![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация профессийСтр 1 из 4Следующая ⇒
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Наиболее известные классификации существуют в ботанике и зоологии, в русском и иностранном языках, в химии и истории и т.д. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные признаки (основания). Классификаций может быть несколько. С данным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении курсов теоретической и практической педагогики, когда разные авторы за основу классификаций методов (обучения, воспитания, технологий) будут брать разные основания. Классификации профессий по разным основаниям представлены в табл. 1. Таблица 1
Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии. Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым (по предмету труда). По первому признаку — предмет труда -— все существующие профессии (специальности) можно разделить на пять типов (групп). Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «Человек—Техника» и обозначают большой буквой Т. К данной группе профессий относятся: профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т.д.). Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии — архитектор, строитель, техник-сантехник и др. Вторая группа профессий. Это профессии типа «Человек—Человек», обозначаемые большой буквой Ч. Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей. К этой группе относятся профессии экскурсовода, продавца, менеджера, учителя, педагога (в широком смысле этого слова — воспитателя детского сада, группы продленного дня, руководителя кружка, педагога-психолога, ассистента, доцента, профессора, методиста и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений — дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты милиции, центра временного пребывания ребенка, центра психолого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, колледжа и др. Третья группа профессий. Предметом труда здесь является природа. Эта группа профессий «Человек—Природа», обозначаемая большой буквой П. Любой предмет на земле, включая самого человека, принадлежит к природе, но говоря о профессиях типа «Человек—Природа», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой этого типа профессии могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и др.). Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являются знаки — устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «Человек—Знаковая система», обозначаемые большой буквой 3. К данной группе профессий относятся корректор, редактор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др. Пятая группа профессий. Предметом труда здесь являются художественные образы, формируемые в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности личностью. Это - группа профессий «Человек—Художественный образ», обозначаемая большой буквойX. Сюда относятся профессии конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др. В зависимости от цели труда, т.е. от того, что в профессии главное — узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют соответственно три класса профессий — гностические, преобразующие и изыскательские (см. табл. 2). Таблица 2
Следующий компонент — орудия труда, средства производства. Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автоматизированные и функциональные средства организма человека) профессии подразделяются на четыре отдела (см. табл. 3).
И, наконец, и зависимости от условий, в которых осуществляется труд (обычные бытовые, условия открытого воздуха, необычные, условия повышенной моральной ответственности), выделяют четыре группы профессий (см. табл. 4). Таблица 4
Итак, вы познакомились с типами профессий, определяемыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляется профессия, и группами профессий, определяемыми условиями труда. Эти знания дают вам возможность представить классификацию профессий в виде табл. 5, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирамиды» профессии (см. табл. 5). «Пирамида» профессии (рассматриваем снизу вверх)
Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие -- второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных признака — предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда — и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв. В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профессия токаря. По предмету труда она относится к типу профессий «Человек—Техника», по цели — к классу преобразующих, по средствам труда — к отделу профессий, где используются машины, по условиям труда — к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо записывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся). Запишите формулу профессии учителя (преподавателя, педагога) самостоятельно. От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъявляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых важных противоречий — то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой — орудиями трудадля данной профессии являются функциональные средства организма.Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендует, необходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развиться в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответствующие знания и умения. В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств личности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применяемую в теории развивающего обучения (обучение признается ведущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности). К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития личности, которые можно представить образно (при желании изобразить графически) в виде известной всем модели строения атома. В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, которое составляют наследственно (биологически) обусловленные качества личности. Это своего рода первый уровень в структуре личности — уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмоциональные качества личности, ее потребности (половые, возрастные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов. Речь идет об ощущениях, восприятии, воображении, внимании, памяти, чувствах, воле, а в целом о СУДах — способах умственных действий, осуществляемых в процессе обучения, мыслительных и логических операциях — таких, как ассоциация, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция. Третий уровень — это уровень опыта личности; он представлен известными всем ЗУНами (знания, умения, навыки) и СДП (сфера действенно-практическая), т. е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью личности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуправляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нравственной качеств личности), которые образуются на основе и вместе со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами). Перечисленные уровни (1—4) в модели личности К. К. Платонова помимо представления о личности как о «каркасе» групп ее качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «радиусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, характером ее способностей, Я-концепцией.
|