Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НОТ. Рациональная организация труда






Как-то на одной из лекций мне пришла записка: «Нельзя л* подробнее остановиться на охране труда студентов. Как согласуют­ся требования учебной программы с требованиями воспитан! психически нормальной личности? Как преодолеть их несоответ-* ствие. Ведь объем учебных программ подразумевает 26-часовую бес прерывную деятельность». Нельзя не заметить некоторого преуве-| личения в оценках автора записки, но она отчетливо говорит смятении первокурсников, которые, пересев со школьной парты! на институтскую скамью, с трудом переключаются на иной ритм|


учебы, другие требования и непривычную для них форму получения знаний — лекционную. Пугает и необходимость много заниматься самостоятельно, глубоко осваивая действительно очень объемную литературу, рекомендованную вузовскими программами.

Период адаптации к новым требованиям и условиям учебы особенно болезненно проходит для тех студентов, которые не уме­ют рационально работать, правильно планировать время и рас­пределять свои силы.

На вопрос, пользуются ли студенты какими-нибудь правилами рациональной организации труда, только 20% первокурсников ответили «да». Именно они успевают делать учебные задания и ус­пешно учатся. Зато тех, кто не планирует своего времени, не пользу­ется рациональными приемами работы — большинство. До 70% из них не справляются, по их собственному признанию, с учебной

нагрузкой.

Русский физиолог, ученик Сеченова, Николай Евгеньевич Введенский писал: «При умелом распределении умственного тру­да можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, может быть, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жиз­недеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают!»*

Как же студенту научиться правильно работать? Предварительно следует сказать об общем понятии научной организации труда — НОТ.

Что такое НОТ?

Вы, наверное, слышали о научной организации труда (сейчас в ходу такие выражения, как наука организации и управления, ме­неджмент). Но, наверное, не все знают, что начало НОТ было положено на рубеже XIX-XX вв. американским инженером Фреде­риком Тейлором. Он разработал систему, в основу которой заложе­ны совокупность и последовательность рациональных методов уп­равления производственными процессами, приемов организации, нормирования и оплаты труда, подбора и расстановки кадров.

Достоинства системы состояли в том, что она позволила раз­вить невиданную доселе производительность труда. Весь производ­ственный процесс был разделен на отдельные операции. Для их выполнения привлекались самые опытные и ловкие рабочие.

* Введенский Н. Е. Избранные произведения. М., 1935. С. 11.

9-927


Тщательно изучались, хронометрировались, снимались на пле ку методы их труда. В результате отбирались самые эффективвд экономные приемы, которым затем обучали основную массу ботающих. Создавались оптимальные условия для работы, кс рая стимулировалась прогрессивной оплатой. Достигалась высок эффективность производства. Но были и недостатки. Система Tq лора была построена на чрезмерной суперпроизводительнс часто не учитывала пределы нормальной человеческой нагру доводила работников до истощения, пренебрегала личными и ] турными потребностями человека, усугубляла механический рактер труда (обычно это было конвейерное производство), шая его элементов творчества.

Очень ярко достоинства и недостатки системы проявились производстве Генри Форда, который воплотил теоретические новы НОТ на своем автомобильном заводе в Детройте. Благода применению этой системы он добился увеличения произволе автомобилей с 10 тыс. в 1909 г. до 2 млн в 1923-м.

Как-то я взяла в библиотеке книгу Г. Геккеля «Генри Форд изданную в 1925 г. Автор, побывавший в те годы на заводе Фог. был поражен тем, что при четкой организации производства, э* номии времени люди работают с неимоверным напряжением, ] страшной тесноте (пространство тоже экономилось). Обеденн! перерыв длился всего 15 минут, поэтому люди бегом бежали* лоткам с продовольствием и тут же немытыми руками ели купле! ную там же пищу. Столовой Форд не имел, считая это излишни| Не было у него ни клубов, ни читален. Зато была больница самоокупаемости, день лечения в которой стоил 1, 5 долл. Но! здесь рабочие не простаивали, собирая отдельные детали. Фо{! использовал любой «человеческий материал», даже калек. На пр изводстве работало 4 слепых, 37 глухонемых, 60 припадочнь 123 с изувеченными конечностями. Причем в беседе с русски» Форд абсолютно точно сам назвал эти цифры. Две операции шлись даже для безруких. А все производство насчитывало оке 8 тыс. операций. Недаром в названиях книг, изданных в 20-е год] часто употреблялся термин «человеческая машина».

Недостатки первоначальных опытов применения НОТ впе ледствии были во многом преодолены созданием комфортных; ловий для работы, а бесспорные достоинства говорили сами себя. Научная система рациональной организации труда легла; основу всех современных концепций и практику менеджмент Соратники и последователи Тейлора углубили и расширили ег идеи. Это были, кроме Генри Форда, супруги Фрэнк и Лилис Джильберты (Гильберты), Гарингтон Эмерсон, Анри Файоль.


Труды пионеров НОТ широко издавались в России в 20-е годы.

^аши ученые и практики часто бывали в Америке, знакомились с системой, внедряя ее в российское производство. Внимание к про­блемам научной организации труда в те годы было общегосудар­ственной политикой. Проблемами научной организации труда за­нималось около 50 научно-исследовательских заведений. Был объяв-Лен конкурс на лучший учебник по НОТ. Некоторые руководящие работники должны были держать специальный экзамен по науч­ной организации труда. Издавалось много книг и журналов по дан­ной тематике: «Время», «Организация труда», «Вопросы организации труда» и др. В 1923 г. была создана лига «Время», которая пропаган­дировала нотовские идеи и создавала ячейки НОТ на заводах и в

учреждениях.

Еще раньше, в 1921 г. создан знаменитый ЦИТ — Централь­ный институт труда, который возглавил Алексей Капитонович Гас-тев. Он был поэтом труда в прямом и переносном значении слова. В своих научных работах («Трудовые установки», «Нормирование и организация труда»), в публицистических произведениях («Снаря­жение современной культуры») и даже в поэтических сборниках («Поэзия рабочего удара») Гастев страстно агитировал за рацио­нальный труд (см. Попов Г. X. Техника личной работы).

Другим активным пропагандистом НОТ был Платон Михайло­вич Керженцев. Его книга «Принципы организации» и сейчас не потеряла своего значения. Научную организацию труда он внедрял и в журналистику. Керженцев, как мы уже знаем, был руководите­лем Российского телеграфного агентства — РОСТА, при котором организовал первую школу журналистов. Он же автор первого учеб­ника по журналистике «Газета. Ее организация и техника».

Главные правила, разработанные основоположниками научной организации труда, связаны прежде всего с материальным произ­водством. Однако они лежат в основе любой деятельности, в том числе учебной. Хотя в применении к умственной работе, каковой является учеба, правильнее употреблять термин КУТ, т.е. культура умственной деятельности, культура учебного труда.

Сущность научной, рациональной организации учебного труда состоит в том, чтобы добиться его наивысшей эффективности при наименьших затратах энергии, в оптимизации всех форм и методов работы студентов в аудитории и вне ее. Для этого нужно осознать закономерности, особенности умственного труда и усво­ить общие правила его рациональной организации.


Специфика умственной деятельности

Умственный труд отличается от физического прежде всего • что он имеет дело с информацией в качестве объекта деятельнс и в качестве продукта труда. Основным средством, инструме! такой деятельности является не мускульная энергия, как в Tp физическом, а тонкая и высокоорганизованная субстанция моз психическая, духовная структура человека.

Великий русский физиолог В. М. Бехтерев, говоря об основ* отличиях умственного труда от физического, выделяет то, что состоит из ряда высших сочетательных рефлексов, которые ра дражаются внутренними или внешними сигналами, в результ чего громадное значение имеет доминанта (прочное и длителы раздражение нервных клеток), концентрация внимания и спосс ность сосредоточиться.

Умственный труд связан с малой тратой мышечной энерг но с повышенным нервным и мозговым напряжением, что ведет| утомлению*. Причем при физическом труде, как выяснили у ные, утомление оказывается местным, развивается вначале в _ ботающем органе и только затем, если человек не прекратит раб ту, становится общим. При умственной же работе утомление сг. оказывается общим, потому что мозг связан со всеми процесса» в организме.

Физическое утомление быстро снимается. Начинают работ по меткому выражению А. Б. Залкинда, «нейтрализаторы ядовит продуктов»: почки и печень — главная «противоядная лаборат рия», грудная клетка, которая ускоряет дыхательные процесс! сердце быстрее гонит кровь, чтобы освободиться от ядов.

При умственной работе подавляются именно те функции, торые больше всего нужны для выведения продуктов распада: хание замедляется, сердце работает вяло, кровь циркулирует ь ленно, плохо снабжает мозг кислородом, уменьшается потоотде ление, при помощи которого выводятся из организма вреднь вещества. И следовательно, яды накапливаются в организме, приводит к сильному утомлению или переутомлению.

После физического труда мышечная ткань легко восстанавлЦ вается, потому что мышцы обладают несложным строением. /fe-j рвная же клетка основа мозга, обладает сложнейшей структур рой и восстанавливается очень медленно.

С этим связано и еще одно отличие умственного труда. Ее физическая работа прекращается сразу после ее окончания, то моз#

' См.: Залкинд А. Б. Умственный труд. М.; Л., 1930.


продолжает работать и после того, как мы поднялись от письмен­ного стола или закрыли книгу. И чем интенсивнее мы работаем, чем более сложную проблему решаем, тем большую инерцию про­секания умственных процессов порождаем. И чрезмерное утомле-ние сказывается не в потребности покоя (как в физической рабо­те), а в усилении возбуждения. Часто это возбуждение мы прини­маем за повышенную работоспособность и не понимаем, что доводим до истощения нервные клетки. Они постепенно разучива­ются отдыхать, и утомление через переутомление превращается в нервно-мозговое истощение, как говорит А. Б. Залкинд.

Однако умственный труд имеет и свои скрытые катализато­ры, которые способны нейтрализовать отрицательные свойства, перечисленные выше. Это интерес к работе, творчество, благие цели, стремление приносить пользу людям своей работой, своей жизнью. Но во всех случаях важно знать технику рациональной организации умственного труда, некоторые ее основные правила, чтобы успешно овладевать будущей профессией, получать знания при удовлетворении самим процессом учебы, сохранить работос­пособность и здоровье.

Планирование и учет времени

Какие цели стоят перед студентом? Дальние — стать хорошим профессионалом и воспитать себя как творческую личность, спо­собную приносить пользу людям. Ближние, промежуточные — ов­ладеть определенным объемом знаний, умений в соответствии с учебным планом (по курсам, семестрам, месяцам, неделям, дням). У каждого курса своя специфика: одно дело овладеть журналист­скими дисциплинами или литературой, совсем другое — эконо­микой или концепциями современного естествознания. К освое­нию одних предметов применим эмоциональный метод, другие приходится познавать рациональным, логическим путем. И выбор адекватного способа получения знания — тоже элемент стратегии или мысленной программы учебной деятельности студента. И ко­нечно, нужно ясно представлять, что и как вы должны сделать в течение текущего дня. Такие установки на день лучше всего давать себе ранним утром, мысленно представив содержание, методы и этапы, последовательность того, что предстоит сделать. А это тес­но связано с планированием.

Очень важно овладеть искусством планирования и учета време- чи, уметь четко распределять свою работу на семестр, месяц, неде-


лю, каждый день, стараться выполнять намеченное, четко ролировать бюджет времени.

Без планирования работы невозможно добиться ее высок эффективности. Теперь ваша работа подчинена ритму работы i культета журналистики. Она расписана в учебных планах и граммах на все пять лет. Определен круг дисциплин, намечено ] мя производственной практики, названы время и часы отчетнс по дисциплинам. Составлено расписание занятий. Ваши лич! планы желательно согласовать с перспективными учебными нами и ежедневным расписанием.

Вам придется спланировать на перспективу основные в* работы: время подготовки к зачетам и экзаменам, написание пщ менных заданий, рефератов, курсовых и т.п. Это ляжет в осщ ваших перспективных планов. Сюда же войдут планы, не связ ные с учебным процессом: работа в редакции, овладение вторе (третьим и т.д.) языком, посещение секций, кружков, освое* какой-либо области знаний (предположим, вам захочется уз* историю и архитектуру столицы) и т.д.

Перспективный план на год, семестр реализуется в те* месячных, недельных и ежедневных планах, которые соглас> с учебным расписанием.

Существуют различные формы фиксации планов. В книжнь канцелярских магазинах можно купить ежедневники и еженедел ники с рабочими планами и графами «Что сделать», «Где необх| димо быть», «Кому позвонить» и т.п., которыми удобно пол! ваться. Можно, естественно, придумать и свою систему фикса! планов, вплоть до самого простого: перечислить на бумаге то, надлежит сделать в течение дня, недели, месяца и т.п. Можно, полнить этот план отметками о сроках выполнения.

Возможно, кому-то непривычно, не хочется возиться с такс бумажной канцелярией. Тогда план останется в голове. Естестве* но, что он не догма. Живая жизнь постоянно вторгается в наи планы и нарушает или корректирует их. Но при всех обстоятел! ствах определенные вешки, «верстовые столбы» для ориента! мысли, памяти, воображения, для организации волевых усши должны быть. Это к нашей же пользе.

Планирование работы — большое искусство. Для того чтоб| экономно и рационально распределить усилия по достижеш любой цели, необходимо учитывать биоритмы природы и наше организма, поскольку человек есть существо не только социа ное, но и природное. Полезно жить и действовать в гармонии природой. Нарушение гармонии разрушительно для человека.


Все живое на земле подчинено биологическим ритмам: смена времен года, дня и ночи, приливов и отливов и это, естественно, отложило отпечаток на жизнь человека. Есть многолетние биоло­гические ритмы, сезонные, месячные, недельные, суточные рит-jtbi, которые влияют на работоспособность человека.

Еще древний поэт Архилох писал: «Познай, какой ритм владе­ет людьми». А английский драматург XVII в. Джон Драйден был автором емкого философского афоризма:

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть ритм, аккорд и тон.

Еще несколько лет назад, читая лекцию на эту тему, я с некото­рым опасением рассказывала студентам о биоритмологии, посколь­ку тогда она считалась чуть ли не антинаучной теорией. Теперь мы каждый день слышим по радио, по телевидению, читаем в газетах о магнитных бурях и влиянии их на здоровье людей, слушаем прогно­зы астрологов, как, возможно, сложится для нас грядущий день. Конечно, от полного отрицания природных факторов и биоритмов, влияющих на здоровье и умственную работоспособность, нельзя бросаться в другую крайность: беспредельно верить всему, что гово­рят астрологи. Дело в том, что дается обобщающая информация и только предположительные прогнозы. А человек индивидуален, у него личные ритмы, которые владеют им со дня рождения. Кроме того, человек подвержен большому количеству космических влия­ний, и одни ритмы перекрывают и гасят другие. Но все-таки пред­почтительнее внимательно отнестись к предостережениям специа­листов и критически осмыслить полученную информацию.

Какие же факторы влияют на ритмы человека? Прежде всего, космические, главным образом Солнце. Есть многолетние циклы солнечной активности (например, 600-800 лет), есть более корот­кие (80—90 лет). Крупные циклы даже сказываются на росте и раз­витии человека: с уменьшением магнитного поля Земли ускоряет­ся рост человека (акселерация), с увеличением — замедляется (ре­тардация).

Но знания о больших циклах — это, как говорится, для сведе­ния. А вот реально в своей жизни полезно учитывать 11—12-летние Циклы солнечной активности, которые сильно отражатся на жиз­ни и творческих способностях человека*. Ученый В. А. Иванов про­анализировал работы 120 поэтов, писателей, композиторов и об­наружил, что творческий подъем связан с максимумом солнечной

' См.: Куприянов Л. И. Биологические ритмы и сон. М., 1976.


активности. К аналогичным выводам пришли Е. В. Максимов В. Н. Завадек, которые статистически обработали сведения о дат рождения известных людей по энциклопедии за последние 400. и обнаружили, что кривая на графике подчинена 22, 7 года, удвоенному 11-летнему циклу солнечной активности.

Созданием гелиобиологии мы обязаны Александру Леониде вичу Чижевскому. Именно он вывел 11 -летний цикл солнечвд активности и еще в 20-е годы написал гениальную работу «Зеь ное эхо солнечных бурь». При изучении огромного статистическ го материала о развитии цивилизаций и исследовании солнечт ритмов ученый установил, что не только эпидемии, урожаи прочие биологические проявления жизни планеты, но и исторк ческие события, войны, революции, массовые движения, поя ление сильных лидеров зависят от солнечной активности, а ма» симум их приходится на максимум солнечной активности, кс рый как раз повторяется примерно через 11 лет. В период активно Солнца меняется магнитное поле Земли, что влияет на возбуди мость нервной системы. Вспышка на Солнце оказывает влияш на мозг, потому что длина волн магнитных излучений находит в том же диапазоне сверхнизких волн, что и энергия магнитш излучений Солнца.

Проанализировав наиболее яркие исторические события вое| мирной истории за две тысячи лет, Чижевский обнаружил, что период максимума солнечной активности совершается 60% все| исторических событий, в период минимума только 5%, еще 20.1JJ приходится на подъем и 15% на спад солнечной активности.

Мы долгое время не знали об этом гениальном ученом, потол что он был репрессирован. Родился и жил в Калуге, был учеников и соратником великого Циолковского. В 20-е годы избран почет| ным членом ряда международных объединений, в том числе Мел дународной биокосмической ассоциации, почетным профессоре» Стенфордского и Колумбийского университетов, почетным членоЦ астрономического общества Франции и т.п. В 1997 г. исполнилось К лет со дня рождения великого ученого и было два крупных междуна| родных симпозиума: в Москве юбилейная сессия Российской Ака| демии естественных наук, посвященная А. Л. Чижевскому, и меярЦ дународная конференция на его родине в Калуге. Тезисы mockobCJ кой конференции озаглавлены «Леонардо да Винчи XX века». Та! назвали его зарубежные коллеги еще в 1939 г. Тогда в Меморандум ме о научных трудах Чижевского, принятом на I Международно» конгрессе по биологической физике и космической биологии Нью-Йорке, говорилось: «Гениальные по новизне идеи, по unH| роте охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поста-?!


вцли профессора А. Л. Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным Гражданином мира, ибо его труды — дос­тояние человечества».

Выдвигая кандидатуру Чижевского на соискание Нобелевской премии, этот конгресс избрал его своим почетным президентом и отмечал, что многогранная деятельность ученого олицетворяет «для нас, живущих в XX в., монументальную личность да Винчи». В Сорбонне среди барельефов великих ученых есть и его портрет. Его сравнение с великим итальянцем верно еще и в том смысле, что помимо новых открытий во многих областях биофизики, ге­лиобиологии, космобиологии, космической эпидиомеологии, аэро­ионизации он проявил свои гениальные способности и в других областях. Окончил 4 факультета, в совершенстве владел несколь­кими языками. Отличный спортсмен, имел разряд по боксу. Напи­сал около 300 картин. Сейчас изданы сборники его философских стихов. Приведу четырехстишие Чижевского, которое имеет пря­мое отношение к образу жизни творческого человека.

В смятеньи мы, а истина — ясна, Проста, прекрасна, как лазури неба. Что нужно человеку: тишина, Любовь, сочувствие и корка хлеба.

Доклады российских и зарубежных исследователей самых раз­личных специальностей (физиков и биологов, астрономов и меди­ков, экономистов и философов, историков и психологов, журна­листов и экологов) на юбилейных симпозиумах в честь столетия ученого подтверждают и развивают гениальные открытия Чижев­ского, расширяют наше представление о влиянии Вселенной на человека и на его умственную работоспособность, творческие спо­собности. Чижевский обнаружил, что творческая активность зави­сит от концентрации в воздухе аэроионов.

Кроме больших солнечных циклов есть ежегодные, сезонные. Большинство солнечных бурь бывает весной и осенью, в это же время обостряются многие хронические заболевания. Но этот пе­риод как раз для творческих людей наиболее благоприятен, их ра­ботоспособность, как правило, повышается. Вспомним хотя бы «болдинскую осень» Пушкина.

Ученые также признают существование околомесячного ритма, в течение которого происходит и период подъема активности, и ее спад. Но бурные дебаты идут вокруг продолжительности этого цикла. Еще в начале века на основе опытов венский психолог Герман Свобода и берлинский врач Вильгельм Флейс выдвинули теорию трех биоритмов: физического, который, по их утверждению, длит-


ся 23 дня (т.е. 12, 5 дня длится подъем, столько же спад физичес* активности), эмоционального — 28 дней и интеллектуального — 33 j Эти ритмы, начиная со дня рождения, по утверждению учеь определяют наше состояние. Руководствуясь этой теорией, мне зарубежные автофирмы рассчитывают индивидуальные графики; водителей, в опасные дни (а ими считаются точки пересечения, или трех ритмовых кривых, дни перехода из фазы подъема в спада) не выпускают их на линию или предупреждают их об опасв сти. Сейчас и у нас существуют компьютерные программы, котор за минуту рассчитают для вас персональный график трех ритмов: |

Оппоненты этой теории сомневаются, что индивидуалы ритмы начинаются со дня рождения, а не со дня зарождения. О| говорят о том, что существует множество ритмов, которые на дываются друг на друга и гасят отрицательные их свойства, поз му не нужно придавать им самодовлеющего значения.

Студенты часто спрашивают, как поступить, если экзамен ] ходится на «черный день». Повторю еще раз то, о чем уже говор ла: принимайте советы к сведению, но любую информацию пр веряйте самостоятельно. Понаблюдайте за своим состоянием раб тоспособности в течение нескольких месяцев по собственш графикам самочувствия, и если обнаружится устойчивая тендер ция — учитывайте ее при планировании времени. Это перЕ А второе: не предавайтесь отчаянию, не будьте фаталистами в ношении «черных дней». Помните, вы самостоятельная творческ личность, вы можете при помощи положительной установки (cjj правило первое) и силы воли, сосредоточенности и внимания в хо выполнении работы преодолеть любые негативные прогнозы. Это осС бенно касается случаев, когда в том есть особая необходимое (экзамен, например). Но если вы можете позволить себе в крш ческие дни отдохнуть или заняться каким-то несложным трудо» сделайте так.

Вывод. На фазы, наиболее для вас благоприятные, лучше гагё нировать самую сложную и творческую работу (написание кур вой, реферата, публикации, подготовку к зачетам и экзамена и т.п.). На спады творческой активности — отдых и вспомогател ные работы (конспектирование, если материал уже проработав заполнение библиографических карточек, введение в компьют необходимой информации или поиск данных, редактирование тек* стов и т.п.).

Говоря о биоритмах, стоило бы еще упомянуть о том, что мерология советует активно работать в те дни месяца, который соответствуют датам вашего рождения (или сумме цифр). 138


Помимо околомесячных существуют и недельные ритмы. Они сВязаны со сложившейся веками традицией работать с одним-двумя выходными в неделю (это идет еще от библейской заповеди не рабо­тать в субботу). И эта традиция тесно связана с физиологическими функциями организма. Ученые обнаружили, что к концу недели кро­вяное давление повышается, в выходные дни снижается температу­ра тела и, соответственно, максимум работоспособности приходит­ся на середину недели — вторник, среда. Иногда в пятницу в пред­дверии отдыха бывает краткая вспышка работоспособности.

Самый тяжелый день, как и сказано в поговорке, — понедель­ник. Во вторник и среду — повышение работоспособности до мак­симальной, а далее силы убывают, и к субботе человеку требуется отдых. По утверждению ученых, после рабочей недели нужно 42 часа для восстановления сил. Посмотрите, соответствует ли ваш рабо­чий график такому распределению времени. Постарайтесь плани­ровать самые трудные задания на те дни, когда вам обычно легче

работается.

Но, конечно, самый важный для нас — суточный (циркадиан-ный) ритм, связанный со сменой дня и ночи. У большинства лю­дей — «голубей» в течение суток бывает два подъема работоспособ­ности: с 8 до 12—13 часов и с 16 до 20 часов. После обеда во время полуденного отдыха, когда кровь приливает к органам пищеваре­ния, а мозг обескровливается, естественно, лучше не работать.

«Жаворонкам», их примерно шестая часть, — лучше работает­ся утром, «совам» (это в основном люди творческого труда, они составляют третью часть населения) — вечерами и даже ночами. Вообще логично подчиняться естественным ритмам природы, т.е. вставать с восходом солнца и ложиться, когда оно зашло. Но здесь нет единого рецепта для всех. Даже «совам» придется подчи­няться расписанию учебного заведения, которое рассчитано на утреннее и дневное время. Бессонные ночи, конечно, нанесут вред вашему здоровью. Поэтому можно найти какой-то оптимальный вариант рабочего графика для тех, кто привык допоздна засижи­ваться за работой, а днем спать.

И наконец, нужно сказать о полуторачасовых (90—100 минут) циклах активности в течение суток. Это значит, что каждые полто­ра часа бывает и период подъема работоспособности, и период ее спада. В вузах даже были введены сдвоенные лекции, чтобы уло­вить всплеск внимания и мыслительной активности студентов. Од­нако сосредоточенное внимание не может удерживаться более 40— 50 минут даже при очень интересной лекции. Поэтому целесооб­разно в течение дня распределить работу с учетом мини-ритмов.


Теперь самое время поговорить о режиме дня, как ни по* ся вам банальным и школьным это слово. Дело в том, что раз> распределение времени в течение дня и, главное, выработка | лезных стереотипов, которые позволяют организму настраивает в определенное, точно означенное время на тот или иной вид, ятельности, освобождают нервную систему, мозг от лишней ты настраивать организм каждый раз заново.

Исследователи в области образования определили, что аул ные занятия студентов должны занимать 6—8 часов в день, самс ятельная работа 3-4 часа, чтение 1—1, 5 часа, самообс 3 часа, обед 1, 5—2 часа и сон 8 часов. На культурные развлече* планируется 6—8 часов в неделю. Однако данные социологичес* исследований показывают, что в целом у студентов гораздо бс ше времени уходит на сон и развлечения, а на самостоятелы-занятия остается не более двух часов. Если вы тщательно проа лизируете траты своего времени, найдете резервы для плодотв ного творческого труда. Хотя некоторым студентам, наоборот, но снизить свою учебную активность, потому что они практичв| ки совсем не отдыхают и очень мало спят, истощая свой оргавд и доводя его до переутомления. Нередко такая нерациональная уче малоэффективна.

Для тех же, кто хочет найти ресурсы времени для заня нужно уметь учитывать, замечать, куда расходуются драгоцеш дни, часы и минуты. Говорят, что человек, который считает вре? | по минутам, имеет его ровно в 60 раз больше того, кто считает i часами.

Вы, может быть, читали повесть Д. Гранина «Эта странна жизнь». А если еще нет, советую это сделать. Вы познакомитеа замечательным ученым Александром Александровичем Любищ^ вым (1890—1972), который достиг удивительной работоспособ* сти и продуктивности благодаря разработанной им системе нирования и учета своего времени. В годовом отчете, который ставлял целую тетрадь, записывалось в часах, минутах, странщ и т.д. все, сделанное за год. Например, за 1938 г. прочитано 9 ты| страниц художественной литературы на разных языках (а он вла дел английским, французским, немецким, испанским, италь ским, голландским и португальским), на что потребовалось 24 часов; написано 552 страницы научных трудов, из которых напе чатано 152 страницы. Мы плохо знаем имя этого ученого, пото» что его, как и Чижевского, постигла участь забвения в сталински| времена. На самом деле за свою жизнь он успел написать 12 5С листов машинописного текста. Наследие колоссальное. Это труд| по генетике, сельскому хозяйству, защите растений, энтомолс


гцй, зоологии, истории науки, теории эволюции, философии. Только в последние годы начинают издаваться некоторые его тру-дЫ- В 2000 г., например, вышла фундаментальная работа (к сожале­нию, не законченная) «Линии Демокрита и Платона», где он на очень обширном научном материале анализирует, как развивались древнегреческие философские направления в естественных науках, и приходит к выводу, что линия Платона была более плодотворной и эвристичной в науке, чем линия Демокрита. Он читал лекции, заведовал отделом научного института, ездил в экспедиции. В сво­бодное время занимался классификацией земляных блошек, кото­рых собрал 35 ящиков — 13 тыс. Любищев был человеком широчай­шей образованности, универсалом. А про себя говорил: «Я дилетант, универсальный дилетант. Слово-то это происходит из итальянского " дилетто", что значит — удовольствие». Он был чрезвычайно рабо­тоспособен, причем к старости, а дожил он до 82 лет, его рабо­тоспособность и идеепроизводительность возрастают.

Гранина особенно восхищает его бережное отношение к време­ни: «Меня поражали в Любищеве смелость, с какой он обращался с плотью времени. Он умел ее осязать. Он научился обращаться с пуль­сирующим, ускользающим " теперь". Он не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал время, сжи­мал его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным; ему и в голову не могло прийти " убивать время". Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслажде­ния жизнью. Урок Любищева состоит в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи... Время потерянное воспринималось как бы временем, отнятым у науки, растраченным, похищенным у людей, на которых он рабо­тал. Он твердо верил, что время — самая большая ценность и нелепо тратить его для обид, для соперничества, для удовлетворения само­любия... Это был труднейший подвиг мерности, каждодневное™. Каждодневного наращивания самоконтроля, самопроверки».

Чему же может научиться студент, прочитав об этом удиви­тельном человеке? Как экономить и учитывать время. Можно при­менять систему Любищева, лучше придумать свою. Полезно ис­пользовать опыт хронокарт, которые существовали еще в 20-е годы, когда их можно было купить в книжных киосках. Вот один пример такой хронокарты с буквенной системой обозначений различных затрат времени:

Л — лекции

А — семинары (аудиторные занятия)

М — мастерские, практические, лабораторные занятия


У — учет знаний (зачеты, экзамены и т.п.)

Ц — личные дела в вузе (справки, взносы и т.п.)

Р — подготовка к занятиям, самостоятельная работа

Ж — самообразование (чтение художественной литературы и

О — общественная работа

Н — непроизводительно затраченное в вузе время

X — передвижение (ходьба, поездки на транспорте)

3 — дополнительные заработки

Е — самообслуживание (еда и т.п.)

В — семейные обязанности

Т — развлечения (театр, кино, игры и т.п.)

Я — бездеятельный отдых

С —сон

И — прочее

Нетрудно и самому составить систему буквенных обозначе! временных трат и обозначить ими виды своих занятий в течеУ дня в хронокартах, где каждый час поделен на четыре отрезка^ 15 минут. Приведем фрагмент такой хронокарты (табл. 3).

Затем виды работ суммируются по дням, неделям, меся1 В приведенном примере оказывается, что первого сентября гипс тический студент потратил по полтора часа на лекции, семинар! лабораторные занятия, 2, 5 часа на подготовку к ним, полтора г на еду, час на передвижение, час на развлечения, 1 час 45 mi на самообразование, 45 минут на семейные обязанности. Безд| тельный отдых и непроизвольно затраченное время составил! час 15 минут, а сон длился 8 часов. Здесь приведен оптимальн! вариант распределения времени.

Наглядная графическая схема обозначения затрат времени щ лагается в книге Г. X. Попова «Техника личной работы» (мог взять любое издание), который заимствовал ее из книги Л.

Таблица


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал