![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ и формирование конкурентных преимуществ муниципального образования
Формирование стратегии связано с мерами, принимаемыми самой администрацией для привлечения инвестиций, и/или с управлением экономикой МО через влияние на принимаемые решения голосующими акциями, установление льгот, участие в проведении переговоров, поиск контрагентов, разработку проектов, кредитование, принятие гарантийных обязательств и пр. Можно использовать интерпретацию модели пяти сил конкуренции М.Портера в приложении к муниципальному управлению для оценки перспектив привлечения инвестиций на территорию (рис. 3).
Рис. 3 Анализ конкуренции МО за инвестиции по модели пяти сил конкуренции М.Портера. На интенсивность конкуренции со стороны соседних МО за привлечение инвестиций влияют: 1)имидж территории и отношение вышестоящих органов к данному МО (выражается при распределении бюджетных трансфертов, кредитов, ссуд); 2)отношения с нижестоящими администрациями, населением, организациями, расположенными на территории (территориальное общественное самоуправление (ТОС), товарищества собственников жилья (ТСЖ), нижний уровень МСУ в случае двухуровневой системы), 3)привлекательность вложений в другие сферы, не связанные с данным МО (например, спекулятивные операции на фондовом рынке), 4) вложения в области, косвенно связанные с данным МО, но не влияющие напрямую на его развитие (например, вложения в предприятие, расположенное на территории МО, собственники которого - нерезиденты и вышестоящая администрация, головные структуры из других регионов, что влечет за собой экспорт капитала). Для обеспечения притока инвестиций на территорию необходимо влиять на такие факторы, как: выстраивание отношений с вышестоящей и нижестоящей администрацией, обеспечение наилучшего соотношения риск—доходность капитальных вложений в экономику МО по максимальному числу альтернативных видов инвестирования. В условиях глобальной конкуренции возможности компаний – одиночек ограничены. Усиливается также международная конкуренция урбанизированных территорий. Поэтому они стремятся выступать с другими фирмами, государством и наукой единым фронтом. Стратегия кластерного развития даёт преимущества компаниям, городам и целым странам. Кластер - это группа географически соседствующих организаций, предприятий и учреждений, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластеры создаются по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления при поддержке бизнес – сообщества и некоммерческих организаций. Органы государственной власти и местного самоуправления являются активными участниками кластера, наряду с компаниями, производящими готовые продукты, поставщиками материалов и оборудования, сервисными компаниями, научными центрами; центрами компетенций, специализированными банками, рынком перспективных кадров (высших и средних специальных учебных заведений, курсов повышения квалификации). Предпосылки формирования конкурентоспособных кластеров отражает модель «национального ромба» Майкла Портера (рис.4). Это могут быть геополитические и природно-климатические условия, близость к рынкам сбыта и капитала, высокая концентрация уникальных по своим качествам менеджеров, специалистов, квалифицированных рабочих – носителей творческих идей, наличие специфических проблем, влияющих на параметры спроса на территории, участие транснациональных компаний в реализации бизнес – проектов.
Рис. 4 Факторы формирования конкурентоспособных кластеров по модели «национального ромба» М.Портера.
Успехи регионального кластера конвертируются в устойчивую репутацию территории. Фундамент кластера, база для его создания– конкурентоспособные компании, которые могут реализовать стратегию вывода производства из низкорентабельных зон сырья и простейших переделов в зоны высокой добавленной стоимости, обеспечить производство продуктов глубокой степени переработки, востребованных на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивающих высокую прибыльность. Технопарки, венчурно – инновационные фонды, бизнес – инкубаторы, ассоциации промышленников и предпринимателей, торгово-промышленная палата и её представительства, центры научно – технической информации, научные центры отраслевых компетенций (отраслевые НИИ), профильные образовательные учреждения– это инфраструктура кластера, один из его ключевых компонентов. Важным аспектом достижения успеха кластером является локализация – это тесные связи и интенсивное, во многом неформальное общение внутри сообщества, благодаря которому происходит обмен идеями и информацией о новых технологиях, распространяется передовой управленческий опыт. В модели «национального ромба» М. Портер вводит четыре основополагающих понятия, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка. Для того, чтобы охарактеризовать процесс формирования и развития эффективных отраслей, им было введено понятие «отраслевой кластер», под которым подразумевается неформальное сообщество отраслевых и смежных, родственных, компаний. Обычно кластеры образуются в трех взаимодействующих группах отраслей: 1) среди отраслей, осуществляющих поставки другим отраслям (материалы и металлы, лесопродукты, нефть и химикаты, полупроводники и компьютеры), 2) среди индустриальных и поддерживающих отраслей (транспорт, производство и передача энергии, офисные технологии, телекоммуникации, оборона), 3) отраслей, производящих товары и услуга конечного пользования (пищевые продукты и напитки, текстиль и одежда, жилищное строительство, здравоохранение, товары индивидуального пользования (гигиенические), развлечение и досуг). При определенных внешних условиях кластеры способствуют росту конкурентных преимуществ входящих в них компаний-поставщиков и компаний-потребителей (вертикальные связи). От поставщиков они требуют высококачественных комплектующих, потребителей обеспечивают качественной продукцией. Возникает положительная обратная связь, и процесс укрепления конкурентных преимуществ усиливается. Поставщики могут выступать в роли проводников информации и инноваций от фирмы к фирме. Это помогает увеличить темп внедрения инноваций во всей промышленности муниципального образования, что сокращает продолжительность и амплитуду (размах) конъюнктурных волн. Если поставщики расположены рядом с фирмами, это упрощает связь между ними, что, в свою очередь, ведет к увеличению положительного синергетического эффекта. Существуют также горизонтальные связи — между родственными отраслями. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования потребительской ценности товара, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, такими как, например, компьютеры и программное обеспечение. Взаимодействие (симбиоз) может происходить в сфере развития технологий, производства, распространения маркетинга или сервиса. Все фирмы из кластера взаимосвязанных отраслей делают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому возникновению новых фирм. Кластер в целом способствует крупным капиталовложениям и специализации. Нередки совместные проекты отраслевых ассоциаций, в которых участвуют взаимосвязанные фирмы из разных отраслей. Муниципальные образования конкурируют за привлечение стратегических инвесторов на свои территории, способствуют формированию инвестиционных площадок, благоприятного бизнес – климата. Решить эти проблемы в одиночку ни бизнес, ни муниципалитет не могут.
|