Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как пользоваться словарем справочником 15 страница






Лит.: Добромыслов В. А. О развитии логического мышления учащихся V – VII классов на занятиях по русскому языку. – М., 1956; Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку, – М., 1983.

развитие памяти в обучении русскому языку. Память состоит в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком его знаний, опыта. На основе памяти действуют мышление и воображение. Виды памяти: по содержанию – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая (речевая); по цели деятельности – произвольная и непроизвольная; по продолжительности сохранения материала – долговременная, кратковременная и оперативная. Хорошо развитая память – залог успешного обучения; для речи особенно важны развитые механизмы оперативной памяти, способность быстро и точно актуализировать необходимые слова, строить сочетания и предложения. Черты хорошей памяти: скорость, точность и прочность запоминания, готовность к воспроизведению, активность памяти. Для синтеза речевых высказываний важен значительный объем оперативной речевой памяти, который бы мог обеспечить «упреждающий синтез» достаточно большого объема, т. е. до конца предложения (по некоторым данным, объем оперативной памяти составляет 7±2 знаменательных слова, т. е. меньше среднего объема предложения в X классе – около 11 слов). Память, все ее виды можно тренировать; в тренировке памяти важен принцип значимости, интереса. В системе обучения русскому языку необходимо запомнить достаточное количество слов и их значений, словосо-

 

Развитие познавательного интереса к русскому языку

 

четаний и способов связи слов в них. Полезно запоминать предложения и тексты (особенно – художественные). Запоминается орфография – написание слов. В языковой памяти важна основа запоминания и сохранения в памяти: зрительная память, слуховая память, логическая память. Для Р. п. используются упражнения в запоминании с одного, двух прочтений, воспроизведение текстов по памяти, в том числе письменное, запоминание грамматических правил и пр.

Лит.: Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966; Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

развитие познавательного интереса к русскому языку. Один из элементов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся. У младших школьников преобладает интерес к формам, приемам познавательной деятельности, у старших – к содержанию, к самому предмету «русский язык». По данным обследований, русский язык не занимает двух первых мест в шкале интересов учащихся; многие из них считают русский язык трудным предметом. В методике разрабатываются приемы, виды работ, возбуждающие интерес: занимательные приемы, игровые моменты, элементы соревнования, подбираются яркие по содержанию и форме тексты, используются картины и другие наглядные пособия, вводится юмор. Среди видов работ по русскому языку по степени интереса учащихся первое место занимают творческие работы – сочинения, изложения, устные рассказы, творческие пересказы прочитанного, выразительное чтение и декламация, приемы драматизации, решение познавательных, проблемных задач по грамматике и орфографии, словообразованию, составление алгоритмов орфографических действий и схем, таблиц и т. п. Высок интерес к внеклассной работе по русскому языку, к таким видам общественной работы, как выпуск газет, радиопередачи, переписка, ведение дневников. Существенна роль факультативов в Р. п. и. Особенно важно осознание социальной роли языка, владения речью, понимание роли родного языка в труде и общественной деятельности каждого человека, роли языкового развития личности в познавательной ее деятельности, в образовании и овладении культурой, в самовоспитании.

Лит.: Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся V – VIII классов. – М., 1966; Бондаренко С. М. Урок – творчество учителя. – М., 1974; Воспитание интереса к изучению русского языка в школе / Под ред. Б. И. Фоминых. – М, 1979; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983; Подгаецкая И. М. и др. Воспитание интереса у учащихся к изучению русского языка. – М., 1985.

развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, сти-

 

169 Рассказ

лями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс Р. р. протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого. Термин Р. р. используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью; соответствующий раздел курса методики русского языка (см. Методика развития речи учащихся). Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие физиологических механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Р. р. неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Р. р. может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Поэтому разработана и используется в школе система Р. р. у. Она включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по Р. р. опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики Р. р. у.

Лит.: Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов//Изв. АПН РСФСР. – М., 1956. – Вып. 78; Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978. – Вып. I; Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980.

рассказ – вид повествовательного сочинения учащихся, устного или письменного. В лучших своих образцах приближается к рассказу как виду эпической литературы, т. е. имеет композицию, свойственную рассказу, несколько действующих лиц, изображает картину жизни людей, реже – животных, выражает определенную позицию автора, передает в образах его идею, имеющую определенное социальное звучание. Обучение Р. в школе начинается в I классе, где Р. (от слова рассказывать) представляет собой изложение того, что происходило. Во II классе школьники составляют коллективный, а в III – самостоятельный план, вводят в Р. элементы описания природы и характеристики персонажей. В IV – V классах формируются композиционные умения. В старших классах Р. переходит в систему внеклассной работы: проводятся конкурсы на лучший Р. и пр.

 

Рассуждение 170

рассуждение – тип текста, наряду с другими функционально-смысловыми типами текста – повествованием и описанием. Сущность Р. состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. Теория Р. была подробно разработана в дореволюционной школе, в риторике. В рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис, т. е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство (или опровержение), аргументы; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса (или его неправильности). Такое рассуждение называется дедуктивным. Индуктивное Р. тезиса не содержит; его схема: факты, их анализ и синтез; вывод. Примеры тем сочинений-р.: «Мой любимый предмет – математика»; «Самая лучшая профессия»; «Почему нельзя разорять птичьих гнезд»; «Давыдов – проводник политики партии в деревне» и т. п. Р. – наиболее «строгий» тип текста, развивает логичность, доказательность речи. Сочинения-р. обычно имеют научный или публицистический характер. В современной школе Р. вводится как вид сочинения с IV класса; в начальных классах – элементы Р.: причинные обоснования, выводы. Сочинения в старших классах пишутся преимущественно как Р.

Лит.: см. статью Сочинение школьное.

редактирование – один из видов (приемов) работы учащихся над текстом, его совершенствование. Проводится главным образом как саморедактирование и состоит в выверке и исправлении написанного начерно сочинения: устранении повторов, замене слов синонимами, устранении логических пропусков, нарушений внутренних связей в тексте и в предложениях и пр. Р. предполагает также выверку орфографии и пунктуации. Возможны композиционные изменения. Р. вводится во II – III классах, расширяется и усложняется в последующих. В старших классах возможно взаимное Р. сочинений. В необходимых случаях (подготовка сочинения на конкурс, заметки в газету) в роли редактора выступает учитель.

репортаж – вид сочинения учащихся, газетный жанр, публицистический, используемый в школьной стенгазете, и пр. Представляет собой рассказ очевидца или участника событий непосредственно с места событий. Обеспечивает высокую мотивированность речи, воспитывает активность, приобщает к общественной жизни.

репродуктивное усвоение языковых средств – лексики, грамматики, стилистики и пр. (репродуктивный метод) – усвоение активное, требующее от учащегося многократного воспроизведения, использования в ситуациях устной речи, письма усвоенных средств языка, правил, алгоритмов проверки орфограмм и пр. Р. у. языка

 

171 Речевая (или языковая) среда

осуществляется на этапах закрепления материала и поэтому связано с объяснительно-иллюстративным методом, с поисковой деятельностью учащихся, с решением проблемных задач, с творческой деятельностью учащихся. Противостоит рецептивному усвоению (рецептивному методу), обеспечивающему лишь восприятие, понимание, запоминание, узнавание изученных явлений, понимание чужой речи и пр. Используется также термин продуктивное усвоение, продуцирование: продуцирование – это речь, использование изученных языковых единиц в речи, для выражения мысли. Р. у. обеспечивает связь теории с практикой в обучении, вооружает учащихся практическими умениями, необходимыми в жизни.

Лит.: Федоренко Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку. – М., 1973; Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. – М., 1974; Совершенствование методов обучения русскому языку. – М., 1981.

реферат – краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему. Автореферат – Р., написанный самим автором труда, например автореферат кандидатской диссертации. Р. широко используется в старших классах школы, в вузе в качестве учебного письменного упражнения, как лучшее средство развития научного стиля речи. Отличается высокой точностью, высокой информативностью, лаконичностью языка. (См. статьи Доклад, Аннотация.)

речевая активность учащегося – одна из черт формирующейся личности; проявляется в общей коммуникативности школьника, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Активный школьник охотно рассказывает на уроках и вне их, читает вслух, декламирует, нередко охотно пишет письма, ведет дневник, выступает с лекциями, участвует в радиопередачах, в стенгазете и пр. Условием Р. а. является богатство и подвижность словаря, хорошее владение механизмами речи.

речевая (или языковая) среда – речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей и знакомых, язык радио и телевидения, язык читаемых книг и т. п. Р. с. может быть одноязычной и двуязычной, диалектной и литературной. Качества воспринимаемой речи определяют развивающий потенциал Р. с. Р. с. может рассматриваться как методическое средство: в этом случае создается искусственная Р. с. – учащиеся в школе оберегаются от неправильных речевых влияний, им рекомендуется определенная литература, в классе на уроках создается атмосфера высокой культуры речи. Развивающий потенциал школьной Р. с. может стать

 

Речевой слух

 

оптимальным, если она будет для учащегося естественной средой.

Лит.: Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978. – Вып. 1; М., 1979. – Вып. 2; Федоренко Л. П. Закономерности усвоения речи. – М., 1984.

речевой слух – различение в речевом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений. Без элементарного Р. с. языковое общение невозможно. Р. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов, их сочетаний. В школе, в связи с чтением и письмом, механизм Р. с. изменяется, так как учащиеся привыкают здесь выделять каждый отдельный звук, произносить его, характеризовать как фонетическую единицу, соотносить с ним букву, при этом учитывать правила русской графики; все это связано с необходимостью быстрой и точной ориентировки в морфемном составе слова, в словообразовании, с нахождением родственных слов, сопоставлениями морфем. Р. с. представляет собой составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающего у человека в процессе практического пользования языком на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений. В школе развитию Р. с. уделяется большое внимание, так как от уровня его сформированности в значительной степени зависит усвоение орфоэпии, орфографии. Приемы формирования Р. с.: практика восприятия речи и говорения; фонетический анализ и синтез как специальные задания, упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных и пр. В психологических исследованиях Р. с. называют фонематическим слухом.

Лит.: Фирсов Г. П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. – М., 1959; Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970; Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. – М., 1984.

речевой этикет – правила речевого поведения, опирающиеся на национальные и интернациональные традиции и отношения и реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в условиях «вежливого» контакта с собеседниками. Примеры ситуаций: встреча, знакомство, прощание, приглашение к столу, извинение, благодарность и пр. Р. э. позволяет устанавливать контакт с собеседниками в определенной тональности: средства Р. э. выстраиваются в определенный синонимический ряд, где доминанта пригодна для всех ситуаций; например, доминанта «до свидания»; синонимы: до скорого свидания, до скорой встречи, всего хорошего, всего наилучшего, всего (разг.), счастливо оставаться (разг.), честь имею кланяться (устар.; в современном употреблении – ирон.),

 

173 Речь

прощай (те)! и пр. Школа специально обучает Р. э. учащихся – это элемент воспитания на уроках русского языка.

Лит.: Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. – М., 1982; Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М, 1983; Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. – М., 1984.

речевые ошибки учащихся – нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, сверхфразовых единств, а также нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи. В школьной практике Р. о. нередко называют стилистическими ошибками, что неверно, так как стилистические ошибки – это один из видов Р. о. Виды Р. о.: а) словарные, или лексические; б) морфологические; в) синтаксически с; г) ошибки словообразования; д) стилистические. К, числу Р. о. не следует относить логические и композиционные ошибки, а также искажения фактов. Р. о., не связанные с нарушением каких-либо правил, установок, норм, не могут квалифицироваться как ошибки в строгом значении этого слова, поэтому их иногда называют недочетами. Школа проводит специальную работу над Р. о. у.

Лит.: Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. – М., 1962; Воронин М. Т. Предупреждение и исправление стилистических ошибок в школе. – М., 1963; Пленкин Н. А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. – М.; Л., 1964; Сулименко Н. Ф. Стилистические ошибки и пути их устранения. – М.; Л., 1966; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Р. – не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные, – книги, рассказы, песни и пр. Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Р. материальна, она воспринимается органами чувств. Она конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, она ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна. Виды Р.: внешняя и внутренняя; внешняя подразделяется на устную и письменную, на монолог и диалог, а также по стилям и жанрам.

 

Речь детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста 174

Лит.: Выготский Л. С. Мышление и речь // Избр. психологические исследования. – М., 1956; Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958; Чистович Л. А. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. – М.; Л., 1965; Леонтьев А. А. Речь и общение // Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1976.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал