нестандартность, ai тюризм, острота ощущений, динамизм. И безусловно, отношение к профессии прагматизировалосв! Даже о возможности повидать разные края нынешние прагматич| ные журналисты иногда пишут в анкете: «возможность удовлет рить любопытство за казенный счет», «познать мир не за зарплат а за отпускные». Изредка встречаются и такие суждения: «прс сия дает возможность установить нужные связи, прославиться заработать». Высокие мотивы служения обществу и истине, к ее жалению, нечасто встречаются у молодых журналистов. Подобные наблюдения тревожат, как беспокоят коммерциали! зация и бульваризация журнализма. Однако нельзя не признать, это объективный процесс, имеющий глубокие корни в социалы переменах, происходящих в стране на наших глазах. Негативь эффекты, сопровождающие демократизацию общества и прессу будем надеяться, имеют временный, маятниковый характер. Но одновременно естественным выглядит присутствие в мота вации нового поколения некой адаптивной компоненты, котора поможет ему более или менее безболезненно вписаться в рыноч ное функционирование СМИ, быть готовым работать в услов* конкуренции и риска. Осознавая объективность многих сегодняшних перемен, не хс телось бы выплеснуть как лишнее то ценное, что характеризуе российскую традицию журналистики как гуманистическую, твор ческую, как служение общественным целям. К сожалению, эт| идеалы постепенно исчезают в сегодняшней жесткой конкурент^ ной коммерческой информационной среде. Журналистов отталки^ вает несвобода, ангажированность, необходимость писать по зака-jl зу, «зависимость СМИ от тупых бизнесменов и непрофессионаЦ лов». Вот несколько высказываний из анкет: «Стыжусь того, что мои коллеги активно занимались разрушение* великой страны, оставив миллионы людей без крова, Родины и куска хле-| ба». «Частично разочаровался в профессии ввиду растущей продажности и невежества коллег». «Слишком просто газетная бумага становится туалетной бумагой». «Разочаровался не в выборе профессии, а в уровне сегодняшней журналистики, в массе своей не созидающей, а разрушающей, опошляющей, циничной». Чтобы преодолеть негативные явления, надо стремиться к этому. Важно осознать: если прагматическая, индивидуалистическая, нетворческая мотивация закрепится у молодых журналистов и они будут использовать журналистику в корыстных целях, то их творческий и личностный крах неизбежен. Журнализм — это служение обществу, содействие тому, чтобы оно шло созидательным путем, а не разрушалось. В целом удовлетворенность выбором профессии зависит и от многих других причин: общей ситуации в журналистике, собственного должностного или творческого положения, удовлетворенности своей работой, статусом профессии в обществе и т.п. В исследовании выпускников факультета журналистики МГУ в 1997 г. зафиксирована более высокая удовлетворенность выбором профессии, чем в 1972 г. Около половины очень довольны тем, что выбрали эту профессию, еще 37% в основном довольны и 9% отчасти довольны. Недовольных оказался всего 1%! Почти такие же результаты получены в исследовании 2002 г., хотя немного уменьшился процент тех, кто отметил позицию «очень доволен». Но в целом (вместе с оценкой «в основном доволен») удовлетворены выбором профессии 91% с дипломом выпускника факультета журналистики МГУ. За двадцать пять лет почти на 15% выросло число тех, кто очень доволен профессией. И это говорит о том, что изменилась информационная ситуация в стране. Увеличилась возможность выбора места работы, изданий разной направленности и стиля, расширилась сама тематика изданий и телерадиопрограмм. Журналистика стала более свободной, рискованной, азартной и вариативной*. Если вы останетесь верными этой профессии — вас ждет хотя и трудная, но очень интересная творческая судьба. Однако чтобы стать настоящим профессионалом, полезным обществу и людям, нужно многому научиться. А о том, каким образом учиться журналистике наиболее рационально, поговорим во второй части учебного пособия. * См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: Взгляд социо-л°га. м., 1997. Часть II
|