Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Сущность налогов и принципы налогообложения
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета, они являются неотъемлемым инструментом управления государством. Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.) В современных условиях налоги выполняют следующие основные функции: - фискальная — изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. Это основная функция, она характерна для всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства; - стимулирующая — при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных; - регулирующая — налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране; - распределительная и перераспределительная — при помощи налога распределяется и перераспределяется национальный доход.; - социальная — с помощью налогов регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы, исходя из требований демографической политики, осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры и т. д.; - контрольная — при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения. Принципы налогообложения - справедливость и равенство налогообложения; - экономическая эффективность налогообложения; - простота и доступность для исчисления. При определении понятия “справедливость налоговой системы” принято рассматривать два его аспекта: 1. горизонтальное равенство обеспечивается в том случае, если одинаковые во всех отношениях индивиды несут равную налоговую нагрузку. Данное правило соблюдается в том случае, если налоговая система не содержит элементов, дискриминирующих одного налогоплательщика по отношению к другому (например, по признаку расы или вероисповедания). Но в действительности абсолютно одинаковых людей не существует. Поэтому при практическом применении принципа горизонтального равенства возникает ряд трудностей. 2. принцип вертикального равенства предусматривает, что определенные категории налогоплательщиков должны иметь больший или, наоборот, меньший уровень налоговых обязательств. Можно выделить три различных критерия, позволяющие определить, кто должен платить больше налогов и насколько: а) возможность уплачивать налоги. Уровень платежеспособности людей определяется получаемым ими доходом. Т.е. те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше; б) экономический потенциал налогоплательщика. Этот критерий связан не с фактическим, а с потенциальным уровнем доходов предприятия с учетом его производственных мощностей, наличием высококвалифицированного персонала и др. Т.е. предприятие может не использовать полностью свои производственные мощности, снижая тем самым уровень налогов. С точки зрения экономики в целом подобное решение является неэффективным, поскольку снижает возможности экономического роста. Поэтому государство вводит налоги, которые ориентируют налогоплательщика на более полное использование его экономического потенциала. Примером может служить налог на имущество, который основывается на оценке его стоимости вне зависимости от того, как используется эта собственность; в) выгоды, получаемые от государственных расходов. Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами). Экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Налоги выступают по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Если она оказывает искажающее воздействие на поведение экономических агентов, эффективное размещение ресурсов может не достигаться. Например, при избыточном налогообложении производства капитал может уходить в другие сферы экономической деятельности, включая теневую, что в конечном итоге негативно отражается на темпах экономического роста. Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим
|