Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели рыночных структур
3. Совершенная конкуренция: понятие, достоинства и недостатки Вопрос 1. Конкуренция: понятие и виды Одним из самых главных факторов, диктующим общие условия функционирования рынков, является степень развития на нем конкурентных отношений. Конкуренция (от лат. конкурере – бежать вместе, столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» дает следующее определение конкуренции: «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» Функции конкуренции: 1. распределительная функция. Конкуренция является способом эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Ресурсы будут направляться в наиболее востребованное производство. 2. стимулирующая функция. Конкуренция заставляет предпринимателя совершенствовать свое производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства. 3. функция выравнивания доходов. В результате влияния конкуренции происходит перераспределение отраслевых доходов. Разделение рыночных структур на различные типы основано на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка. - Численность продавцов и их рыночные доли. - Степень дифференциации продукта. - Условия вступления в отрасль и выхода из нее. - Степень контроля производителей над ценами. - Характер поведения фирм. В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция – борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса. Неценовая конкуренция – это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов. Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь. Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды: - монополия – власть одного продавца (монопсония – власть одного покупателя); - олигополия – власть нескольких крупных фирм (олигопсония – власть нескольких крупных покупателей); - монополистическая конкуренция – соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.
|