Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекция программ занятия.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ. Тема: Основы методики составления индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ. План. Алгоритм составления индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ. 2. Варианты индивидуальных программ физкультурно – оздоровительных занятий. 3. Характеристика авторских физкультурно-оздоровительных программ: А) программа К.Купера; Б) программа Амосова; В) Программа А. Астарда и К.Роланда. Г) программа ВНИИФК. Алгоритм составления индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ. В физическом воспитании программы занятий составляются для группы занимающихся однородных по выбранным признакам — возрасту, полу, уровню физического состояния и т.п. — в таких формах, как урок в школе или вузе, секционное занятие, занятие в оздоровительных группах, а также для конкретного занимающегося с учетом его индивидуальных особенностей как в рамках урочных форм в виде индивидуальных заданий, так и неурочных — организованных и самостоятельных. Такой вариант составления физкультурно-оздоровительных программ является ведущим при организации работы со взрослым населением. При составлении программ учитываются общие закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств и особенности методики физического воспитания для различных возрастных контингентов населения. Для упорядочения последовательности действий при составлении программ занятий используется алгоритм программирования: Определение исходного уровня физического состояния занимающихся. 2. Определение нормативов физического развития, функционального состояния жизнеобеспечивающих систем, физической подготовленности для каждого занимающегося (целевая модель занятий). 3. Определение степени отклонения индивидуальных параметров физического развития, функционального состояния, физической подготовленности от нормы. Определение рационального двигательного режима (вида или направленности упражнений, их интенсивности и продолжительности, количества занятий в неделю или в течении дня, темпы увеличения нагрузки в течении недели или месяца). Подбор адекватных методов врачебно-педагогического контроля. Коррекция программ занятия. Коррекция (исправление, направление) непосредственно связана с управлением процессом. Модельные характеристики уровней физического состояния и программы занятий физическими упражнениями представляют план действий, который должен корректироваться с учетом фактических изменений, происходящих в организме занимающихся. Коррекция прогнозных моделей физического состояния, соответствующих высокому уровню здоровья, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей адаптационных реакций организма, которые проявляются в неспецифической резистентности к условиям окружающей среды, т.е. способности противостоять вирусным респираторным инфекциям, антропогенным загрязнениям внешней среды. Результатом взаимосвязи между устойчивостью организма к влиянию указанных факторов является отсутствие острых респираторно-вирусных заболеваний или их эпизодический характер, а также отсутствие различных нозологии хронических заболеваний. Коррекция индивидуальных и групповых программ подразделяется на оперативную и текущую. Оперативная коррекция предусматривает исправление технических ошибок при выполнении упражнения, введение дополнительных попыток для закрепления двигательного навыка, а также регулирование физической нагрузки на занятии. Контроль за реакцией организма занимающегося на выполняемую физическую нагрузку дает информацию преподавателю о направленности срочной адаптации и ее соответствии задачам программы. Соответствие адаптационных реакций организма запланированным свидетельствует об адекватности режимов двигательной активности задачам, поставленным в занятии. Неадекватность программы проявляется в несоответствии фактических величин контролируемых показателей запланированным. Эти величины могут быть ниже запланированных (ЧСС после выполнения бега на выносливость — 120 вместо 140 уд□ мин" 1), что препятствует решению поставленных задач и приводит к отсутствию тренирующего эффекта при развитии физических качеств, и выше запланированных, что может привести к функциональным расстройствам и срыву адаптации. Полученная преподавателем информация требует принятия решения о коррекции программы, которая включает педагогические и организационные действия. Регулирование физической нагрузки на занятии осуществляется изменением объема и интенсивности, которые находятся в обратной зависимости. Педагогические действия по коррекции программы связаны с использованием параметров физических упражнений как фактора, регулирующего нагрузку. Организационные действия связаны со способами организации занимающихся, в результате которых будет изменяться индивидуальная нагрузка в занятии. Параметрами, регулирующими нагрузку, являются: • темп выполнения упражнения; • количество упражнений, выполненных за единицу времени; • интервалы отдыха между упражнениями; • скорость выполнения упражнений; • мощность физической нагрузки; • усилия при выполнении силовых, скоростных, скоростно-силовых упражнений • количество упражнений в занятии; • длительность выполнения упражнений; • длина преодолеваемой дистанции; • моторная плотность занятия Текущая коррекция программы занятий осуществляется по результатам контроля восстановления функции организма после предыдущего занятия, после серии занятий или вынужденного перерыва в занятиях, связанных с болезнью. При трех-, четырехразовых занятиях в неделю " след" от предыдущего занятия со средней по объему и интенсивности нагрузкой сохраняется на протяжении 48—62 ч, а восстановление наступает в течение 24 ч. Если нагрузка была большой по объему, то восстановление может происходить более 24 ч и следующее занятие попадет в стадию недовосстановления, что требует снижения нагрузки на занятии, введения рекреационных мероприятий. После заболевания в зависимости от нозологии и длительности протекания возобновление занятий осуществляется согласно рекомендациям врача и нагрузка снижается на 30—40 %. Коррекция программ занятий осуществляется по завершении этапа подготовки, о чем свидетельствует достижение модельной характеристики более высокого уровня физического состояния, с учетом индивидуальных адаптационных реакций организма занимающегося. Варианты индивидуальных программ физкультурно – оздоровительных занятий. В настоящее время используется 3 варианта программ оздоровительных занятий для индивидуальных форм их проведения. В первом варианте предусматривается преимущественное использование упражнений циклического характера, проводимых непрерывным методом в течение 10—30 мин с интенсивностью 60—70 % МПК. Основоположник этих программ — К. Купер (1970), впервые разработавший различные варианты программ в ходьбе, беге, плавании, велотре-нировке с учетом пола, возраста, физической подготовленности. Для определения индивидуальных программ, по Куперу, предварительно проводится тестирование с целью определения уровня физической подготовленности. Тестирование осуществляется с помощью либо 12-минутного теста, либо 1, 5-мильного теста в данном упражнении. Во втором варианте программ предполагается применение упражнений силового и скоростно-силового характера. При этом интенсивность нагрузок или темп выполнения упражнений достигает 80—85 % максимального, а интервалы работы составляют от 15 с до 3 мин и чередуются с периодами отдыха такой же продолжительности. Число упражнений не превышает 5—10, а дозировка 3—5 повторений. В зависимости от режима работы и отдыха эти программы обозначаются как 3x3 (3 мин работы и 3 мин отдыха), 15x15 (15 с работы и 15 с отдыха). Занятия проводятся круговым методом. Чаще всего такой вариант реализуется на тренажерах. В третьем варианте программ используется комплексный подход, предусматривающий применение разнообразных упражнений — ходьбы, бега, плавания, игр, гимнастических упражнений с отягощениями и без них, на тренажерах и т.п.
|