Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиограмма журнализма
Признаки профессиограммы журналиста Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникативной, информационно-управляющей, просветительной, рекламной, рекреационной функциями Открытая профессия, в которой могут работать люди с разными типами образования, однако предпочтительнее журналистское, филологическое, вообще гуманитарное или специальное (в той области, которая является сферой публикаций) плюс журналистское, полученное в вузе (бакалавр, специалист, магистр) или в системе повышения квалификации. Профессия с относительно малой численностью занятых в ней Возраст — средний, около 35—40, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности (репортер, аналитик и т.п.) варьируется от молодого до среднего и выше. Пол — любой, хотя в связи со сложностью и динамизмом профессии в основном в журналистике работают мужчины (60—65%), но это тоже зависит от специализации. Опыт работы. Для узких специалистов желателен опыт до-журналистской работы в сфере специализации. Для остальных — разнообразный жизненный опыт Творческий самостоятельный и исполнительский при широких контактах с людьми в сфере информации, управления, материального и духовного производства, в сфере воспитания людей Орудия, предназначенные для создания, переработки и передачи информации (пишущие ручки, машинки, компьютеры, принтеры, сканеры, печатная теле- и радиотехника, средства связи и пр.)._________________________________ Выразительные средства устной и письменной речи, образные средства, изображение и звук, мимика, жест и другие признаки профессионального поведения. Система задач и правил поиска и преобразования информации Работа индивидуально-коллективная с устойчивым разде лением труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская, редакторская работа и т.п.). Работа коллективная в процессе выхода публикации (для теле- и радиожурналистов коллективный характер труда связан и с процессом создания передачи). Количество группы зависит от типа редакции и целей конкретного задания
Категории рофессиограммы ятельности по ризнаку «индиви-уальная—коллективная» .3.2. Особенности о признаку: амостоятельности аботников .3.3. Профессиональные, деловые онтакты 4. Информационные признаки, характеризующие типовые производственные показатели работы 4.1. Предмет деятельности 4.2. Цели, функции 4.3. Типы деятельности, важнейшие производственные операции, обязанности 4.4. Виды трудностей
Признаки профессиограммы журналиста амостоятельная, творческая, тельской Широкие (с разным и постоянно меняющимся кругом лиц ' разных специальностей и должностного статуса) Предмет деятельности — актуальные события действитель^! ности во всех сферах (информация, производство, потреб- ' ление, досуг и пр.), информация об актуальных изменениях действительности Удовлетворение потребностей общества как системы и отдельных его групп в актуальной информации (информирование, просвещение, социальное ориентирование, коммуникация, интеграция, рекреация, информационное управление, пропаганда, рекламирование и т.п.) Литературно-творческая и познавательная деятельность, создание журналистских публикаций (работа с источниками информации, постижение сути полученных сведений, конструирование текста). Редактирование различного вида текстов. Работа с ретранслируемой информацией (с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ и т.п.). Работа с авторами и письмами в редакцию. Планирование, организаторская, организационная работа, участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в эфир. Участие в рекламной и коммерческой деятельности Высокая степень социальной ответственности. Высокая степень психологической стрессовости. Опасности для здоровья и жизни. Высокая степень риска.. Частые командировки. Высокий ритм труда. Ненормированность рабочего времени. Трудности работы с источниками информации. Творческие трудности при создании текстов. Трудности в общении с людьми в процессе сбора информации. Признаки профессиограммы журналиста Сложности общения в творческом коллективе редакции. Работа в помещении. Часто на открытом воздухе во время выполнения редакционных заданий с постоянной сменой места работы. В разных климатических условиях (периодически в командировках) Ненормированный рабочий день, работа в разное вре суток — днем, вечером и даже ночью — ив связи с разными редакционными заданиями и в связи с тем, что многие публикации создаются дома во внеурочное время. Работа творческая, разнообразная, не монотонная. Динамичная, связанная с выездом на задания, в команди ровки Быстрый темп, оперативность. Непредсказуемость профессиональных ситуаций, их стрес- совость. Высокая степень риска. Физические и нервные перегрузки Высокая степень социальной ответственности перед обществом и аудиторией. Высокая степень профессиональной несвободы. Высокая степень психологической стрессовости и связанные с этим профессиональные болезни: сердечные, нервные, желудочные заболевания, бессонница Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе сбора информации — непосредственная и опосредованная, в процессе общения с аудиторией — опосредованная каналами передачи, хотя может быть и непосредственной (интерактивная связь во время ТВ и радиопередач, в электронных сетевых коммуникациях). -Информация обычно достаточно легко воспринимается, но иногда смысл и сущность восприятия затруднены по разным причинам (например, в расследовательской деятельности, в работе с документами, в беседе, когда собеседник не хочет открывать своих намерений и скрывает информацию и пр.) Содержание зрительного восприятия: ситуации, социальные объекты, их поведение (вербальное и невербальное) и взаимоотношения, природные объекты, их состояние, предметы и их качества, изображения, тексты (печатные, документы, рукописи и пр.) и т.п. Содержание слухового восприятия: беседы с людьми, разговорная и официальная речь, радио, телеречь. 234
|