Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм ценообразования на предприятии
Ценовый механизм и ценовая конкуренция имеют большое значение для предприятия. От цен на производимую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги зависит его финансовое состояние. Без продуманной ценовой политики невозможна успешная предпринимательская деятельность. В рыночных условиях усиливается связь между ценой и полезностью товаров, услуг. В современных теориях цена рассматривается как результат взаимодействия трех факторов — предложения -спроса и выбора. При разработке ценовой стратегии необходимо анализировать эти ценообразующие факторы, которые могут быть как внешними, не зависимыми от предприятия, так и внутренними. Через цену товара предприятие узнает о востребованности продукции. Если уровень цен на продукцию, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение прибыли, предприятие скорее всего будет заинтересовано в ее выпуске и реализации. Важный фактор, влияющий на цену, — государственное регулирование. Государство может прямо или косвенно влиять на ценообразование. Прямые меры — это установление определенного порядка ценообразования. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание более или менее благоприятных условий в области налогов, финансов и т. д. Цена выполняет ряд функций: учетную, или измерительную, — в экономике при помощи системы цен учитываются все стоимостные показатели: валовая и товарная продукция, сумма материально-денежных затрат на производство продукции, прибыль и т. д.; • стимулирующую — от цен во многом зависят доход предприятия, его рентабельность; более высокие цены на продукцию стимулируют увеличение объемов ее выпуска; • регулирующую — с помощью цены (понижая или повышая ее) выравнивают спрос и предложение, тем самым увеличивают или сокращают поставки товаров на рынок; • распределительную — изменение цен на товары способствует перераспределению потока материальных ресурсов в другие отрасли; • контрольную — цена служит инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов. Кроме того, цена позволяет перераспределять доходы между различными слоями населения. Деятельность предприятия в значительной степени определяется уровнем, структурой и динамикой рыночных цен: цена обеспечивает его экономический рост или, наоборот, не стимулирует развитие. Ценообразование представляет собой сложный и многоэтапный процесс, включающий, выбор уровня цен, определение спроса на товар, анализ издержек, цен конкурентов, выбор методов ценообразования, установление окончательной цены. В основе цены товара лежит его стоимость. В целом по всей товарной массе отклонение цены от стоимости невелико. Лишь в исключительных случаях товаропроизводитель может позволить себе продавать товар ниже стоимости, то есть ниже затрат на его производство. Чаще он устанавливает цены выше затрат. Это оправданно, так как необходимо иметь средства для расширенного воспроизводства. В условиях монополистического и олигополистического рынков может наблюдаться необоснованное отклонение цен от стоимости: в первом случае в сторону повышения, во втором цены могут оставаться стабильными, несмотря на то, что стоимость товаров меняется, часто в сторону снижения. В этом случае цену товара, кроме стоимости, определяют другие рыночные факторы. Итак, механизм ценообразования проявляется через цены и их изменение. Изменение цен происходит под влиянием стратегического и тактического факторов. Стратегический фактор состоит в том, что при определении цены за основу берут стоимость товара. Так как цена приближается к общественно необходимым затратам, то выигрывают товаропроизводители с прогрессивными методами организации труда и производства, лучшей материально-технической базой. У них затраты будут ниже и, следовательно, прибыль, получаемая от реализации продукции, больше. Тактический фактор проявляется в том, что цены на товары устанавливают под воздействием конъюнктуры рынка. При этом выигрывают те предприятия, которые могут быстро изменять структуру производства продукции, учитывая эту конъюнктуру. На процесс ценообразования влияют потребители, которые нуждаются в данной продукции. Взаимосвязь между объемом продаж и ценами объясняется действием закона спроса и предложения, ценовой эластичностью. Цена товара во многом определяется издержками, то есть затратами на его производство. Это стоимость потребленного сырья, затраты на энергоресурсы, оплата труда, транспортные услуги и т. д. Изменение затрат приводит к изменению цен. Иногда изменение затрат сопровождается изменением качества продукции: более качественная продукция может стоить дороже, это связано с более высокими затратами на ее производство. Один из факторов ценообразования — конкуренция. Предприятию важно не завышать и не занижать цену: в первом случае может упасть спрос на продукцию, а во втором предприятие не получит необходимой прибыли. Производитель, назначая цену товара, стремится, чтобы она была не ниже цены товара такого же качества других предприятий. Это одно из требований обеспечения конкурентоспособности. Важнейшие принципы ценообразования — научность, целевая направленность, непрерывность, пропорциональность. Принцип научности требует научной обоснованности цен, то есть знания и учета экономических законов, положения на рынке, изменений рыночных факторов на перспективу, сложившихся цен, затрат, качества продукции, спроса и предложения. Для его соблюдения требуется большой объем информации. Принцип целевой направленности состоит в том, что цены регулируются некоторыми субъектами (администрациями района, области, государства). Этот принцип дает возможность создавать более благоприятные или равные условия для развития некоторых отраслей, регионов. Принцип непрерывности, во-первых, требует определения цен на всех стадиях производственного процесса, во-вторых, предполагает их изменение в сторону уменьшения или увеличения. Однако нежелательно частое и существенное изменение цен. Это вносит нестабильность на рынок и в производство. Необходимо оптимальное сочетание их гибкости и стабильности. В то же время неизменность цен не позволяет своевременно реагировать на конъюнктуру рынка. Принцип пропорциональности требует соблюдения определенных отношений в ценах на различную продукцию. Это связано с тем, что товаропроизводители должны получать примерно равную прибыль в расчете на 1 руб. вложенных затрат. Этот принцип проявляется и в том, что многие виды продукции участвуют в производстве другой продукции и изменение цен на одни ее виды влечет соответствующее изменение издержек на производство других видов. Особенно это проявляется в росте цен на энергоносители (электроэнергия, топливо и смазочные материалы) и перевозки. Цены на продукцию животноводства во многом определяются ценами на корма. Нарушение принципа пропорциональности ведет к разновыгодности различных отраслей, а иногда и к ликвидации производства некоторых видов продукции. Это наглядно проявилось в ситуации с продукцией животноводства в годы реформ. Диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, который проявляется с 90-х годов XX в., привел к сокращению объемов производства в животноводстве на 30—40 %. Принцип пропорциональности требует объективного отражения в уровне цен затрат на производство, капиталоемкости, полезности продукции, соотношения спроса и предложения, других влияющих на него факторов. Завышение или занижение значения того или иного фактора приводит к установлению необоснованных цен на продукцию.
|