Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конкурентные преимущества г.Челябинска в стратегической перспективе[25]
Конкурентные преимущества г.Челябинска в стратегической перспективе [25] Основными преимуществами Челябинска, которые могут укрепить его положение и способствовать социально-экономическому развитию в начале XXI века являются: - высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения города; - относительно выгодное геополитическое положение города в Уральском регионе; - полученные результаты мирового уровня в фундаментальной и прикладной науке; - хороший технологический и кадровый потенциал ряда отраслей экономики; - привлекательность города в качестве уральского центра образования, культуры, туризма; - стихийно-сложившийся в городе региональный центр оптовой торговли; - расположение города в центре обширной зоны сельскохозяйственного производства; - относительно развитая институциональная структура административных учреждений федерального и регионального уровня; - имидж бурно растущего города. Наиболее полное использование этих преимуществ Челябинска возможно при определённых условиях, среди которых важнейшие: - выход экономики России из кризиса и переход её в стадию роста; - формирование цивилизованной государственной правовой базы в направлениях налогового, антимонопольного, внешнеэкономического и таможенного, земельного и имущественного законодательства, а также законодательства по муниципальному управлению в крупных городах России; - политическая стабильность в государстве; - развитие нормальных (партнёрских) отношений с федеральными властными структурами, администрацией Челябинской области, администрациями других регионов России, межрегиональными организациями. Развитие города сдерживается рядом негативных факторов, влияние которых нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. В числе таких негативных факторов, наиболее значимо влияющих на судьбу Челябинска: - неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с малой рождаемостью, естественной убылью населения (депопуляцией), интенсивным старением жителей города; - относительно высокий уровень заболеваемости в городе и резкий рост в 90-е годы заболеваний социального характера; - низкий жизненный уровень и сильная имущественная дифференциация челябинцев, вызванная возникновением в период либеральных реформ большой доли малоимущих граждан и высокого уровня безработицы, преимущественно скрытой; - неблагоприятная для ускоренного роста отраслевая структура экономики, где определяющую роль продолжают играть предприятия военно-промышленного комплекса, в которых остаются замороженными немалые производственные мощности; - недостаток бюджетных средств, обусловленный спадом производства, развитием теневой экономики, донорской ролью города по отношению к территории области, а также недостаточная эффективность расходования этих средств; - изношенная, затратная, ресурсоёмкая инженерная инфраструктура в городе; - относительно высокий износ жилищного фонда, дефицит качественного жилья; - отставшая от современных требований дорожно-транспортная сеть; - недостаток в городе торговых помещений и сценических площадок для проведения массовых мероприятий, в том числе в сфере культуры; - неблагоприятная экологическая обстановка. Перечисленные негативные факторы в определённых условиях могут быть обращены в положительные, т.е.использоваться в качестве стимулов для развития тех или иных городских комплексов и привлечения инвестиций. Социально-экономическое развитие города может затормозиться внешними обстоятельствами, связанными с принятием на федеральном уровне, либо уровне субъекта Федерации законов, резко изменяющих экономическую ситуацию на территории или во внешнеэкономической политике; успехами других городов Урала в конкуренции с Челябинском; падением спроса на продукцию и услуги отраслей специализации; дальнейшим оттоком финансовых ресурсов в Москву и сырьевые регионы; политическими актами со стороны государственных органов власти всех уровней, дестабилизирующими ситуацию в стране. Поэтому в системе муниципального управления необходимо иметь мониторинговую и прогнозную систему, которая постоянно держала бы в поле зрения все возможные риски и на основе аппарата рискового моделирования готовила упреждающие решения по корректировке экономической и социальной политики городской власти[26].
|