Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм ценообразования на предприятии






 

Ценовый механизм и ценовая конкуренция имеют большое значение для предприятия. От цен на производимую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги зависит его финансовое состояние. Без продуманной ценовой политики невозможна успешная предпринимательская деятельность.

В рыночных условиях усиливается связь между ценой и полез­ностью товаров, услуг. В современных теориях цена рассматривается как результат взаимодействия трех факторов — предложения -спроса и выбора. При разработке ценовой стратегии необходимо анализировать эти ценообразующие факторы, которые могут быть как внешними, не зависимыми от предприятия, так и внутренними.

Через цену товара предприятие узнает о востребованности продукции. Если уровень цен на продукцию, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение прибыли, предприятие скорее всего будет заинтересовано в ее выпуске и реализации.

Важный фактор, влияющий на цену, — государственное регулирование. Государство может прямо или косвенно влиять на ценообразование. Прямые меры — это установление определенного порядка ценообразования. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание более или менее благоприятных условий в области налогов, финансов и т. д.

Цена выполняет ряд функций:

учетную, или измерительную, — в экономике при помощи системы цен учитываются все стоимостные показатели: валовая и товарная продукция, сумма материально-денежных затрат на производство продукции, прибыль и т. д.;


• стимулирующую — от цен во многом зависят доход предприя­тия, его рентабельность; более высокие цены на продукцию сти­мулируют увеличение объемов ее выпуска;

• регулирующую — с помощью цены (понижая или повышая ее) выравнивают спрос и предложение, тем самым увеличивают или сокращают поставки товаров на рынок;

• распределительную — изменение цен на товары способствует перераспределению потока материальных ресурсов в другие от­расли;

• контрольную — цена служит инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов.

Кроме того, цена позволяет перераспределять доходы между различными слоями населения.

Деятельность предприятия в значительной степени определя­ется уровнем, структурой и динамикой рыночных цен: цена обес­печивает его экономический рост или, наоборот, не стимулирует развитие.

Ценообразование представляет собой сложный и многоэтап­ный процесс, включающий, выбор уровня цен, определение спро­са на товар, анализ издержек, цен конкурентов, выбор методов ценообразования, установление окончательной цены.

В основе цены товара лежит его стоимость. В целом по всей товарной массе отклонение цены от стоимости невелико. Лишь в исключительных случаях товаропроизводитель может позволить себе продавать товар ниже стоимости, то есть ниже затрат на его производство. Чаще он устанавливает цены выше затрат. Это оп­равданно, так как необходимо иметь средства для расширенного воспроизводства.

В условиях монополистического и олигополистического рын­ков может наблюдаться необоснованное отклонение цен от сто­имости: в первом случае в сторону повышения, во втором цены могут оставаться стабильными, несмотря на то, что стоимость то­варов меняется, часто в сторону снижения. В этом случае цену то­вара, кроме стоимости, определяют другие рыночные факторы.

Итак, механизм ценообразования проявляется через цены и их изменение. Изменение цен происходит под влиянием стратеги­ческого и тактического факторов. Стратегический фактор состоит в том, что при определении цены за основу берут стоимость това­ра. Так как цена приближается к общественно необходимым за­тратам, то выигрывают товаропроизводители с прогрессивными методами организации труда и производства, лучшей материаль­но-технической базой. У них затраты будут ниже и, следователь­но, прибыль, получаемая от реализации продукции, больше. Так­тический фактор проявляется в том, что цены на товары устанав­ливают под воздействием конъюнктуры рынка. При этом выигрывают те предприятия, которые могут быстро изменять структуру производства продукции, учитывая эту конъюнктуру.

На процесс ценообразования влияют потребители, которые нуждаются в данной продукции. Взаимосвязь между объемом про­даж и ценами объясняется действием закона спроса и предложе­ния, ценовой эластичностью.

Цена товара во многом определяется издержками, то есть за­тратами на его производство. Это стоимость потребленного сырья, затраты на энергоресурсы, оплата труда, транспортные услуги и т. д. Изменение затрат приводит к изменению цен. Иногда изме­нение затрат сопровождается изменением качества продукции: более качественная продукция может стоить дороже, это связано с более высокими затратами на ее производство.

Один из факторов ценообразования — конкуренция. Предпри­ятию важно не завышать и не занижать цену: в первом случае мо­жет упасть спрос на продукцию, а во втором предприятие не полу­чит необходимой прибыли. Производитель, назначая цену товара, стремится, чтобы она была не ниже цены товара такого же каче­ства других предприятий. Это одно из требований обеспечения конкурентоспособности.

Важнейшие принципы ценообразования — научность, целевая направленность, непрерывность, пропорциональность.

Принцип научности требует научной обоснованности цен, то есть знания и учета экономических законов, положения на рынке, изменений рыночных факторов на перспективу, сложившихся цен, затрат, качества продукции, спроса и предложения. Для его соблюдения требуется большой объем информации.

Принцип целевой направленности состоит в том, что цены регу­лируются некоторыми субъектами (администрациями района, об­ласти, государства). Этот принцип дает возможность создавать бо­лее благоприятные или равные условия для развития некоторых отраслей, регионов.

Принцип непрерывности, во-первых, требует определения цен на всех стадиях производственного процесса, во-вторых, предпо­лагает их изменение в сторону уменьшения или увеличения. Од­нако нежелательно частое и существенное изменение цен. Это вносит нестабильность на рынок и в производство. Необходимо оптимальное сочетание их гибкости и стабильности. В то же время неизменность цен не позволяет своевременно реагировать на конъюнктуру рынка.

Принцип пропорциональности требует соблюдения определен­ных отношений в ценах на различную продукцию. Это связано с тем, что товаропроизводители должны получать примерно равную прибыль в расчете на 1 руб. вложенных затрат. Этот принцип про­является и в том, что многие виды продукции участвуют в произ­водстве другой продукции и изменение цен на одни ее виды вле­чет соответствующее изменение издержек на производство других видов. Особенно это проявляется в росте цен на энергоносители (электроэнергия, топливо и смазочные материалы) и перевозки.

Цены на продукцию животноводства во многом определяются ценами на корма.

Нарушение принципа пропорциональности ведет к разновыгодности различных отраслей, а иногда и к ликвидации производства некоторых видов продукции. Это наглядно проявилось в ситуации с продукцией животноводства в годы реформ. Диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, который проявляется с 90-х годов XX в., привел к сокращению объемов производства в животноводстве на 30—40 %.

Принцип пропорциональности требует объективного отражения в уровне цен затрат на производство, капиталоемкости, полезности продукции, соотношения спроса и предложения, других влияющих на него факторов. Завышение или занижение значения того или иного фактора приводит к установлению необоснованных цен на продукцию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал