![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерий Фридмана.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 7 Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака План. Критерий Фридмана. 1.1. Назначение и описание критерия. Гипотезы. 1.2. Графическое представление критерия. Ограничения критерия. 1.3. Алгоритм расчета критерия знаков. 1.4. Пример. L – критерий тенденций Пейджа. 2.1. Назначение и описание критерия. Гипотезы. 2.2. Ограничения критерия. 2.3. Алгоритм расчета критерия L. 2.4. Пример. критерий Фридмана. Назначение и описание критерия. Критерий Критерий позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются, но при этом не указывает на направление изменений. Данный критерий является распространением критерия Т Вилкоксона на большее, чем 2, количество условий измерения. Однако здесь ранжируются не абсолютные величины сдвигов, а сами индивидуальные значения, полученные данным испытуемым в 1, 2, 3 и далее замерах. Например, если у испытуемого в первом замере определена скорость прохождения логического лабиринта 54 сек., во втором – 45 сек., а в третьем замере – 61 сек., то эти показатели получают, соответственно, ранги 2, 1, 3, поскольку меньшему значению присваивается меньший ранг. После ранжирования всех значений, подсчитываются суммы рангов по каждому замеру в отдельности. Если различия между значениями признака, полученными в разных условиях, случайны, то суммы рангов по разным условиям будут приблизительно равны. Но если значения признака изменяются в разных условиях каким-то закономерным образом, то в одних условиях будут преобладать высокие ранги, а в других – низкие. Суммы рангов будут достоверно различаться между собой. Эмпирическое значение критерия Если Гипотезы Н0: Между показателями, полученными (измеренными) в разных условиях, существуют лишь случайные различия. Н1: Между показателями, полученными в разных условиях, существуют неслучайные различия. Графическое представление критерия Графически это будет выглядеть как «пучок» ломаных линий с изломами в одних и тех же местах. На рисунке 7.1. представлены графики изменения времени решения анаграмм в ходе эксперимента по исследованию интеллектуальной настойчивости. Мы видим, что «сырые» значения пяти испытуемых дают довольно-таки «рассыпающийся» пучок, хотя и с заметной тенденцией к излому в одной и той же точке – на анаграмме № 2. На рисунке 7.2. представлены графики, построенные по ранжированным данным того же исследования. Мы видим, что здесь «пучок» собран практически в одну жирную линию, с единственной выбивающейся из него кривой. В сущности, критерий
Рис. 7.1. График изменения времени решения трех последовательно предъявляемых анаграмм (в сек) у пяти испытуемых
Рис. 7.2. Графики изменения ранжированных показателей времени решения анаграмм
Ограничения критерия. 1. Нижний порог: не менее 2-х испытуемых (n ³ 2), каждый из которых прошел не менее 3-х замеров (с ³ 3). 2. При с = 3, n £ 9, уровень значимости полученного эмпирического значения Алгоритм подсчета критерия 1) Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. замерах. 2) Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым. 3) Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой. 4) Определить эмпирическое значение где с - количество условии; n - количество испытуемых; Tj - суммы рангов по каждому из условий. 5) Определить уровни статистической значимости для а) при с = 3, n £ 9, по Таблице 1 А Приложения; б) при с = 4, n £ 4, по Таблице-1 Б Приложения 6) При большем количестве условий и/или испытуемых – определить количество степеней свободыv по формуле: v = c – 1, где с – количество условий измерения (замеров) По Таблице 2 Приложения определить критические значения критерия
Пример. На рисунке 7.1. представлены графики изменения времени решения анаграмм в эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости (Сидоренко Е. В., 1984). Анаграммы нужно было подобрать таким образом, чтобы постепенно подготовить испытуемого к самой трудной – а фактически неразрешимой – задаче. Иными словами, испытуемый должен был постепенно привыкнуть к тому, что задачи становятся все более и более трудными, и что над каждой последующей анаграммой ему приходится проводить больше времени. Достоверны ли различия во времени решения испытуемыми анаграмм?
Показатели времени решения анаграмм:
*Испытуемый Л-в так и не смог решить анаграмму 2.
Проранжируем значения, полученные по трем анаграммам каждым испытуемым. Например, испытуемый К-в меньше всего времени провел над анаграммой 1 – следовательно, она получает ранг 1. На втором месте у него стоит анаграмма 3 – она получает ранг 2. Наконец, анаграмма 2 получает ранг 3, потому что она решалась им дольше двух других. Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять 6. Расчетная общая сумма рангов в критерии определяется по формуле:
где n – количество испытуемых, с – количество условий измерения (замеров). В данном случае,
Показатели времени решения анаграмм 1, 2, 3 и их ранги
Общая сумма рангов составляет 6 + 15 + 9 = 30, что совпадает с расчетной величиной. Мы помним, что испытуемый Л-в провел 3 минуты и 55 сек над решением второй анаграммы, но так и не решил ее. Поскольку он решал ее дольше остальных двух анаграмм, мы имеем право присвоить ей ранг 3. Ведь назначение трех первых анаграмм – подготовить испытуемого к тому, что над следующей анаграммой ему, возможно, придется думать еще дольше, в то время как сам факт нахождения правильного ответа не так существенен. Сформулируем гипотезы. Н0: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, являются случайными. H1: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение где с - количество условии; n - количество испытуемых; Tj - суммы рангов по каждому из условий. Определим
Поскольку в данном примере рассматриваются три задачи, то есть 3 условия, с = 3. Количество испытуемых n = 5. Это позволяет нам воспользоваться специальной таблицей Ответ: H0 отклоняется. ПринимаетсяН1. Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, неслучайны (р = 0, 0085).
|