Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания к заданию 2
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика. Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла продукта, учитывает фазы, в которых находится продукт. Одним из методов выбора инновационной стратегии является матрица БКГ (Бостонская матрица). В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка. Темпы роста рынка (РР) характеризуют движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объемов продаж), и могут быть определены через индекс темпа роста за последний рассматриваемый период (2012 - 2013гг.). Индекс темпа роста определяется как отношение объема реализации продукции за текущий год к объему ее реализации за предыдущий год и выражается в процентах или в коэффициентах роста.
Таблица 4.2
Относительная доля рынка (ОДР), занимаемая предприятием на рынке, определяется отношением доли предприятия (ДП) на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы (ДК). Доля каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2013 г. определяется в процентах. Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Расчетные данные для построения матрицы БКГ
При построении матрицы БКГ в качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т. е. объем продаж постоянен, и относительная доля рынка - средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. На основе анализа матрицы БКГ по каждому виду продукции формируется продуктовая стратегия предприятия. Она может содержать следующие стратегические решения: - убрать из продуктового портфеля предприятия; - увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля; - изменить относительную долю на рынке; - увеличить инвестирование; - ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п. При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля: - «звезды» оберегать и укреплять;
Пример матрицы БКГ
- по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять; - для «дойных коров» применять жесткий контроль капиталовложений и передачу избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня; - «дикие кошки» подвергать специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»; - комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования - умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли; - комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности; - комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.
4.4. Задание 2 Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия. По двум видам продукции дан объем реализации в денежных единицах (ДЕ) за последние два года, а также доля рынка предприятия (ДП) и сильнейшего конкурента (ДК) представлены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Характеристики отдельных видов продукции
|