![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проверка зубьев передачи на изгибСтр 1 из 6Следующая ⇒
Проверяем прочность зуба на изгиб. Эквивалентное число зубьев:
Zv = = = 54, 758. (3.34)
Коэффициент формы зуба по табл. 4.5[1] Yf=2, 168. Напряжение изгиба:
sF= (3.35)
sF= = 14, 061 МПа £ [s-1F] = 43, 974 МПа.
Условие прочности выполнено. Силы действующие на червяк и червячное колесо: окружная сила на червячном колесе, равная осевой силе на червяке:
Ft2= Fa1= = = 2948, 119 H; (3.36)
окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе:
Ft1= Fa2= = = 875, 911 H; (3.37)
радиальные силы на колесе и червяке:
Fr1= Fr2= Ft2· tg(20o) = 2948, 119 · tg(20o) = 1073, 028 H. (3.38)
1.4 Проектный расчёт
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. гл.3, табл. 3.3[1]):
- для шестерни: сталь: 45Л термическая обработка: нормализация твердость: HB 180
- для колеса: сталь: 45Л термическая обработка: нормализация твердость: HB 160
Допустимые контактные напряжения (формула (3.9)[1]), будут:
[sH] = (4.1)
По таблице 3.2 гл. 3[1] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350:
sH lim b= 2 · HB + 70 (4.2)
sHlimb(шестерня)= 2 · 180 + 70 = 430 МПа; sH lim b (колесо)= 2 · 160 + 70 = 390 МПа;
[SH] - коэффициент безопасности [SH]=1, 1; KHL- коэффициент долговечности.
KHL=, (4.3)
где NH0- базовое число циклов нагружения; для данных сталей NH0= 10000000;
NHE= 60 · n · c · tS· KHE (4.4)
Здесь:
- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.)= n2= 57, 544 об./мин.; n(колеса)= n3= 23, 018 об./мин. - c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении; - tS- продолжительность работы передачи в расчётный срок службыб ч.:
tS= 365 · Lг· C · tc (4.5)
- Lг=10 г. - срок службы передачи; - С=1 - количество смен; - tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS= 365 · 10 · 1 · 8 = 29200 ч.
KHE- дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.
KHE= S (4.6)
KHE= · · + · · + · · = 0, 328
Тогда:
NHE(шест.)= 60 · 57, 544 · 1 · 29200 · 0, 328 = 33068004, 864 NHE(кол.)= 60 · 23, 018 · 1 · 29200 · 0, 328 = 13227431, 808
В итоге получаем:
КHL(шест.)= = 0, 819 Так как КHL(шест.)< 1, 0, то принимаем КHL(шест.)= 1
КHL(кол.)= = 0, 954 Так как КHL(кол.)< 1, 0, то принимаем КHL(кол.)= 1
Допустимые контактные напряжения:
для шестерни [ sH3] = = 390, 909 МПа;
для колеса [ sH4] = = 354, 545 МПа.
Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса. Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:
[ sH] = [ sH4] = 354, 545 МПа.
Принимаем коэффициент симметричности расположения колес относительно опор по таблице 3.5[1]: KHb= 1, 25. Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем: yba= = 0, 2, (см. стр.36[1]). Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле 3.7 гл. 3[1]:
aw= Ka· (u2+ 1) · (4.7)
aw= 49.5 · (2, 5 + 1) · = 332, 604 мм.
где для прямозубых колес Кa= 49, 5, передаточное число передачи u2= 2, 5; T3= 889420, 332 Н·мм - вращающий момент на колесе. Принимаем значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66: aw= 315 мм. Нормальный модуль зацепления берем по следующей рекомендации: mn= (0.01...0.02) · awмм, для нас: mn= 3, 15...6, 3 мм, принимаем: по ГОСТ 9563-60* (см. стр. 36[1]) mn= 3, 5 мм. Задаемся суммой зубьев:
SZ = z3+ z4= = = 180
Числа зубьев шестерни и колеса:
z3= = = 51, 429 (4.8)
Принимаем: z3= 51
z4= SZ - z3= 180 - 51 = 129 (4.9)
Угол наклона зубьев b = 0o.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
d = (4.10)
d3= = = 178, 5 мм;
d4= = = 451, 5 мм.
Проверка: aw = = = 315 мм.
диаметры вершин зубьев:
da= d + 2 · mn (4.11) da3= d3+ 2 · mn= 178, 5 + 2 · 3, 5 = 185, 5 мм; da4= d4+ 2 · mn= 451, 5 + 2 · 3, 5 = 458, 5 мм.
ширина колеса: b4= yba· aw= 0, 2 · 315 = 63 мм; (4.12) ширина шестерни: b3= b4+ 5 = 63 + 5 = 68 мм; (4.13)
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ybd= = = 0, 381 (4.14)
Окружная скорость колес будет:
V = = = 0, 538 м/c; (4.15)
При такой скорости следует принять для зубчатых колес 8-ю степень точности. Коэффициент нагрузки равен:
KH= KHb· KHa· KHv. (4.16)
Коэффициент KHb=1, 04 выбираем по таблице 3.5[1], коэффициент KHa=1 выбираем по таблице 3.4[1], коэффициент KHv=1, 05 выбираем по таблице 3.6[1], тогда:
KH= 1, 04 · 1 · 1, 05 = 1, 092
1.5 Проверочный расчёт по контактным напряжениям
Проверку контактных напряжений проводим по формуле 3.6[1]:
sH= (4.17)
sH = =
= 320, 043 МПа. £ [sH]
Фактическая недогрузка:
DsH= = = -9, 731%, что меньше допустимых 13%.
Силы действующие в зацеплении вычислим по формуле 8.3 и 8.4[1]:
окружная: Ft3= Ft4= = = 4129, 019 Н, (4.18)
радиальная: Fr3= Fr4= Ft3· = 4129, 019 · = 1502, 84 Н; (4.19)
осевая: Fa3= Fa4= F t3· tg(b) = 4129, 019 · tg(0o) = 0 Н. (4.20)
|