Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика и экономика






 

После «коммерческой революции» в газетной прессе 1830-х – 1840-х годов средства массовой информации стали превращаться в прибыльные капиталистические предприятия, поэтому на них распространились все законы развития бизнеса: конкуренция и ее ограничение; концентрация, монополизация и антитрестовские законоположения; интернационализация капитала и т.д. Все это наложило свой отпечаток на повседневную журналистскую практику и на деятельность других организаций, связанных со средствами массовой информации.

Поскольку после «коммерческой революции» основные доходы печатной периодике стали поступать от рекламы, а не от распространения тиража, то рекламодатели начали ориентироваться на те издания, которые имели максимальный тираж. Это потребовало от журналистов изменения содержания изданий и их оформления. Кроме того, появились специальные организации, которые взяли на себя функции контроля за соответствием указанного в выходных данных тиража тиражу фактическому; возникли специализированные рекламные агентства, обеспечивающие периодику необходимыми заказами на помещение рекламы.

Организация любого средства массовой информации нацелена на достижение высокой эффективности – как в финансово-экономическом, так и в идеологическом отношении. Если рассматривать только экономическую сторону вопроса, то необходимо отметить, что для достижения высокой рентабельности управление газетами и журналами, радио- и телестанциями строится на тех же принципах, что и менеджмент промышленных предприятий. Среди направлений дальнейшего развития – сегментация рынка новостей и раздел сфер влияния, ограничение конкуренции, достижение финансового равновесия внутри монополистических объединений СМИ, разделение труда и рационализация производства и т.д.

Передовой опыт в этой сфере постоянно изучается и перенимается в международном масштабе. Так, с мая 1996 по декабрь 1997 года при финансовой поддержке Агентства международного развития США осуществлялась консалтинговая программа НИП (Targeted Consulting Team), результаты которой были подведены на конференции в Москве 19-21 ноября 1997 года. По итогам конференции был выпущен сборник «Как сделать газету прибыльной»[18][18].

В частности, Роберт Коалсон, руководитель программы бизнеса Национального института прессы, так отозвался об этой конференции: «Знакомясь с материалами конференции, я понял секрет доходности издания газеты. Это – контроль. В последние годы руководители региональных газет стали брать под контроль различные участки своего дела, избавляясь от непроизводительных затрат и находя источники поступлений, где только можно. Всего три – четыре года назад издатели полностью зависели от сторонних организаций в отношении типографских работ, распространения и размещения в газете платной рекламы. Сейчас практически все они учредили рекламные отделы и маркетинговые программы, многие создали собственные сети распространения, а некоторым удалось даже обзавестись собственными типографиями»[19][19].

В настоящее время основные доходы любого печатного издания слагаются из:

· финансовых поступлений от рекламы;

· средств, вырученных от распространения тиража;

· государственного финансирования и льгот;

· участия в коммерческой деятельности в различных ее формах;

· пожертвований и т.д.

Основу денежных поступлений составляют доходы от рекламы.

Любая газета, любой журнал или альманах в той или иной степени отводят свою площадь рекламе. Именно реклама в настоящее время является основным источником доходов издания. В зависимости от условий распространения, национальных традиций и экономической ситуации доходы от рекламы в средствах массовой информации в различных странах разные. Так, в Испании они насчитывают около 80% всех доходов, в США – 75%, а во Франции – лишь около 60%

В изданиях Запада рекламная деятельность строго отделена от собственно журналистской. Это сделано для того, чтобы рекламодатель не мог повлиять на информационную сущность издания. В большинстве стран запрещена так называемая ползучая реклама, завуалированная под редакционные сообщения или новости. Во многих странах – законом, в некоторых, как в Англии, например – обычаями и судебными прецедентами. Для того чтобы у редакционных сотрудников не возникло желания писать так называемые заказные материалы, существуют особые административные правила, обязательно соблюдаемые всеми редакциями.

Экономическая сторона деятельности СМИ учитывается уже на этапе подготовки к его созданию. Рассмотрим это на примере современной американской газеты.

Все преуспевающие хорошие газеты имеют свою философию и характер. Философия газеты может представлять собой что угодно, от цельной политической теории или концепции до языка и стиля, когда издание проявляет, например, большой интерес ко всякого рода несправедливости, охране окружающей среды, характеризуется ироничным и парадоксальным отношением к происходящему, здоровым недоверием к меркантилизму. Философия газеты оказывает влияние на все: от стиля газеты, подбора авторов, выбора тематики – до дизайна, шрифта, использования фотографий и пр. Философия наиболее респектабельных газет, появившись, развивается, но любая газета должна иметь философию изначально, иначе она исчезает. Желания просто использовать экономические возможности или «заполнить лакуну в рынке» недостаточно.

Избранные направление, тематика, язык и стиль должны воплощаться в жизнь редактором и, желательно, всем коллективом сотрудников. Это придаст смысл журналистской деятельности и оправдает дальнейшее существование газеты гораздо лучше, нежели чисто коммерческая основа. Философия издания – это то, с чем могут быть солидарны читатели.

Если в газете несколько разделов, они не должны быть просто стандартными. Только в Англии центральные газеты в настоящее время публикуют следующие постоянные разделы: новости, спорт, книги, искусство, программа ТВ, работа, деловой мир, окружающая среда, средства массовой информации, детские комиксы, для дома, для семьи, частные объявления, путешествия, новости из-за рубежа, досуг, мода, автомобилизм.

Когда план готов, создается макет издания (в американском понимании этого слова), где отмечены места для объявлений. Именно в этот момент в жизнь еще только создаваемой газеты вторгается суровая реальность, потому что конфликт между рекламой и редакторским материалом вечен. Есть некоторые правила, позволяющие регулировать этот вечный конфликт. Прежде всего, необходимо заранее определить общее соотношение редакторского и рекламного материала в газете. Ни одна американская газета не согласится на меньшее соотношение, чем 40% редакторского материала на 60% рекламного, хотя более предпочтительно соотношение 50/50. В России закреплено законом обратное соотношение: 60% редакторского материала и 40% – рекламного.

Как только принято решение о том, какие блоки и разделы будут входить в газету, устанавливается соотношение редакторских и рекламных колонок в каждом блоке при любом формате и объеме.

Считается правильным, если реклама, помещаемая на первой и последней полосах, а также полосах, с которых начинается новый блок, на разворотах, третьих полосах каждого раздела, занимает строго оговоренный заранее объем и имеет оговоренное оформление. Особо рассматривается оформление первой полосы, где место под рекламу строго ограничивают. В противном случае реклама заполонит всю газету и не останется места на основной материал.

При составлении «макета» газеты определяется максимальный объем рекламы на любой из полос. Некоторые газеты в США принимают для публикации рекламу, оставляя «лицо»: «чердак» полосы для редакторского материала.

Существуют непреложные правила работы с рекламодателями. Они, в частности, сводятся к следующему:

· не принимать объявлений эксцентричного вида;

· никогда не отступать от первоначальных договоренностей с рекламодателями.

Конечно, это далеко не все правила работы с рекламодателями, но они – одни из важнейших.

Газета может выходить в любом виде, формате, иметь любое оформление, любой объем.

Хотя газету можно выпускать в журнальном формате и даже в меньшем формате, чем журнальный, обычно они выходят в двух видах: плакатном и малоформатном. Существует средний формат, промежуточный между названными, весьма распространенный в Европе, но обычно его считают разновидностью малоформатной печати. Форма сама по себе содержит информацию для читателя. В малом формате обычно выходят массовые газеты, в плакатном – «солидные» газеты.

Раньше газеты состояли из одного раздела, теперь существуют различные комбинации: два раздела, три, четыре, один; газета, напечатанная в плакатном формате, с малоформатным вкладышем-приложением, газеты малого и плакатного формата с журналами различной формы. Разделы могут публиковаться ежедневно, а могут выходить по определенным дням, скажем, спортивный раздел – по понедельникам, «досуг» – по субботам и т.д.

Объем газеты зависит не только от нужд редакции. Чаще он определяется количеством рекламы в том или ином разделе. Однако разделы, пользующиеся популярностью у читателей, но не привлекающие рекламодателей (например спортивный раздел), могут быть расширены за счет других разделов.

Итак, все выше перечисленное – лишь незначительная часть слагаемых успеха и эффективности деятельности редакционного коллектива. Они, кроме того, – символы профессиональной культуры журналиста. В зависимости от конкретно-исторических, географических, социальных и других условий слагаемые эффективности могут меняться. Но в области СМИ профессиональная культура – это не только хранилище этических норм, стандартов и стереотипов. Это также и творческое своеобразие.

Многоаспектность функционирования средств массовой информации предполагает участие журналистов в социокультурном творчестве, а, следовательно, выступление их в качестве коммуникаторов, об эффективности которых говорилось ранее. Здесь важно все: содержание, форма, тексты (и подтексты), стиль, язык и многое другое.

Естественно, современные экономические условия потребовали новых структур управления редакционными коллективами.

Рассмотрим организацию типичной американской газеты тиражом в 50 тыс. экз. При меньших тиражах функции штатных работников могут совмещаться, при больших – возникают новые должности.

ХОЗЯИН, ВЛАДЕЛЕЦ издания – это человек, вложивший в газету деньги и желающий получить прибыль. Для этого он нанимает издателя либо сам выполняет его функции.

ИЗДАТЕЛЬ – это главный администратор издания. Он отвечает за всю деятельность газеты, а главное – за ее доходность. Его запрещено отвлекать от встреч с общественностью и разработки концепций. Лишь два человека имеют право входить к нему с докладами и отчитываются за свою деятельность. Это главный редактор и генеральный директор.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР отвечает за техническое обеспечение редакции, типографию, распространение газеты. Ему подчинены: управляющий, директор по маркетингу, бизнес-менеджер, заведующий компьютерной обработкой информации, производственный директор. Ему же подчинены бухгалтерия и, что очень важно для нас, отдел рекламы.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР отвечает за все содержание газеты, включая редакционные статьи. Он не имеет права вмешиваться в дела отдела рекламы – это прерогатива генерального директора.

РЕДАКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ подчинен главному редактору. Он является главным администратором в отделе информации и согласовывает свою работу с главным редактором. Он также подчинен издателю, что подчеркивает преимущественную важность новостей над редакционными статьями. При такой структуре уменьшается вероятность появления мнения редакции в колонке новостей. Редактор-распорядитель – полный хозяин в отделе информации. Ему подчинены:

· редактор общих новостей,

· редактор столичных новостей,

· редактор региональных новостей,

· редактор спортивных новостей,

· редактор деловых новостей,

· художественный редактор (фоторедактор),

· редактор воскресных выпусков.

Всего в штате отдела информации 55 человек. На каждую тысячу тиража приходится, как правило, один редактор, на одного редактора – 2, 5 репортера.

РЕДАКТОР РЕДАКЦИОННЫХ СТАТЕЙ существует не в каждой газете. Обычно редакционные статьи пишут главный редактор и два-три журналиста (по его указанию). Остальным писать редакционные статьи запрещается.

ВЫПУСКАЮЩИЕ РЕДАКТОРЫ проводят окончательную правку уже подготовленных материалов, пишут к ним заголовки и пр.

ПОМОЩНИК РЕДАКТОРА-РАСПОРЯДИТЕЛЯ выполняет обязанности своего шефа в его отсутствие. В обычное время он делает другую работу, в частности готовит годовой финансовый баланс отдела информации.

РЕДАКТОРУ СТОЛИЧНЫХ НОВОСТЕЙ подчинены помощник и два секретаря, которые отвечают на телефонные звонки, ведут досье, делают вырезки и т.п.

БИБЛИОТЕКАРЬ подчинен редактору-распорядителю и заведует справочниками, картотекой материалов и т.п., ведет необходимые досье.

ХУДОЖНИКИ-ГРАФИКИ появились в штатах американских газет лишь несколько лет назад, что было связано с необходимостью компьютерных иллюстраций.

СИСТЕМНЫЙ РЕДАКТОР отвечает за создание компьютерных программ, обучение сотрудников и выявление неисправностей в компьютерной системе.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ сотрудников созданы при генеральном директоре и при главном редакторе. Они возникли относительно недавно и отвечают за повышение рентабельности издания.

РЕДАКТОР-ЭДИТОРИАЛИСТ постоянно находится в помещении редакции и обрабатывает материалы, которые ему приносят репортеры. Он координирует деятельность репортеров, дает редакционные задания, отчитывается перед редактором-распорядителем.

Как видим, штат сравнительно небольшой американской газеты – весьма внушительный. В последние два года в США и странах Западной Европы идет сокращение штатных должностей в редакциях газет и журналов, прежде всего за счет совмещения обязанностей и внедрения новейшей техники.

Если проанализировать штатное расписание редакции немецкой газеты тиражом в 50 тыс. экз., то можно познакомиться с другой организацией работы журналистов. В подобной газете главному редактору подчиняются шесть – семь штатных журналистов, которые отвечают за работу редакционных отделов, постоянно находятся в редакции и руководят сотрудниками, работающими по контракту или по совместительству. На каждого штатного сотрудника приходится пять – шесть человек, работающих по контракту. Штат сотрудников, подчиненных генеральному директору, примерно такой же, как и в американской газете.

Экономия на творческих работниках к добру не приводит, что показал опыт французских журналистов. Так, парижская «Котидьен» сократила численность журналистов почти вдвое, пытаясь сэкономить на этом средства и справиться с долгами. В итоге качество газетных материалов резко ухудшилось, оперативность снизилась, и читатели отвернулись от газеты. Естественно, снизились и поступления от рекламы.

В последние годы наблюдается интересная тенденция: в изданиях, ранее помещавших исключительно рекламу, стали публиковать информационные и аналитические журналистские материалы. Естественно, это происходит в тех странах, где рекламным изданиям и «листкам бесплатных объявлений» разрешено законом конкурировать с изданиями, распространяемыми по подписке или в розницу.

Реклама традиционно поддерживает развлекательные телепрограммы и передачи в «прайм тайм» – самое дорогое вечернее эфирное время. За 1990-е годы объем вечерней рекламы достиг в США в среднем 15 минут 44 секунд на один час вещания. Первое место среди американских эфирных компаний занимает Эй-би-си, рекламное время на которой в «прайм тайм» составляет 16 минут 27 секунд на час вещания. Выходящий на этом канале комедийный сериал «Спортивный вечер» стал передачей, наиболее насыщенной рекламой, где в течение часа рекламные ролики занимают в среднем 19 минут 13 секунд[20][20].

Показ заключительного эпизода сатирического телесериала «Сайнфельд» был поддержан рекламой стоимостью одного 30-секундного ролика во время трансляции этого эпизода до 2 млн. долларов[21][21].

Коммерциализация журналистики, в том числе и, прежде всего телевидения, привела к тому, что общественно значимые передачи стали уступать свое место в эфире развлекательным, поддерживаемым рекламой. Особенно наглядно это видно на примере образовательных передач и теленовостей.

В США переход ведущих национальных телекомпаний в руки гигантских монополий, развитие техники в сфере массовых коммуникаций, усиление конкуренции на информационном рынке – эти и другие факторы побуждают многих специалистов со всей серьезностью поставить вопрос о будущем теленовостей, о месте и роли телевидения в жизни американского общества, характере его вещания. Газета «Крисчен сайенс монитор» в серии статей, опубликованных с 30 ноября по 3 декабря 1987 года, серьезно рассмотрела эту проблему. Как отмечала газета, уже в 1980-х годах программы телевизионных новостей столкнулись с самым серьезным кризисом с того времени, когда журналистика вступила в видеоэру. Стало ясно, что программы теленовостей должны радикально пересмотреть свое представление о своих целях и задачах, а также методы представления новостей, чтобы сохранить свои позиции как источник общественной информации номер один.

На основании политики отмены правительственного контроля были ликвидированы многие ограничения Федеральной комиссии связи (ФКС), что в значительной мере освободило телестанции от необходимости обеспечивать программы обслуживания общественности. Поскольку во главе национальных телекомпаний США поставили расчетливых бизнесменов, готовых к увольнениям и руководствующихся принципами извлечения прибыли, теленовости также стали рассматриваться как способ извлечения дополнительных прибылей. Ежегодные бюджеты программ теленовостей постоянно росли. Так, бюджеты теленовостей «Си-би-эс ньюс» в 50-е годы колебались возле отметки в 1 млн. долларов, в 1978 году составил 85 млн. долларов, а в 1986 уже достиг 300 млн. долларов. Бюджеты программ теленовостей, достигающие 200–300 млн. долларов у каждой национальной телекомпании, уже никак не соответствуют доходам от этих программ. Вместе с тем, информационный журнал «60 минут» Си-би-эс оказался весьма рентабельным, принося Си-би-эс прибыль в 70–100 млн. долларов в год и разжигая стремление всех национальных телекомпаний к расширению «развлекательных» программ новостей. Руководители корпораций, которые взяли эти телекомпании под контроль в 1986 и 1987 годах, – Томас Мэрфи в «Кэпитл ситиз» (Эй-би-си), Роберт Райт в «Дженерал электрик» (Эн-би-си) и Лоуренс Тиш в Си-би-эс – дали ясно понять: они считают новости бизнесом – предприятием, которое должно следить за финансовыми итогами своей деятельности[22][22].

По существу, еще на заре истории развития телевидения теленовости в США привыкли считать чуть ли не священной общественной обязанностью компаний. Условия возобновления лицензий и такие правила Федеральной комиссии связи, как ныне отмененная «доктрина справедливости», требовали, чтобы станции представляли документальные доказательства сбалансированности показа программ, служащих интересам общества. Прибыль же должны были приносить развлекательные программы.

Затраты телекомпаний частично росли из-за конкурентной борьбы за обаятельных ведущих, взвинтившей зарплату Дэна Разера почти до 2, 5 млн. долларов, Тома Брокау – до 1, 5 млн. и Барбары Уолтерс – до 1, 3 млн. долларов в 80-е годы[23][23]. Но это – не предел. Контракт известного телеведущего Ларри Кинга в 2000 году составил 5 млн. долларов в год. Та же Барбара Уолтерс, ведущая одной из самых популярных телевизионных программ «20/20», подписала в 2000 году пятилетний контракт с телекомпанией Эй-би-си на сумму в 12 млн. долларов в год, став самой высокооплачиваемой тележурналисткой в мире[24][24].

Однако не все программы новостей стали убыточными. Программа «60 минут» дает Си-би-эс примерно третью часть суммы, которую компания тратит на все свои программы новостей. Многие наблюдатели, включая бывшего президента «Си-би-эс ньюс» Ричарда Сейлента, утверждают, что успех «60 минут» повлиял на отношение руководства к новостям. «60 минут», говорит Сейлент, «доказала телекомпаниям, что информация может приносить прибыль». «Тудей шоу» (Эн-би-си) и «Найтлайн» (Эй-би-си) тоже приносят прибыль.

Руководители отделений новостей телекомпаний согласны с тем, что растущие штаты последних нескольких лет чрезмерно раздуты. Эй-би-си сократила примерно на 200 человек свой штат отделения новостей, насчитывавший 1470 человек, с тех пор как ее приобрела «Кэпитл ситиз», а Си-би-эс довела примерно такие же сокращения после того, как ее руководителем стал Тиш.

Бывший президент Си-би-эс Фрэнк Стэнтон заявил: «Теперь, когда ФКС ослабила упор на сбалансированность программ и отмена правительственного контроля позволяет местным станциям ставить на первый план развлечения, а не общественные дела, изменения происходят потому, что со сцены сошли те люди, которые сначала были преданы делу телевещания, и на их место приходят люди, нацеленные на прибыль, в основном люди из сферы управления сбытом и коммерческими предприятиями».

Каково же будущее новостей национальных телекомпаний? Большинство специалистов предсказывают, что общее число телезрителей будет продолжать снижаться, поскольку телезрители стремятся пользоваться новыми возможностями узнавать новости. И без того ограниченные бюджеты теленовостей будут сокращаться еще больше. У 50 млн. американцев, которые каждый вечер настраиваются на программы новостей национальных телекомпаний, появляется все больше альтернатив:

· расширяются программы новостей местных телестанций. Все больше и больше станций по всей стране добавляют к местным сообщениям национальные и международные новости;

· большее значение приобретают связи через спутник «Конас»;

· спутники прямого вещания позволят зрителям принимать передачи новостей со всего мира при помощи параболических антенн, установленных на крышах их домов;

· перспективными представляются и синдицированные информационные программы. «Индепендент нетуорк» (ИНН) уже предлагает полное информационное обслуживание многим станциям;

· непрерывные передачи новостей кабельного телевидения обеспечивают такое обслуживание, какого не могут дать национальные телекомпании.

Кабельный канал «Си-СПЭН», например, освещает заседания конгресса и слушания, а также другие политические события. «Кейбл ньюс нетуорк» (Си-эн-эн), работающая круглые сутки, обычно бывает в эфире на протяжении всего освещения события.

Другой альтернативой служит программа «Час новостей Макнила Дерера» «Пабликбродкастинг сервис» (Пи-би-эс), которая освещает не только важные новости, но анализирует важные события намного глубже, чем национальные телекомпании. Пока Пи-би-эс не смогла изыскать средства для того, чтобы непосредственно конкурировать со сбором новостей телекомпаниями, но она успешно конкурирует в производстве документальных программ, завоевав премий «Эмми» за информационные программы больше, чем любая из коммерческих телекомпаний.

Многие информированные люди думают о приспособлении передач новостей к интересам специализированных аудиторий. Большинство признает, что главная проблема, говоря словами президента «Эй-би-си ньюс» Руна Эрледжа, «в том, сколько информации уже имеют люди, когда включают нашу станцию». Джон Чэнселлор, комментатор вечерних новостей Си-би-эс, говорит: «Не следует стараться делать программы новостей для всех, а надо принимать во внимание, что люди уже знают основные элементы новостей. Вечерняя информационная программа должна объяснять, комментировать, анализировать эти сообщения». Билл Мойерс, бывший комментатор вечерних новостей Си-би-эс, ушедший из компании, чтобы стать независимым главой общественного телевещания, говорит: «Когда люди приходят домой, им больше не нужны заголовки. Им нужны проникновения в суть событий, анализ, комментарий, истолкование и разъяснение – честные, сбалансированные, но журналистские... «Си-би-эс ньюс» медленно умирает, оторвавшись от действительности... Те критически важные 5–10% зрителей, которые стали полагаться на получение важных сообщений от «Си-би-эс ньюс», были разочарованы, обнаружив, что их драгоценное время тратится впустую на ненужную или занимательную информацию, которую они с большим успехом могли бы получить в программе «Вечерние развлечения». Одна из идей, широко обсуждаемых в телекомпаниях, состоит в удлинении программ вечерних новостей. Ее поддерживают, в частности Мойерс, президент «Си-би-эс ньюс» Говард Стрингер и ведущий Си-би-эс Дэн Разер. «Я хотел бы попробовать вести часовую программу новостей в 9 часов вечера», – говорит Разер. Президент «Эн-би-си ньюс» Лоуренс Гроссмен хотел бы видеть «90-минутное сочетание – три четверти часа местных новостей, за которыми последуют три четверти часа национальных новостей». Другой источник сообщений с мест, не связанный с национальными телекомпаниями, – это «Конес», вице-президент которой, Стэнли Хаббард, считает, что кооперирование в сборе новостей – это ответ на снижение интереса к вечерним информационным программ национальных телекомпаний. «Конес», созданная в 1984 году, использует новейшую спутниковую технику для того, чтобы поставлять информационные сообщения, составленные частично из сообщений станций-членов, распределяет время передач по спутниковым каналам и передает много прямых и записанных на пленку специализированных информационных материалов. Хаббард говорит: «Сейчас передачи новостей национальных телекомпаний серьезно освещают три-четыре события, в то время как несколько лет назад они освещали примерно 19 тем. Мы оставляем множество важных новостей местным станциям. Мы делимся своими ресурсами, чтобы лучше подавать главные новости». Единственная задача «Конес» состоит в том, чтобы снабжать материалами, которые хотят местные станции. У нас нет доступа к эфиру. Мы просто продаем программу, а они показывают ее на своих волнах». В ходе бесед корреспондентов газеты «Крисчен сайенс монитор» с 22 главными специалистами по теленовостям два самых уважаемых теоретика средств массовой информации – Билл Мойерс и Тед Коппел решительно высказались против, как они считают, недостатков этого средства массовой информации. «Так и будут радиоволны нашей страны использоваться только для того, чтобы забавлять нас и отвлекать наше внимание? – спросил Мойерс, которого называют «совестью американского телевидения». – Или радиоволны, которые являются нашей общей собственностью, будут использоваться, чтобы информировать нас, просвещать, объединять нас? Так и будем мы сидеть в наших гостиных, посмеиваясь над комедиями положений, позволяя отвлекать наше внимание от вещей, которые разрушают нас как цивилизованное общество?»[25][25].

Сращивание информационного бизнеса с финансово-промышленным капиталом является одной из мировых тенденций развития журналистики. Это явление прослеживается практически во всех странах мира, в том числе и в России. Опыт самой мощной в информационном плане страны – США – проанализирован и обобщен в монографии Е.Ч. Андрунас «Информационная элита: корпорации и рынок новостей». Автор задается вопросом: велика ли дистанция между Херстом и Мэрдоком? И сама же отвечает: «Во временном плане – не очень, они могли бы даже встретиться, ведь австралиец уже через год после смерти Херста унаследовал издательскую компанию своего отца. Многое газеты Мэрдока на разных континентах так же скандальны и сенсационны, как в свое время херстовские. Оба они вышли из состоятельных семей, оба получили первые газеты от своих отцов, оба стремились к деньгам и власти и добились их. Дистанция между Херстом и Мэрдоком, казалось бы, невелика – и в то же время она огромна. Это люди двух разных эпох: первый принадлежал индустриальному веку, второй может служить олицетворением информационного.

Херст, при всем своем честолюбии, никогда не думал о создании мировой газетной империи, его интерес к событиям за пределами Соединенных Штатов был вызван политическими или, что случалось чаще, сугубо меркантильными мотивами. Мэрдок же стремится к созданию глобальной информационной системы, контуры которой уже отчетливо видны и многие элементы успешно работают. На всемирном рынке средств массовой информации Мэрдок, конечно, не одинок, но несомненно, что именно он – лидер транснационального информационно-пропагандистского комплекса»[26][26].

Автор приходит к серьезным выводам. Для крупнейших, самых мощных информационных монополий поистине не существует границ. И это, конечно, не только компания Мэрдока, но и «Тайм-Уорнер», «Ганнет», ведущие телесети, некоторые другие корпорации. «В этой связи, отмечает Е.Ч. Андрунас, – вновь встает вопрос о плюрализме, но теперь уже в международном масштабе. Конечно, сам по себе он не нов, поскольку засилье американских программ на телеэкранах мира – это проблема, которая обсуждается уже не одно десятилетие. Но создание глобальных информационных систем придает проблеме новую остроту. Монополия или плюрализм? Если спроецировать на «глобальную деревню» опыт Соединенных Штатов, ответ будет далеко не оптимистичным»[27][27].

И еще одно важное замечание, далеко не бесспорное. «Транснациональные пропагандистские монополии подвергаются справедливой критике за то, что они сосредоточивают в своих руках небывалый контроль над мировым информационным рынком, блокируя доступ на него другим компаниям, не столь богатым и могущественным. Желая подчеркнуть финансовую мощь крупнейших международных монополий, их ресурсы сравнивают зачастую с ресурсами целых стран. Корпорации СМИ не составляют а этом смысле никакого исключения. Скажем, недавно созданная в результате слияния «Тайм-Уорнер» оценивается в 18 млрд. долларов, что больше валового национального продукта Иордании, Боливии, Никарагуа, Албании, Лаоса, Либерии и Мали, вместе взятых.

Но, соглашаясь с критикой транснациональных монополий, нельзя не замечать и огромной прогрессивной роли, которую они, несмотря на все свои пороки, могут и должны сыграть в формировании единой человеческой общности, преодолевая барьеры между странами и народами, ломая стереотипы и предрассудки. Именно транснациональные структуры средств массовой информации, наряду с экономической интеграцией, должны стать основой взаимосвязанного и взаимозависимого мира»[28][28].

Продолжим ход мысли Андрунас, возвращаясь к Херсту и Мердоку. Транснациональными структурами массовой информации руководят конкретные люди. Именно они будут навязывать миллиардам людей свои воззрения во «взаимосвязанном и взаимозависимом мире», что, учитывая характеры представителей информационной элиты, позволяет сделать еще один вывод: плюрализм останется несбыточной мечтой. И дело отнюдь не в личностях – к дальнейшей концентрации и монополизации толкает экономическая целесообразность.

Поскольку СМИ включены в действующую финансово-экономическую систему той или иной страны, они заинтересованы в стабильности и развитии этой системы, что часто проявляется в содержании публикуемых или транслируемых материалов. Во многих странах Запада, например, нередко публикуются материалы с критикой действий властей, но практически невозможно встретить публикации, критикующие институт частной собственности – основу основ современных финансово-экономических и социальных систем Запада.

Крупнейшие корпорации, даже те, бизнес которых лежит вдали от информационного, поддерживают тесные контакты с массмедиа. Для примера рассмотрим три крупнейшие автомобильные корпорации[29][29].

«Реклама – двигатель торговли». Эту истину мы усвоили с детских лет. Казалось бы, ничего необычного мы не откроем, если окунемся во взаимоотношения предпринимателей и прессы. Но все-таки и в самом обычном можно найти нечто новое.

Тема «Форд и пресса» неисчерпаема. Дело в том, что их взаимоотношения отнюдь не ограничиваются одной лишь рекламой. Например, когда Шарлотта Форд, дочь могущественнейшего автомобильного короля Генри Форда II, впервые вышла в свет, то в Детройте, автомобильной столице Америки, состоялась грандиозная семейная вечеринка. Как подсчитал специальный корреспондент журнала «Тайм», 1270 гостей съели 5000 сэндвичей, 2160 яиц, 100 фунтов мяса, выпили 500 бутылок «Кювэдом Перинь» урожая 1949 года и 720 бутылок виски. Для украшения здания было использовано 2 миллиона листов магнолии. На эту вечеринку чадолюбивый папаша израсходовал 250 тыс. долларов.

Внимание прессы к семейству Фордов постоянно и неусыпно. Автомобиль для американца – чуть ли не член семьи. Вот почему легенды и мифы об основателе династии автомобильных королей кочуют из журнала в журнал, из газеты в газету.

Основатель самого читаемого в мире журнала «Ридерз дайджест» Де Витт Уоллес считал целесообразным широко знакомить читателей с биографией Форда, поскольку в ней воплощены идеалы американской мечты. В Генри Форде удачно сочетались талант конструктора и волчья хватка предпринимателя, готовность к риску и выдающиеся организаторские способности, пренебрежение к моральным нормам и изворотливость политика.

Даймлер, Бенц, Паккард, Виллис и многие другие занимались производством автомобилей, но Генри Форд, один из первых автомобильных гонщиков, опередил, пожалуй, всех. Первый фордовский автомобиль увидел свет в 1892 году, но две основанные им компании по производству гоночных автомобилей вылетели в трубу. В 1903 году он занял у знакомых 28 тыс. долларов, приобрел оборудование и принялся выпускать автомобиль, рассчитанный на небогатого человека. В рекламе он писал: «Автомобиль выполняет работу трех лошадей. Над вами висит постоянная угроза, что ваша лошадь сдохнет, тогда как автомобиль всегда можно отремонтировать».

Основную заслугу в создании дешевого автомобиля справедливо приписывают Генри Форду. Без его фанатической преданности делу и стремления построить дешевую машину автомобиль так и остался бы дорогой игрушкой для богачей. В 1908 году была создана «модель Т» – машина очень хорошая даже по нынешним временам. Она могла передвигаться по самым топким проселочным дорогам, подпрыгивать, как антилопа, на ухабах. Ее можно было переключать на задний ход, когда она шла вперед...

Среди первых покупателей «фордиков» оказался гремевший на всю Америку гангстер Джон Диллинджер. На этой машине он совершал налеты на банки, на ней же скрывался от полиции. Гангстер был в восторге от своей машины. Он прислал Форду такое письмо: «Хотел бы с вами повидаться. Ваша машина просто восхитительна. Водить такую машину – наслаждение. Я благодарен вам за то, что любых преследователей могу заставить глотать пыль, поднимаемую автомобилем Форда. Всего вам хорошего». Трогательное послание гангстера Форд немедленно опубликовал во всех газетах – дополнительная реклама не помешает!

Большую роль в успехе Форда сыграла новая организация труда, предусматривавшая разделение операций, конвейер и многое другое. Для многих рабочих завод Форда стал чем-то вроде шумной тюрьмы. Форд решил эту проблему, подняв ставку зарплаты до 5 долларов в день. Он разрекламировал эту идею как гуманную акцию. На самом деле это было обычным надувательством, однако другие промышленники были крайне возмущены. Они называли Форда социалистом, радикалом...

О беспринципности Генри Форда говорит такой факт. Он вел борьбу с патентным пулом Селдена – Ассоциацией предприятий автомобильной промышленности. В результате Верховный суд принял постановление о том, что патенты Селдена, хотя они и остаются действенными,...неприменимы по отношению к американским автомашинам. Ассоциация предприятий автомобильной промышленности потерпела крах. Форд мог развиваться беспрепятственно.

Генри Форд всегда активно использовал в своих целях прессу. Свои мысли и убеждения он широко распространял через издававшуюся им в Дирборне газету «Индепендент», тираж которой одно время достигал 700 тыс. экземпляров. Здесь он предстал перед читающей Америкой как воинствующий антисемит, поклонник Гитлера. В 1938 году он даже получил «Железный крест», что считал одним из высших достижений в своей карьере. Когда в 1947 году Генри Форд I умер, его стали превозносить как великого гражданина своей страны. Так дружба с прессой помогала ему и после смерти.

Компанию возглавил (несколько раньше смерти старика, в 1945 году) внук магната Генри Форд II.

Новые хозяева компании продолжили выгодную дружбу с журналистами. Основанный Фонд Форда длительное время являлся постоянным спонсором всех некоммерческих радио- и телестанций, что позволило ему войти в число престижнейших филантропических организаций.

Сложные времена переживает в наши дни эта корпорация. Так, РИА «Новости» объявило 11 января 2002 года о намерении сократить в ближайшее время 35 тыс. человек, 22 тыс. из сокращаемых рабочих мест придутся на заводы, расположенные в Северной Америке, 13 тыс. – на заводы «Форда» за рубежом, в первую очередь в Канаде. Президент компании Уильям Клэйфорд на пресс-конференции заявил, что пока еще неизвестно, в какой период будет производиться сокращение рабочих мест. Он объяснил, что необходимость в сокращениях вызвана потребностью реструктуризировать автомобильную промышленность, от чего в будущем выиграет все производство. В рамках программы коренной реорганизации производства руководством компании принято решение о снятии с конвейера четырех моделей автомобиля «Форд»[30][30].

Руководство обещало сделать все возможное, чтобы сокращение количества занятых проходило преимущественно не в форме прямых увольнений, а путем вывода работников на раннюю пенсию.

Во все времена существования заводов Форда особое внимание уделялось и уделяется рекламе. Как отмечают специалисты, незнание основных принципов планирования рекламной деятельности людьми, ответственными за ее осуществление, является основной причиной слабого продвижения на рынок товаров, услуг и идей. В компании Форда используют практически все способы для донесения нужной информации до потребителя. Это размещение рекламы в периодической печати, издание специальных рекламных материалов и их распространение, использование средств вещания, устройство стационарных и передвижных выставок, осуществление рекламы в кино. Кроме того, активно используется наружная реклама, включая рекламу на транспорте. На местах продажи выставляются знаки, указатели, планшеты и т.п. Одним из непременных видов рекламы является вручение сувениров и подарков, что надолго запоминается получателям и их многочисленным знакомым. Короче говоря, реклама - дело серьезное и требующее больших затрат. Обычно на рекламу не скупятся. Все равно расходы на нее оплачивает покупатель...

И сейчас фирма добивается при помощи прессы больших выгод. В организации производства, например. На автомобилестроительных заводах Форда выпускается ряд изданий как журнального, так и газетного типа. Одной из весьма политизированных специалисты считают многотиражку «Форд уоркер» («Рабочий Форда»). Для управляющих выпускается бюллетень по взаимоотношениям с рабочими. Журналы служат как связующее звено для менеджмента среднего звена всех предприятий фирмы. Работникам на дом высылаются письма администрации по актуальным вопросам.

В условиях жесткой конкуренции с другими американскими фирмами и наступления на американский рынок японских автомобилестроительных компаний руководители «Форд мотор» и дочерних корпораций особое внимание уделяют радио и телевидению. Если учесть, что в автомобилях американцев установлен 179 миллионов радиоприемников, то становятся ясными «благотворительные» расходы Фонда Форда на поддержку некоммерческих радио- и телестанций.

Американские предприниматели денег на ветер не бросают. Они хорошо знают, что даже не приносящая прямых доходов пресса способна очень эффективно содействовать процветанию фирмы. «Непроизводительные» расходы на журналистику и журналистов окупаются сторицей.

«Что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо и для Америки».

Не правда ли, отличный слоган для рекламы? «Эти слова несколько отличаются от тех, что произнес в 1953 году президент автомобильного гиганта Чарльз Вильсон во время обсуждения в сенатском комитете его кандидатуры на пост министра обороны. Дело в том, что на вопрос, собирается ли он продать имеющиеся у него акции корпорации, Вильсон ответил: «Что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо и для всей страны». Но как бы то ни было, слова чиновника обошли всю мировую печать, сделав корпорацию еще более знаменитой.

Что же хорошо для «Дженерал моторс», первого и основного конкурента автомобильных заводов Форда? Естественно, прибыли. Посмотрим, какими путями они достигаются этим монополистическим гигантом и какова его история.

В Америке Форд был не единственным пионером автомобилестроения. К 1908 году, когда Генри Форд создал свою «модель Т», Уильям Дюрант уже владел крупнейшим предприятием по производству автомобилей.

Ранее он подвизался в каретном производстве и успешно применил усвоенные им методы при расширении своей империи «Дженерал моторс». Первые самостоятельные шаги Дюранта были весьма успешными. В 1885 году, когда ему было 24 года, Дюрант служил страховым агентом во Флинте, штат Мичиган. Вместе со своим коллегой Дж. Д. Дортом он купил патент на... две двуколки и заключил с субподрядчиком договор на их производство, а сам занялся сбытом продукции.

Первое знакомство с рекламой состоялось. Структурирование рынка помогло найти подход к недоверчивым покупателям-фермерам. Для продажи двуколок использовались торговые центры по сбыту сельскохозяйственного оборудования с уже налаженной системой рекламы.

Дела фирмы «Дюрант-Дорт кэрридж компани» пошли настолько успешно, что она сама решила заняться производством двуколок. В 40 лет Дюрант был уже миллионером. Решив обзавестись собственной индустриальной империей, Дюрант купил «Бьюик мэныо-фэкчуринг компани» – небольшую фирму, попавшую в трудное положение. Начало было положено.

Вскоре детище Дюранта выросло – он продавал больше автомашин, чей Форд. После неудавшейся попытки объединить четыре крупнейшие компании по производству автомобилей – «Бьюик», «Максуэлл», «Рео» и «Форд» – Дюрант основал «Дженерал моторс компани», в которую вошли «Бьюик», «Кадилак», «Олдсмобил» и «Окленд» (впоследствии «Понтиак»), пять других автомобильных фирм, три компании, выпускавшие грузовые машины, десять предприятий по производству запасных частей. Быстрый рост компании привел к финансовым затруднениям. Банкиры, давшие кредиты, в качестве комиссионных взяли 12, 5 млн. долларов плюс акции «Дженерал моторс» на сумму 6 млн. долларов. По указанию банкиров, которых интересовали прибыли, а не расширение производства, были объединены все дочерние предприятия, а считавшиеся нерентабельными мелкие – ликвидированы. Именно в этот период в верхушку руководства фирмой вошли Чарльз Нэш и Уолтер Крайслер. Дюрант же, объединив свои усилия с швейцарским механиком Луи Шевроле, приступил к производству недорогого автомобиля, который стал соперничать с фордовским. Успех новой машины был столь велик, что Дюрант попытался вернуть себе «Дженерал моторс». В этом ему помогали Пьер Дюпон и Джон Рэскоб.

В дальнейшем вся история «Дженерал моторс» была связана с фамилией Дюпонов. Рыхлая дюрантовская структура компании была заменена четкой служебной иерархией. Появились группы высококвалифицированных консультантов и комиссия экспертов. Была укреплена организация сбыта готовой продукции. По-новому стали смотреть на рекламу и «паблик рилейшнз» – связи с общественностью.

Как писал американский исследователь Б. Селигмен, «наступила эра менеджеров в серых костюмах со вкрадчивыми манерами».

Отделы «паблик рилейшнз» в некоторых промышленных фирмах возникли в начале века, во многих – в 20-х – 30-х годах. Корпорация «Дженерал моторс» имеет собственные мощные отделы по связям с общественностью и регулярно обращается за помощью к специализированным фирмам «паблик рилейшнз».

Пришлось решать проблему взаимоотношения служб рекламы и «паблик рилейшнз». Это оказалось не так-то просто, поскольку даже у специалистов нет единодушного мнения о функциях той и другой. Действительно, трудно определить, где кончается реклама и где начинаются «связи с общественностью». Пиар-мены считают рекламу институтов, идей и личностей своей прерогативой, но также активно вторгаются в святая святых рекламных агентств, занимаясь деятельностью, так или иначе связанной со сбытом продукции. В свою очередь рекламная индустрия достигла такого развития, что ей поручается пропагандистское оформление и ведение политических кампаний. Так или иначе, но корпорации кровно заинтересованы в дружбе с прессой. И они активно ее добиваются. Прежде всего, чтобы создавать и популяризировать привлекательный образ корпорации.

Интересно отметить, что словосочетание «образ корпорации» впервые был употреблен в одной из статей в 1953 году, хотя и корпорации, и реклама, и «паблик рилейшнз» уже давным-давно существовали. Более того, А.Ли еще в начале века успешно строил благоприятный образ Рокфеллера, предлагая его публике в качестве филантропа, друга детей и примерного христианина. Дело в том, что под «образом корпорации» стали понимать не просто впечатление, стихийно складывающееся у каждого, а такое, которое целенаправленно формируется различными средствами. Это одновременно и концепция, имеющая в развернутом виде идеологическую, организационную и содержательную стороны.

Образ «Дженерал моторс», одной из «трех сестер» – крупнейших автомобилестроительных монополий Америки, лепят высококвалифицированные, знающие свое дело профессионалы. Причем не только «на продажу», но и для «внутреннего употребления» – для руководства собственными рабочими. Если раньше управляющие могли высказываться открыто и без затей: «Работайте быстрее и лучше, иначе найдем замену», или «Не хотите работать за прежнюю зарплату – наймем других», то в новые времена такие вещи уже не проходят. В соответствии с установками «человеческих отношений в промышленности» и рекомендациями «воспитания корпоративного духа» на предприятиях «Дженерал моторс» современные менеджеры хорошо знают, «чем дышат рабочие парни» и действуют в соответствии с рекомендациями психологов, социологов и других специалистов. Сочетание демократичности руководства с постоянным наблюдением за поведением работающих позволяет добиваться тотального контроля и на этой основе высокой эффективности производства. Как неоднократно отмечалось исследователями, достаточно высказать в печати мнение, расходящееся с точкой зрения руководителей фирмы, чтобы быть уволенным без всякой компенсации. Бонусные доплаты (а они достигают 30% от заработной платы) могут отменяться по сути дела по произволу администрации. Но здесь может вступить в силу «борьба за образ фирмы» – иногда легче откупиться от одного-двух человек, чем «потерять лицо». Себе дороже!

Автомобиль в США является не только средством передвижения, но и определенным символом преуспевания. Американцы стали отождествлять себя со своим автомобилем. Чем роскошнее и новее автомашина – тем выше престиж ее владельца. Но из-за роста цен на бензин, трудностей с парковкой, все больше и больше американцев пересаживается на средние и небольшие машины. «Дженерал моторс» и здесь идет в ногу со временем.

Основными владельцами «Дженерал моторс» остаются Дюпоны. Один из американских журналистов, отвечая на панегирик в честь Дюпонов со стороны журнала «Тайм», остроумно заметил, что «есть одно только место в Америке, где король Франции Людовик XVI почувствовал бы себя как дома, если бы ему удалось приставить свою отрубленную голову обратно к телу. Это место находится в лесах штата Делавэр в «графстве Дюпонов». Да, здесь властвуют, подобно тому как в прошлом властвовали феодальные князья, миллиардеры Дюпоны. Более 200 примыкающих друг к другу имений, принадлежащих членам семейства, размещены в лесистой части штата, образуя великолепный заповедник для охоты на лис. Дома внутри увешаны трофеями, добытыми во время охоты членов семьи ни хищников в Африке, рисунками таких яхт Дюпонов, как «Американский орел», и кубками, завоеванными племенными породами скота». Не следует, однако, забывать, что владения Дюпонов находятся не только в штате Делавэр, но и в Пенсильвании, в штате Нью-Йорк, во Флориде и других местах.

Дюпоны, как и все «жирные коты», жертвуют громадные суммы на проведение избирательных кампаний, в фонды партий и общественных движений. Не забывают, естественно, и о прессе, которая так заботится о их популярности и «образе корпорации».

Так же, как и на заводах Форда, автомобилестроительные предприятия «Дженерал моторс» обеспечены собственной прессой. Выходит, например, многотиражка «Спаркплаг» («Запальная свеча»).

Недавно мне довелось побывать в Сахаре. Там я услышал такой анекдот.

Бензиновая колонка в африканской пустыне. Большая вывеска:

«Наполни бак и все канистры. Три следующие бензоколонки, которые ты увидишь, – мираж».

Для «Дженерал моторс» пустынь не существует. Большой капитал всегда найдет выход из положения. А специалисты по рекламе и «паблик рилейшнз» сами создают нужные корпорации миражи.

Что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо и для всей страны!

Среди «трех сестер» – гигантов автомобильной промышленности особое место занимает «Крайслер». Уступая «Форд мотор» и «Дженерал моторс», эта фирма остается одной из самых значительных автомобильных монополий в мире. Но вместе с тем, «Крайслер» активно развивает свои дочерние фирмы во многих странах мира, является одним из крупнейших военных подрядчиков как в самих США, так и за их пределами.

Что сказать о человеке, который дал свое имя знаменитой корпорации? Прежде всего, он создал свой «плимут», покоривший в свое время сердца американцев. Более того, Уолтер Крайслер вошел в историю автомобилестроения как один из руководителей «Дженерал моторс». Как же получилось, что имя Крайслера носит конкурирующая с «Дженерал моторс» корпорация? Очень просто. В свое время с Дюпонами вынуждены были объединиться Морганы в руководстве «Дженерал моторс». А «Крайслером» по сути дела владеют те же Морганы...

Как видим, конкуренция конкуренцией, а когда дело касается выгоды, сотрудничество очень даже возможно. Тем более возможно, если в дело включаются миллиарды Морганов.

Если реклама в исполнении Генри Форда I была простой и напористой, то нынешняя реклама «Крайслера» вкрадчива и ненавязчива. Потребитель получает нужную ему информацию о товарах и услугах, представляемых фирмой, но чрезвычайно редко все это увязывается с фамилией миллиардеров. Как отмечал в свое время журнал «Лайф», «несмотря на приверженность традициям, ничего старомодного в стиле работы банка Морганов нет». И не только банка, добавим мы. Ведь Морганы среди тех, кому принадлежит тот же «Лайф». Короче говоря, Морганы модернизировались. А начиналось все так...

Основатель династии Джуниус Спенсер Морган сколотил немалое состояние в несколько миллионов долларов. Разбогатев за счет различных противозаконных сделок во время войны Севера и Юга, Джуниус Спенсер Морган стал компаньоном одного из крупнейших банкиров США Джорджа Пибоди. Так что сын Джуниуса Джон Пирпонт Морган-старший по кличке Корсар унаследовал значительное состояние. Именно Корсару досталась слава создателя «моргановской империи».

Одним из первых контактов Моргана-Корсара с автомобилестроением была встреча с Уильямом Дюрантом, когда тот испытывал серьезные финансовые трудности. Дюрант пришел к Моргану и предложил ему купить «Дженерал моторс» за... полтора миллиона долларов. К этому времени наиболее дальновидные банкиры в автомобильной промышленности видели огромные перспективы. А Морган посмеялся над ним и попросту выгнал вон. Через 12 лет, в 1920 году, ему уже пришлось объединиться с Дюпонами, чтобы наскрести 80 млн. долларов для приобретения все той же «Дженерал моторс».

Как отмечают биографы, отличительными чертами Корсара были полная беззастенчивость в выборе средств, презрение к каким бы то ни было моральным нормам, жестокость и алчность. Перед смертью старик Морган решил несколько приукрасить себя в глазах потомков. Он справедливо считал, что некоторая респектабельность поможет его наследникам в бизнесе. Вот почему завещание, которым он передавал своему сыну Джону Пирпонту-младшему сотни миллионов долларов, Корсар начал словами: «Я предаю душу свою в руки моего спасителя в глубокой вере, что, искупленную и омытую в его драгоценнейшей крови, он представит ее безгрешной перед Творцом моим небесным. И я умоляю детей моих ценой всякого риска и личной жертвы поддерживать и защищать святое учение о полном искуплении грехов кровью Иисуса Христа, некогда пролитой ради сего». Путь накопительства, которым провел Корсар, это цепь преступлений от убийств до государственной измены.

Ныне группа Морганов контролирует десятки крупнейших промышленных корпораций, банки, железные дороги, страховые компании. Семейной чертой по-прежнему является беспринципность в приумножении капиталов.

И еще одно: политические воззрения Морганов всегда явно тяготели к правым. Так, комиссия Маккормака-Дикштейна подтвердила обоснованность сенсационных обвинений по адресу некоторых лидеров «Американского легиона» и известных деятелей Уолл-стрита (один из них был тесно связан с банкирским домом Моргана) в том, что они организовали заговор и действительно предполагали установить в Америке фашистскую диктатуру. Это, конечно, было быстро затушевано покорной прессой.

Немаловажную роль упрятать от посторонних глаз свои миллиарды играет стремление избежать налогообложения. Вот почему реклама моргановских предприятий чаще всего не связана с их фамилией. Часть капиталов – в различных благотворительных фондах, часть – в средствах массовой информации, которые не только помогают в осуществлении рекламных и пропагандистских кампаний, но и создают привлекательный имидж корпорациям, тому же «Крайслеру», например. К благотворительным фондам прибегал и Генри Форд, но Морганы придумали иной ход. Это формальное дробление компаний на множество мелких и мельчайших дочерних предприятий со сложной системой подчинения и переплетающихся интересов.

Находящаяся в сфере влияния группы Морганов корпорация «Крайслер», дабы избежать конкуренции западноевропейских автомобильных фирм, сама активно скупала европейские компании. В середине 60-х годов она, в частности, увеличила свою долю во французской автомобильной компании «СИМКА» до 77% акционерного капитала, т.е. «породнилась» с монополией «ФИАТ».

«Крайслер» играет важную роль в производстве танков и ракетного оружия, поставках автомобильной техники армиям стран-участниц НАТО.

Где военные подряды – там и секретность. Вот почему реклама товаров и услуг, предоставляемых «Крайслером», ограничивается гражданским комплексом. В дележе «военного пирога» принимают участие послушные воле Морганов газеты и журналы, радио и телевидение, «группы давления» в конгрессе и Белом доме. Иногда интересы финансистов Морганов вступают в противоречие с интересами Морганов как промышленников. И уже в самом «семействе» начинаются битвы голубей и ястребов.

Если же остановиться лишь на одной автомобильной промышленности, то и здесь противоречий более чем достаточно. Возьмем, например, законы штатов, касающихся водителей и автомобилей, В большинстве штатов американец может получить водительское удостоверение в 16 лет. В некоторых – в 18, если не окончил специальной школы иди курсов. Кое-где порядки более либеральные. В Луизиане, Мэне, Монтане и Нью-Мексико можно получить водительское удостоверение в 15-летнем возрасте, а в Миссисипи и на Гавайях «пятнадцатилетние капитаны» могут водить машину, даже не оканчивая курсов. В 29 штатах выдаются специальные юношеские водительские удостоверения, позволяющие управлять автомобилем, причем в 13 штатах с 14 лет, а в Монтане – с 13. Уже это одно предъявляет повышенные требования к машинам. К тому же особенность одноэтажной Америки – чтобы проехать из одного конца в другой даже небольшого городка в 100–206 тыс. жителей, приходится преодолевать многие десятки миль. Не случайно средняя дальность поездок американцев в два с половиной раза больше, чем жителей Западной Европы и в семь раз – жителей Японии.

Конечно, автомобиль автомобилю рознь, не зря в Америке укоренилось выражение «Limousine Liberal», то есть «либералы, разъезжающие в лимузинах». Это деятели, которые рассуждают о достоинствах муниципальных школ, а сами посылают своих детей в дорогие частные школы. Говорят о голоде, но сами никогда не испытали его мук. Какие бы машины ни выпускали заводы, входящие в орбиту «трех сестер» – автомобильных гигантов Америки, но их владельцы обязательно относятся к числу подобных «либералов». И их слова, наполненные политическим лицемерием и демагогией, во многих миллионах экземпляров тиражирует послушная пресса, разносят радио и телевидение. Любое средство массовой информации можно рассматривать как торгово-промышленное предприятие, на которое воздействуют все законы и закономерности экономики. Можно эффективность средства массовой информации определить и по-иному: новость рассматривается как товар, а аудитория – как капитал. В ряде случаев СМИ выступают как группы экономических интересов, а во взаимодействии с властными структурами – как группы влияния, «лобби». В последние годы заметно меняется экономическая структура СМИ. Все большее значение играет реклама как основной источник финансовых поступлений. Во многих странах государство субсидирует СМИ как прямо, так и косвенно – предоставлением различных льгот, грантов, правительственной рекламы и т.д. Включение средств массовой информации в промышленно-финансовые группы позволяет добиваться финансовой устойчивости СМИ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал