![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие конкуренцииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Слово «конкуренция» произошло от латинского «сталкиваться». В данном случае речь идет о столкновении, соперничестве между субъектами рынка, их борьбе за наиболее выгодные условия осуществления сделок. Без конкуренции любой фирме угрожает застой. Но сегодня конкуренция состоит не столько в борьбе против соперников, сколько за потребителей. Процесс развития рыночной ситуации постоянно создает для нее новые возможности, поэтому в большинстве случаев затишье в конкуренции временно.
Фирмы, участвующие в конкурентной борьбе, обычно классифицируются по следующим главным признакам: • масштабам соперничества; • рыночной доле; • стратегическим намерениям; • прочности конкурентных позиций; • типам конкурентных стратегий и поведения.
Последнее может быть независимым от соперников; согласованным с ними в рамках законодательства; приспосабливающимся; опережающим, основанным на предвидении действий конкурентов; агрессивным, нацеленным на победу любой ценой.
Общие правила осуществления конкурентной борьбы: • не следует недооценивать конкурентов, даже если они загнаны в угол; • нельзя без нужды нападать на сильных соперников, особенно не обладая стабильным конкурентным преимуществом; • атаковать лучше слабую фирму, чем сильную; • необходимо учитывать возможные ответные меры, ухудшающие ситуацию.
Конкуренция выполняет следующие функции. 1. Приводит к установлению единой рыночной цены. 2. Дает импульс специализации, расширению масштабов производства, улучшению его технологии. 3. Стимулирует совершенствование конструкции и повышение качества выпускаемой, появление новой продукции, разнообразие ассортимента. 4. Направляет межотраслевой и межрегиональный перелив капитала (последний покидает неприбыльные сферы и направляется в перспективные, где конкуренция сравнительно низка, а доходы значительны). 5. Приводит к дифференциации субъектов экономической деятельности.
В результате она вызывает постоянные перемены на рынке, касающиеся: • уровня и динамики цен; • соотношения спроса и предложения; • появления новых видов продукции и пр.
Конкуренция протекает в определенной среде, называемой конкурентной. Ее образует совокупность отношений хозяйствующих субъектов: поставщиков, потребителей, посредников, производителей аналогичной, взаимозаменяемой, нейтральной продукции (ее могут предпочесть покупатели, которым безразлично, на что тратить деньги). Таким образом, конкурентная среда есть часть макроокружения фирмы.
На нее сегодня в значительной мере влияет также государство, которое осуществляет активные действия по регулированию конкуренции. К ним относятся: во-первых, проведение антимонопольной политики, определяющей методы средства контроля конкуренции, ограничения существующих монополий, защиты прав потребителей; во-вторых, налоговое стимулирование конкуренции; в-третьих, ее экспортно-импортное регулирование; в-четвертых, участие в производстве, реализации продукции, капиталовложениях в перспективные отрасли; в-пятых, стандартизация продукции, технологий и пр.; в-шестых, регулирование добычи полезных ископаемых, цен на сырье, энергию, воду, выдачу различных лицензий.
Острота конкурентной борьбы определяется: • количеством и составом конкурирующих субъектов и соотношением сил между ними, характеризуемым долей в совокупных продажах соответствующих товаров (увеличение их числа и рост масштабов сбыта обостряют борьбу); • уровнем издержек (высокий конкуренцию усиливает); • темпами роста рынка и возможностью расширить свою долю (конкуренция обостряется, если рост замедленный, и успеха можно добиться, только потеснив других); • степенью дифференциации продукции (когда она незначительна, соперничество растет); • стабильностью покупательских предпочтений; • масштабами инновационной деятельности, распространения технически и технологических изменений, скоростью обновления продукции, которое расширяет рынок и стимулирует спрос; • интенсивностью маркетинговых мероприятий, затратами на привлечение покупателей (если они низки, столкновения острее); • постоянством связей с клиентами (стабильные долгосрочные контакты сужают сферу конкуренции); • сложностью входа в отрасль и выхода из нее; • стратегической значимостью отрасли; • сезонностью работы (разовый выброс крупных партий продукта обостряет борьбу, поскольку необходимо избежать затоваривания); • характером государственного регулирования.
Особенностями современной конкуренции являются: • быстрая смена объектов вследствие сокращения жизненного цикла продукции; • уменьшение препятствий к введению новинок; • ослабление прямого государственного регулирования; • переориентация производителей со снижения затрат на повышение качества и разнообразие продукции; • возрастание роли инноваций в сфере технологий и продуктов; • сокращение общей продолжительности производственного цикла; • широкое применение информационных технологий; • переход по ряду направлений к глобальному соперничеству, характеризующемуся особой остротой, которое далеко не все могут выдержать, ибо воевать против всех — бессмысленно.
Успех конкуренции определяется: • обладанием устойчивыми конкурентными преимуществами по сравнению с сильнейшими соперниками; • наличием обоснованной стратегии, ее лучшей реализацией (важно при сходстве стратегий); • активным осуществлением инноваций.
Сегодня важным фактором делового успеха, часто единственным средством выживания и развития, обеспечивающим более высокое качество и технический уровень продукции, становится сотрудничество — органический симбиоз конкуренции и кооперации. Оно характеризуется прочной долговременной связью партнеров и совместной реализацией цели. В случае единичных сделок интересы участников в основном противоположны. Но в многосторонних отношениях субъекты сталкиваются друг с другом в сферах, где вовсе не обязательно оказываются противниками, например могут сотрудничать с некоей третьей стороной.
Теснота и характер межфирменного сотрудничества определяются: • интенсивностью и частотой взаимодействия; • числом его функциональных областей; • организационным уровнем и важностью решаемых проблем. При низкой степени взаимодействия на первое место для фирмы выходит проблема приращения добавленной стоимости, при высокой — знаний и опыта, которые она хочет получить от партнеров.
|