Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура российского законодательства об административной ответственности, его основные задачи и общая характеристика. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Что касается Кодекса РФ об административных правонарушениях как единственного на сегодняшний день федерального законодательного акта, аккумулирующего в себе все основополагающие правовые нормы, составляющие в совокупности институт административной ответственности, то структурно он состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Особенная часть», «Суды, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», «Производство об административных правонарушениях» и «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях», аккумулируя в себе как материальные нормы, так и нормы процессуального права. Причем содержащиеся в КоАП РФ материально-правовые нормы выходят далеко за границы охраны чисто управленческих отношений, о чем явно свидетельствуют положения Особенной части КоАП РФ, предусматривающей составы административных правонарушений, посягающих на права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на собственность, на институты государственной власти и пр. Объединение же всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности воедино (чего не было в предыдущем кодексе – КоАП РСФСР, поскольку кроме него эту сферу частично затрагивали Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и иные законы) дает возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах, поскольку число лицРФHA llllkk, уполномоченных применять административно-правовые санкции, достаточно велико и их конкретные полномочия в этой сфере во многом отличаются друг от друга. Нельзя не затронуть и своеобразие законодателя в подходе к решению вопроса о нумерации статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая тот фактор, что в условиях постоянно меняющейся ситуации в правовом регулировании экономической, социально-культурной и иных сфер общественной жизни страны неизбежно придется периодически вносить соответствующие изменения и в структуру их административно-правовой охраны. Так вот – в каждой из тридцати двух глав КоАП РФ нумерация статей ведется по индексу главы и последовательному месту каждой статьи в этой главе. И если потребуется дополнить КоАП РФ еще какой-нибудь нормой или совокупностью норм, объединенных в одну статью (а таковые дополнения уже есть и их не мало), то включаться такая глава будет в соответствующую главу со своим самостоятельным номером, чего нельзя сделать применительно к другим кодифицированным актам (УК РФ, ГК РФ и пр.), дополнять которые приходиться, дублируя номера уже имеющихся статей с цифирными индексами типа «прим», «два прим» и т.д. Представляется, что такой законодателя в структурировании КоАП РФ частично упростит ориентацию в его нормах, как простому гражданину, так и правоприменителю.
Заключение
Проанализировав данную тему, можно сделать следующие выводы: 1. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, т. е. административное правонарушение, именуемое ещё как административный проступок или административный деликт. 2. Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения новых правонарушений. 3. Административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, (точнее было бы говорить – административно-деликтного права как самостоятельной отрасли или, по крайней мере – подотрасли административного права), которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности. 4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной – только физические лица. 5. Административное наказание как мера административной ответственности, всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая в большинстве своем нормами административного права. 6. Практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной. 7. Основаниями же административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. 8. Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения со всеми свойственными ему общими признаками (это, прежде всего деятельность, причем деятельность правоприменительная, направленная на защиту правопорядка, реализуемая в рамках охранительных правоотношений и пр.). 9. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Список использованной литературы
Основная: 1. Конституция Российской Федерации. М., 1996 от 12.12.93. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 1. 3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юристъ, 2002. 4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.). М., 2006 5. ТимошенкоИ.В. Административная ответственность: 100 экзаменационных ответов / Экспресс-справочник для студентов вузов. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. 6. Тимошенко И. В. Административная ответственность: конспект лекций / Зачет и экзамен. Ростов н/Д: Феникс, 2007. Дополнительная: 7. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 декабря 1980 г. об административных правонарушениях // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 44. 8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. 9. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М.: Статут, 2000. 10. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. Часть общая. – М., 1993. С. 187. 11. Козлов Ю.М., Л.Л. Попов. Административное право. Учебник. М.: Юристъ, 2001. 12. Масленников М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях. – М. 1994. С. 31.
|