Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Структура налога и их классификация. Кривая Лаффера






Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:

1. Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

2. Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога.

3. Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

4. Налоговая ставка (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения):

- пропорциональная ставка, при которой используется одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению.

- прогрессивная ставка – ставка, при которой обложение возрастает по мере увеличения дохода.

- регрессивное налогообложение – ставка, при которой значение налога уменьшается.

Налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для различных налогов налоговые периоды могут быть разными.

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

 

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Превышение этого уровня (до t1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q1 < Qmax). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Виды налогов можно рассматривать по следующим классификационным признакам:

1. Формы взимания:

- прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь они делятся на:

- косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые потребителем в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

3. Получатели налога:

- государственные — устанавливаются и вводятся на общегосударственном уровне, взимаются со всех территорий, направляются в государственный бюджет и являются общеобязательными. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.п.;

- местные — взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.

2. Величина налоговой ставки:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные.

3. По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

 

Вопрос 3. Налоговая система: элементы и принципы построении

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Основными элементами налоговой системы являются:

1. совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории данной страны

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.).

2. участников налоговых отношений:

- налогоплательщики – физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога;

- налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Например, подоходный налог может удерживаться с работников организации по месту работу. В этом случае работникам не нужно по истечении года заполнять налоговую декларацию и самостоятельно перечислять налоги в бюджет. Платежи от их имени осуществляет организация-работодатель, которая и является налоговым агентом.

- налоговые органы – органы, участвующие в налоговых правоотношениях и обеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. Государственные налоговые органы – ФНС; государственные таможенные органы – Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения; государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой; министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов федерации и органов местного самоуправления – при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также других вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством.

3. налоговое законодательство охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

4. налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов

Принципы построения налоговой системы:

- всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, а не персонификация;

- стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

- равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

- обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

- гибкость налоговой системы определяется тем, насколько оперативно она может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Это свойство определяет возможность использования налоговой системы как инструмента активного регулирования экономики

Налоговая система России включает:

- федеральные налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные виды

- федеральных налогов: НДС, НП, НДФЛ, ЕСН (страховые взносы), акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина + 4 налоговых режима: ЕСХН, ЕНВД, УСН, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции;

- региональные налоги, которые могут вводиться законами субъектов Федерации (республик, краев, областей и др.) на своей территории (Налог на имущество организации, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог);

- местные налоги – устанавливаемые и взимаемые местными органами власти: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Тема №22. «Кредитно-банковская система»

План:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал