![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегические конкурентные группы
Поскольку конкурентов часто бывает слишком много и изучить каждого в отдельности сложно, фирмы с одинаковыми стратегическими характеристиками и конкурирующими на одной основе целесообразно объединять в стратегические группы. Компании одной стратегической группы вследствие схожести являются более очевидными соперниками, чем разных. Те обладают неодинаковыми возможностями, потенциальной прибыльностью, подверженностью угрозам со стороны шаров-заменителей и изменению рыночной конъюнктуры. Поэтому им труднее напрямую конкурировать между собой. Группа фирм в большей мере, чем монополия, стимулирует спрос и оказывает влияние на поддерживающие отрасли, ведет к появлению новых фирм. Но конкурентами являются и фирмы из соседних групп (чем более сходны их характеристики, тем сильнее конкуренция между ними). Поэтому рост числа групп и увеличение их возможностей усиливают конкуренцию.
Общность конкурентов, объединяемых в стратегические группы, проявляется в: 1) однородности ассортимента и качества выпускаемой продукции, использовании одних и тех же технических достижений, патентов, лицензий; 2) близких объемах производства; 3) схожести каналов распределения; 4) общности технологий, принципов интеграции; 5) похожих методах организации сервиса и технической помощи; 6) одном типе покупателей; 6) сопоставимой по интенсивности рекламе; 7) одинаковом уровне деловой активности; 8) близости конкурентных позиций; 10) территориальном соседстве; 11) применении одинаковых методов конкурентной борьбы; 12) продаже товаров в одном ценовом диапазоне и пр.
Обычно анализ стратегических групп осуществляется в дополнение к анализу действий конкурентов. Его объектами являются: уровень продуктового разнообразия; географический охват; количество рыночных сегментов; число каналов распределения; разнообразие торговых марок; технологическое лидерство; возможности в сфере НИОКР; издержки; ценообразование; размеры фирмы и пр.
Для исследования стратегических групп часто используется их карта. Она дает лучшее понимание конкурентов и показывает возможность перехода из одной группы в другую, помогает определить, какое им нужно уделить внимание, и выработать адекватную стратегию. Можно составить несколько карт и из них выбрать наиболее соответствующую ситуации.
Составление такой карты предполагает: • определение набора характеристик, по которым производится выборка и сопоставление фирм (такие характеристики должны быть дискретными, наглядными, четко идентифицируемыми); • нанесение их на двумерную матрицу; • объединение фирм, попавших в одно стратегическое пространство, в общую группу; • отображение группы на карте (матрице) в виде кружочков («пузырьков»), диаметр которых пропорционален доле продаж.
Чем ближе на карте расположены фирмы, тем сильнее между ними конкурентная борьба, суть которой (вокруг чего она ведется), а также связь конкурентных позиций и прибыльности помогает определить анализ изменения положения групп. Результатом анализа стратегических групп может быть определение конкурентной позиции фирмы на рынке (например, с точки зрения объема продаж).
|