Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание критерия тенденций L






Критерий позволяет проверить наши предположения об определенной возрастной или ситуативно обусловленной динамике тех или иных признаков. Он позволяет объединить несколько произведенных замеров единой гипотезой о тенденции изменения значений признака при переходе от замера к замеру. Если бы не его ограничения, критерий был бы незаменим в «продольных», или лонгитюдинальных, исследованиях.

К сожалению, имеющиеся таблицы критических значений рассчитаны только на небольшую выборку (n ≤ 12) и ограниченное количество сопоставляемых замеров (с ≤ 6).

В случае, если эти ограничения не выполняются, приходится использовать критерий Фридмана, рассмотренный выше.

В критерии L применяется такое же ранжирование условий по каждому испытуемому, как и в критерии . Если испытуемый в первом опыте допустил 17 ошибок, во втором – 12, а в третьем – 5, то 1-й ранг получает третье условие, 2-й ранг – второе, а 3-й ранг – первое условие. После того, как значения всех испытуемых будут проранжированы, подсчитываются суммы рангов по каждому условию. Затем все условия располагаются в порядке возрастания ранговых сумм: на первом месте слева окажется условие с меньшей ранговой суммой, за ним – условие со следующей по величине ранговой суммой, и т. д., пока справа не окажется условие с самой большой ранговой суммой. Далее мы с помощью специальной формулы подсчета L проверяем, действительно ли значения возрастают слева направо. Эмпирическое значение критерия L отражает степень различия между ранговыми суммами, поэтому чем выше значение L, тем более существенны различия.

Гипотезы

Н0: Увеличение индивидуальных показателей при переходе от первого условия ко второму, а затем к третьему и далее, случайно.

H1: Увеличение индивидуальных показателей при переходе от первого условия ко второму, а затем к третьему и далее, неслучайно.

При формулировке гипотез мы имеем в виду новую нумерацию условий, соответствующую предполагаемым тенденциям.

Ограничения критерия Пейджа

1. Нижний порог – 2 испытуемых, каждый из которых прошел не менее 3-х замеров в разных условиях. Верхний порог – 12 испытуемых и 6 условий (n ≤ 12, с ≤ 6). Критические значения критерия L даны по руководству J.Greene, М. D'OIivera (1989). Они предусматривают три уровня статистической значимости: р ≤ 0, 05; р ≤ 0, 01; р ≤ 0, 001.

2. Необходимым условием применения теста является упорядоченность столбцов данных: слева должен располагаться столбец с наименьшей ранговой суммой показателей, справа – с наибольшей. Можно просто пронумеровать заново все столбцы, а потом вести расчеты не слева направо, а по номерам, но так легче запутаться.

Алгоритм подсчета критерия L Пейджа

1) Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. замерах. При этом первым может быть любой испытуемый, например, первый по алфавиту имен.

2) Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым. Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой.

3) Расположить все условия в порядке возрастания их ранговых сумм в таблице.

Определить эмпирическое значение L по формуле:

,

где Tj – сумма рангов по данному условию;

j – порядковый номер, приписанный каждому условию в упорядоченной последовательности условий.

4) По Таблице 3 Приложения определить критические значения L для данного количества испытуемых n и данного количества условий с. Если L’эмп равен критическому значению или превышает его, тенденция достоверна.

 

Пример

Продолжим рассмотрение примера с анаграммами. В таблице показатели времени решения анаграмм и их ранги представлены уже в упорядоченной последовательности: анаграмма 1, анаграмма 3, анаграмма 2. Действительно ли время решения увеличивается при такой последовательности предъявления анаграмм?

 

Показатели времени решения анаграмм 1, 2, 3 и их ранги (n = 5)

 

Код имени испытуемого Условие 1 Анаграмма 1 Условие 2 Анаграмма 3 Условие 3 Анаграмма 2
Время (сек) Ранг Время (сек) Ранг Время (сек) Ранг
  1. Л-в
           
  1. П-о
           
  1. К-в
           
  1. Ю-ч
           
  1. Р-о
           
Суммы            
Средние 10, 2   9, 4   248, 8  

 

Общая сумма рангов составляет 6 + 15 + 9 = 30, что совпадает с расчетной величиной:

.

Как видно из таблицы, среднее время решения анаграммы 3 даже меньше, чем анаграммы 1. Однако мы исследуем не среднегрупповые тенденции, а степень совпадения индивидуальных тенденций. Нам важен именно порядок, а не абсолютные показатели времени. Поэтому и формулируемые нами гипотезы – это гипотезы о тенденциях изменения индивидуальных показателей.

Сформулируем гипотезы:

Н0: Тенденция увеличения индивидуальных показателей от первого условия к третьему является случайной.

H1: Тенденция увеличения индивидуальных показателей от первого условия к третьему является неслучайной.

Эмпирическое значение L определяется по формуле:

,

где Tj – сумма рангов по каждому условию;

j – порядковый номер, приписанный каждому условию в новой последовательности.

По Таблице 3 Приложения определяем критические значения L для данного количества испытуемых: n = 5, и данного количества условий: с = 3.

Построим «ось значимости»

Заметим, что .

Ответ: Н0 отклоняется. Принимается H1. Тенденция увеличения индивидуальных показателей от первого условия к третьему не является случайной (р < 0, 01). Последовательность анаграмм: 1 (КРУА), 3 (ИНААМШ), 2 (АЛСТЬ), – будет в большей степени отвечать замыслу экспериментатора о постепенном возрастании сложности задач, чем первоначально применявшаяся последовательность.

 


Выбор критерия оценки сдвига

 


Приложение

Таблица 1 А

Критические значения критерия Фридмана для количества условий

и количества испытуемых от двух до девяти ()

Различия между условиями можно считать достоверными на указанном в таблице уровне значимости, если достигает соответствующего критического значения или превышает его

p p p p
  1, 000 0, 000 1, 000 0, 0 1, 000 0, 0 1, 000
  0, 833 0, 667 0, 944 0, 5 0, 931 0, 4 0, 954
  0, 500 2, 000 0, 528 1, 5 0, 653 1, 2 0, 691
  0, 167 2, 667 0, 361 2, 0 0, 431 1, 6 0, 522
    4, 667 0, 194 3, 5 0, 273 2, 8 0, 367
    6, 000 0, 028 4, 5 0, 125 3, 6 0, 182
        6, 0 0, 069 4, 8 0, 124
        6, 5 0, 042 5, 2 0, 093
        8, 0 0, 0046 6, 4 0, 039
            7, 6 0, 024
            8, 4 0, 0085
            10, 0 0, 00077
p p p p
0, 00 1, 000 0, 000 1, 000 0, 00 1, 000 0, 000 1, 000
0, 33 0, 956 0, 286 0, 964 0, 25 0, 967 0, 222 0, 971
1, 00 0, 740 0, 857 0, 768 0, 75 0, 794 0, 667 0, 814
1, 33 0, 570 1, 143 0, 620 1, 00 0, 654 0, 889 0, 865
2, 33 0, 430 2, 000 0, 486 1, 75 0, 531 1, 556 0, 569
3, 00 0, 252 2, 571 0, 305 2, 25 0, 355 2, 000 0, 398
4, 00 0, 184 3, 429 0, 237 3, 00 0, 285 2, 667 0, 328
4, 33 0, 142 3, 714 0, 192 3, 25 0, 236 2, 889 0, 278
5, 33 0, 072 4, 571 0, 112 4, 00 0, 149 3, 556 0, 187
6, 33 0, 052 5, 429 0, 085 4, 75 0, 120 4, 222 0, 154
7, 00 0, 029 6, 000 0, 052 5, 25 0, 079 4, 667 0, 107
8, 33 0, 012 7, 143 0, 027 6, 25 0, 047 5, 556 0, 069
9, 00 0, 0081 7, 714 0, 021 6, 75 0, 038 6, 000 0, 057
9, 33 0, 0055 8, 000 0, 016 7, 00 0, 030 6, 222 0, 048
10, 33 0, 0017 8, 857 0, 0084 7, 75 0, 018 6, 889 0, 031
12, 00 0, 00013 10, 286 0, 0036 9, 00 0, 0099 8, 000 0, 019
    10, 571 0, 0027 9, 25 0, 0080 8, 222 0, 016
    11, 143 0, 0012 9, 75 0, 0048 8, 667 0, 010
    12, 286 0, 00032 10, 75 0, 0024 9, 556 0, 0060
    14, 000 0, 000021 12, 00 0, 0011 10, 667 0, 0035
        12, 25 0, 00086 10, 889 0, 0029
        13, 00 0, 00026 11, 556 0, 0013
        14, 25 0, 000061 12, 667 0, 00066
        16, 00 0, 0000036 13, 556 0, 00035
            14, 000 0, 00020
            14, 222 0, 00009
            14, 889 0, 000054
            16, 222 0, 000011
            18, 000 0, 0000006

Таблица 1-Б

Критические значения критерия Фридмана для количества условий

и количества испытуемых от двух до девяти ()

Различия между условиями можно считать достоверными на указанном в таблице уровне значимости, если достигает соответствующего критического значения или превышает его

 

p p p
0, 0 1, 000 0, 0 1, 000 5, 7 0, 141
0, 6 0, 958 0, 6 0, 958 6, 0 0, 105
1, 2 0, 834 1, 0 0, 910 6, 3 0, 094
1, 8 0, 792 1, 8 0, 727 6, 6 0, 077
2, 4 0, 625 2, 2 0, 608 6, 9 0, 068
3, 0 0, 542 2, 6 0, 524 7, 2 0, 054
3, 6 0, 458 3, 4 0, 446 7, 5 0, 052
4, 2 0, 375 3, 8 0, 342 7, 8 0, 036
4, 8 0, 208 4, 2 0, 300 8, 1 0, 033
5, 4 0, 167 5, 0 0, 207 8, 4 0, 019
6, 0 0, 042 5, 4 0, 175 8, 7 0, 014
    5, 8 0, 148 9, 3 0, 012
    6, 6 0, 075 9, 6 0, 0069
    7, 0 0, 054 9, 9 0, 0062
    7, 4 0, 033 10, 2 0, 0027
    8, 2 0, 017 10, 8 0, 0016
    9, 0 0, 0017 11, 1 0, 00094
        12, 0 0, 000072

 


Таблица 2

Критические значения критерия для уровней статистической значимости и при разном числе степеней свободы

Различия между двумя распределениями можно считать достоверными, если достигает или превышает , и тем более достоверными, если достигает или превышает

 

p   p   p
ν 0, 05 0, 01   ν 0, 05 0, 01   ν 0, 05 0, 01
  3, 841 6, 635     49, 802 57, 342     89, 391 99, 227
  5, 991 9, 210     50, 998 58, 619     90, 631 100, 425
  7, 815 11, 345     52, 192 59, 892     91, 670 101, 621
  9, 488 13, 277     53, 384 61, 162     92, 808 102, 816
  11, 070 15, 086     54, 572 62, 428     93, 945 104, 010
  12, 592 16, 812     55, 758 63, 691     95, 081 105, 202
  14, 067 18, 475     56, 942 64, 950     96, 217 106, 393
  15, 507 20, 090     58, 124 66, 206     97, 351 107, 582
  16, 919 21, 666     59, 304 67, 459     98, 484 108, 771
  18, 307 23, 209     60, 481 68, 709     99, 617 109, 958
  19, 675 24, 725     61, 656 69, 957     100, 749 111, 144
  21, 026 26, 217     62, 830 71, 201     101, 879 112, 329
  22, 362 27, 688     64, 001 72, 443     103, 010 113, 512
  23, 685 29, 141     65, 171 73, 683     104, 139 114, 695
  24, 996 30, 578     66, 339 74, 919     105, 267 115, 876
  26, 296 32, 000     67, 505 76, 154     106, 395 117, 057
  27, 587 33, 409     68, 669 77, 386     107, 522 118, 236
  28, 869 34, 805     69, 832 78, 616     108, 648 119, 414
  30, 144 36, 191     70, 993 79, 843     109, 773 120, 591
  31, 410 37, 566     72, 153 81, 069     110, 898 121, 767
  32, 671 38, 932     73, 311 82, 292     112, 022 122, 942
  33, 924 40, 289     74, 468 83, 513     113, 145 124, 116
  35, 172 41, 638     75, 624 84, 733     114, 268 125, 289
  36, 415 42, 980     76, 778 85, 950     115, 390 126, 462
  37, 652 44, 314     77, 931 87, 166     116, 511 127, 633
  38, 885 45, 642     79, 082 88, 379     117, 632 128, 803
  40, 113 46, 963     80, 232 89, 591     118, 752 129, 973
  41, 337 48, 278     81, 381 90, 802     119, 871 131, 141
  42, 557 49, 588     82, 529 92, 010     120, 990 132, 309
  43, 773 50, 892     83, 675 93, 217     122, 108 133, 476
  44, 985 52, 191     84, 821 94, 422     123, 225 134, 642
  46, 194 53, 486     85, 965 95, 626     124, 342 135, 807
  47, 400 54, 776     87, 108 96, 828          
  48, 602 56, 061     88, 250 98, 028          

 

 


Таблица 3

Критические значения критерия тенденций L Пейджа для количества условий от трех до шести () и количества испытуемых в каждой группе от двух до двенадцати ()

Тенденция является достоверной, если Lэмп достигает или превышает L0, 05 и тем более достоверной, Lэмп достигает или превышает L0, 01

 

n с (количество учловий)
        p
      0, 001
      0, 01
        0, 05
        0, 001
        0, 01
        0, 05
          0, 001
        0, 01
        0, 05
          0, 001
        0, 01
        0, 05
          0, 001
        0, 01
        0, 05
          0, 001
        0, 01
        0, 05
          0, 001
        0, 01
        0, 05
          0, 001
        o; oi
        0, 05
          0, 001
        0, 01
        0, 05
  14?       0, 001
        0, 01
        0, 05
          0, 001
        0, 01
        0, 05

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал