Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии и Методические рекомендации






Морфология

Методические рекомендации и образцы

анализа знаменательных частей речи)

Настоящие методические рекомендации включают в себя отдельные комментарии к знаменательным частям речи и образцы морфологического анализа знаменательных частей речи.

Они рекомендуются для студентов стационара и ОЗО факультета ПМНО.

 

Рецензент – Борисова О.В., к.ф.н., доц. кафедры русского и коми языков Коми государственного педагогического института.

 

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

КОММЕНТАРИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При определении лексико-грамматических разрядов имен существительных следует учитывать их значение, грамматические свойства, а иногда – и словообразовательные признаки.

Так, к нарицательным существительным относятся обобщённые названия различных предметов (сестра, пюре, вишня, ходьба), а собственные имена используются для обозначения единичных предметов (Россия, Сыктывкар, Гималаи, Жучка, «Красное знамя»). Кроме семантических, нарицательные и собственные имена имеют грамматические различия (нарицательные, как правило, изменяются по числам, а собственные – употребляются или только в единственном числе, или только во множественном числе: книга – книги, «Огонек», Карпаты). Нарицательные существительные пишутся со строчной буквы, а собственные – с прописной буквой (певец – Валерий Леонтьев). Следует помнить, что границы между нарицательными и собственными именами являются подвижными. Так, имена собственные становятся нарицательными (ср.: Рентген – фамилия и рентген – единица измерения, Бостон – город и бостон – вид ткани), а нарицательные имена переходят в собственные, если используются для обозначения единичных предметов (ср.: изюм – вещество и Изюм – город, запад – сторона горизонта и Запад – страны Западной Европы).

Одушевленныенеодушевленные существительные различаются как по своему значению, так и по грамматическим признакам. К одушевленным существительным относятся названия лиц и животных (студент, брат, медведь, муха), а также названия божеств (Зевс, Венера), мифических и других существ (домовой, русалка), кукол (матрешка, петрушка) и некоторых других; а к неодушевленным – названия остальных предметов (осень, сыр, учительство, книга). Грамматический показатель: у одушевленных существительных форма вин.п. мн.ч. совпадает с формой род.п. мн.ч.., а у неодушевленных – с формой им.п. мн.ч. У существительных мужского рода II склонения грамматический признак проявляется также в ед.ч. У несклоняемых существительных категория одушевленности – неодушевленности выражается синтаксически (с помощью зависимых слов).

 

Одушевленные существительные:

И.п. Мухи, друг, друзья, сильные шимпанзе

Р.п. Мух, друга, друзей, сильных шимпанзе

В.п. Мух, друга, друзей, сильных шимпанзе

 

Неодушевленные существительные:

И.п. Парты, дом, дома, красивые бра

Р.п. Парты, дома, домов, красивых бра

В.п. Парты, дом, дома, красивые бра

 

Необходимо помнить, что все отвлеченные, вещественные и собирательные существительные относятся по своему лексическому значению к неодушевленным, хотя грамматический показатель у них отсутствует, т.к. многие из названных разрядов слов не имеют форм мн. числа. К неодушевленным существительным относится группа конкретных существительных с семантикой собирательности (отряд, войско, народ, полк и др.).

Колебания в отнесении к одушевленным или неодушевленным существительным наблюдаются у слов: м и к р о б (наблюдать микробымикробов), б а ц и л л а (изучать бациллыбацилл), б а к т е р и я (видеть бактериибактерий), а также в обозначениях марок машин (н-р: купить «Москвич» - «Москвича»), в названиях некоторых рыб и блюд из них (ловить килек – есть кильки).

Среди нарицательных существительных различаются конкретные, отвлеченные, вещественные и собирательные существительные. Конкретные существительные обозначают отдельные предметы и явления действительности; они, как правило, изменяются по числам и сочетаются с количественными числительными (озеро – озера, неделя – недели; один стол, два стола, один океан, четыре океана).один стол, два стола, один окенан, 4 ми (озеро, озереты и явления действительности; они, как правило, изменяются по числам и со

Отвлеченные существительные обозначают отвлеченные качества, действия, свойства, состояния (доброта, ходьба, свобода, плаксивость). Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества, поддающиеся делению, измерению, но не счету (сено, цемент, сливки, олово). Собирательные существительные обозначают неделимое множество предметов, лиц и животных, не поддающееся счету (старье, студенчество, мошкара). В отличие от конкретных существительных эти три разряда слов в основном значении не изменяются по числам (как правило, они употребляются только в ед. числе, но иногда – только во мн. числе) и не сочетаются с количественными числительными. Многие отвлеченные и собирательные существительные характеризуются специфическими суффиксами (син, – ев – а, борь – б – а, зверь – й – о).

Категория рода у имен существительных является классификационной лексико-грамматической категорией, по которой все существительные относятся к одному из трех родов (исключение: не имеют рода существительные, которые употребляются только во мн. числе).

Категория рода у изменяемых существительных выражается морфологически, т.е. с помощью окончания. У несклоняемых существительных род зависит от одушевленности – неодушевленности. Большинство несклоняемых неодушевленных существительных относится к среднему роду (кафе, бра, пюре); род одушевленных несклоняемых существительных определяется семантически (по признаку биологического пола: денди, атташе – м.р.; мисс, леди – ж.р.). В названиях животных в последнее время наблюдаются колебания категории рода (колибри – м.р. и ж.р.; шимпанзе – м.р. и (в условиях контекста) – ж.р.; кенгуру – м.р. и (реже, при указании на самку, - ж.р.), хотя при назывании животных предпочтение отдается муж. роду. Следует также помнить о некоторых исключениях: кофе – м.р., кольраби – ж.р., хинди – м.р., авеню – ж.р. и др.

Категория рода у несклоняемых географических названий соответствует роду соотносительных нарицательных существительных (Чарджоу – город – м.р.), Борнео – остров – м.р., Хуанхе – река – ж.р.).

Категория рода у несклоняемых аббревиатур соответствует роду стержневого компонента тех словосочетаний, на базе которых они образованы (НИИ – научно - исследовательский институт – м.р., ЦСУ – центральное статистическое управление – ср.р. и т.д.).

Слова общего рода – это существительные с окончанием – а, выражающие оценку, даваемую лицам мужского и женского пола (забияка, недотрога, лакомка, горемыка). К ним примыкают некоторые несклоняемые фамилии (Черных, Дурново, Золя) и неофициальные формы личных имен (Валя, Шура, Женя). Конкретный род этих существительных реализуется в контексте (наш Женя – большой сластена – м.р.; наша Женя – большая сластена – ж.р.).

От слов общего рода следует отличать существительные мужского рода (врач, диктор, бригадир, завуч и т.п.), которые обозначают лиц по профессии безотносительно к полу и которые указывают на женский пол синтаксическими средствами, т.е. путем «согласования по смыслу» [врач (м.р.) пришла (ж.р.); новая (ж.р.) диктор (м.р.) объявила (ж.р.) программу передач на завтра и т.д.].

Категория рода отсутствует у существительных, которые употребляются только во мн. числе (горелки, сливки, щипцы, джинсы), и у аббревиатур типа ВВС, ВМС.

ПРИМЕЧАНИЕ. Род существительных изучается во втором классе, но в учебнике даются сведения только о мужском, женском и среднем роде. Род определяется путем подстановки слов мой, моя, мое и он, она, оно, при этом обращается внимание на букву Ь у существительных женского рода с основой на шипящий. В третьем классе при распределении существительных по типам склонения обращается внимание на окончания как признак рода. Ученики затрудняются в определении рода таких слов, как: туфля, помидор, мозоль и др.

Категория числа, отражающая понятие о количестве предметов и явлений действительности, является у существительных грамматической, синтаксически независимой категорией (некоторые ученые, напр., В.В. Виноградов, считали эту категорию лексико-грамматической, так как иногда формы ед. и мн. числа различаются не только грамматически, но и лексически: снегснега, чтениечтения). Она бинарна, т.к. основывается на противопоставлении ед. и мн. числа. Все существительные в зависимости от наличия или отсутствия форм обоих чисел делятся на 2 группы: 1) образующие формы ед. и мн. числа (тетрадьтетради, деньдни); 2) имеющие формы одного числа: а) только ед. числа (иначе - Singularia tantum): верность, гнев, студенчество, кефир; б) только мн. числа (иначе – Pluralia tantum): проводы, салазки, дрожжи, сутки (подробнее см. об этом в учебных пособиях и учебниках).

ПРИМЕЧАНИЕ. В начальной школе изучаются только конкретные существительные, изменяющиеся по числам. Следует помнить, что младшие школьники затрудняются в образовании форм мн. числа от некоторых существительных, в постановке ударения, в выборе правильных форм существительных при счете и нек. др.

СКЛОНЕНИЕ имен существительных – это их изменение по падежам и числам. В современном русском языке выделяется несколько типов склонения: I, II, III (это продуктивные типы склонения); разносклоняемые существительные; существительные, склоняющиеся по типу прилагательных; существительные, находящиеся вне типов склонения; несклоняемые существительные. В данных рекомендациях мы дадим некоторые комментарии к непродуктивным типам склонения. К разносклоняемым существительным относятся 10 слов на – МЯ (бремя, время, знамя, имя, вымя, пламя, племя, семя, стремя, темя), существительное муж. рода путь и слово дитя. Эти имена имеют окончания разных типов склонения. К адъективному склонению относятся существительные, изменяющиеся по типу прилагательных (участковый, мороженое, операционная отрадное, учащийся и т.д.), чаще всего это касается субстантированных прилагательных и причастий. Вне типов склонения оказываются изменяемые существительные, которые употребляются только во мн. числе (каникулы, дрожжи, Химки,, носилки, сумерки, джунгли, Саяны и т.п.). Несклоняемые имена существительные не имеют падежных окончаний; значения падежа и числа у них выражаются синтаксически (Мы купили подержанное трюмо. Трюмо – В.п., ед ч.; В автопарк поступили новые такси. Такси – И.п., мн.ч.).

Если вы затрудняетесь в определении падежей, то познакомьтесь со статьей В.А. Ивановой «Способы определения падежей» (журнал «Русский язык в школе», 1971, №1). Значение падежа выявляется у существительного при его функционировании в тексте (словосочетании). Можно указать на 4 основных значения: 1) субъектное; 2) объектное; 3) определительное; 4) обстоятельственное. Н-р: Подтягин пожимает плечами и медленно уходит за начальником станции (А. Чехов). В этом предложении существительное Подтягин употреблено в И.п. со значением субъекта действия; плечами – в Т.п. со значением косвенного объекта; за начальником – в Т.п. со значением косвенного объекта; станции – в Р.п. с определительным значением (за начальникомкаким?). Кроме того, выделяются частные значения падежей. Н-р, р.п. со значением частичного объекта (выпить молока), принадлежности (квартира брата), качественной оценки в сочетании с согласованным словом (девушка хрупкого телосложения), объекта сравнения (ниже окна); и.п. и т.п. могут иметь значение предикативного признака (я – учитель, Маша является студенткой), т.е. выступать в качестве именной части составного именного сказуемого; встречается т.п. со значением орудия, средства действия (писать рукой), а п.п. – со значением объекта речи, мысли, чувства (рассуждать о кино, думать о сестре, мечтать об отдыхе) и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ. Категория падежа и склонение существительных в начальной школе изучаются вместе (в 3-м классе). В учебнике даются три основных типа склонения в ед. числе и склонение во мн. числе. Основные трудности в правописании падежных окончаний объясняются тем, что учащиеся не могут правильно определить, в каком падеже стоит слово (кстати, эта проблема стоит и перед некоторыми студентами). Нужно помнить, что если в разных падежах совпадают и вопросы, и падежные окончания, то падеж следует определять по сумме признаков (вопрос, предлог, синтаксическая функция, зависимое слово). Для выработки правильного написания безударных окончаний ученики могут использовать способ подстановки существительных с ударным падежным окончанием. В устной и письменной речи учеников следует искоренять большое количество ошибок, допуская при образовании форм мн. числа (особенно форм И.п. и Р.п.).

Имя существительное в предложении может выполнять любую синтаксическую функцию, но чаще оно является подлежащим или дополнением.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (схема)

 

Часть речи.

Начальная форма.

 

А. Постоянные признаки:

I) Лексико-грамматические разряды:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное и неодушевленное;

в) конкретное (единичное), отвлеченное, вещественное или собирательное (определяется только у нарицательных существительных).

2) Категория рода: мужского,

женского,

среднего,

общего,

не имеет рода (почему?).

3) Тип склонения по системе падежных окончаний:

I склонения,

II склонения,

III склонения,

разносклоняемое,

вне типов склонения,

несклоняемое,

склоняется по типу имен прилагательных;

разновидность склонения (твердая, мягкая, смешанная).

 

Б. Непостоянные признаки:

I) Категория числа: единственного или множественного числа:

а) изменяется по числам (почему?),

б) употребляется только в единственном числе (почему?),

в) употребляется только во множественном числе (почему?).

2) Падеж (значение падежа и способ его определения).

 

В. Синтаксическая функция.

 

О б р а з ц ы а н а л и з а с у щ е с т в и т е л ь н ы х.

Стар стал, прошло мое время (А. Чехов).

Время – имя существительное; употреблено в начальной форме.

А. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, отвлеченное; среднего рода; разносклоняемое, мягкой разновидности.

Б. Непостоянные признаки: I) употреблено в форме единственного числа, в основном значении употребляется только в единственном числе, т.к. отвлеченное; 2) в форме именительного падежа со значением субъекта действия; падеж определяется по синтаксической функции – слово время является подлежащим; значит, это и.п.; выполняет в предложении функцию подлежащего.

Дома ждал самовар, чай с очень белыми сливками … (Б. Зайцев).

(С) сливками - имя существительное. Начальная форма – сливки.

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, вещественное;

не имеет рода, т.к. употребляется только во мн. числе;

вне типов склонения (т.к. употребляется только во мн. числе), смешанной разновидности.

 

Непостоянные признаки: употреблено в форме мн. числа; употребляется только во мн. числе (т.к. вещественное существительное); в форме творительного падежа с определительным значением; падеж определяется по форме слова, т.е. по падежному окончанию; выполняет в предложении функцию несогласованного определения.

 

Жалюзи в его номере … горят, точно модные перепонки губной гармошки (Б. Пастернак)

Жалюзи – имя существительное; употреблено в начальной форме.

А. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, конкретное, среднего рода, несклоняемое.

Б. Непостоянные признаки: употреблено в форме мн. числа, может иметь ед. число, так как конкретное (форма числа выражается синтаксически); в форме именительного падежа со значением субъекта действия; падеж определяется по синтаксической функции – слово жалюзи является подлежащим.

По своей простоте и мягкости эта картина Кипренского равна пушкинским элегиям (К. Паустовский).

Кипренского – имя существительное. Начальная форма – Кипренский. Постоянные признаки: собственное, одушевленное; мужского рода; склоняется по типу прилагательных, смешанной разновидности. Непостоянные признаки: употреблено в форме ед. числа; в основном значении употребляется только в ед. числе, т.к. собственное; в форме родительного падежа со значением принадлежности; падеж определяется способом подстановки существительного I склонения (ср.: картина подруги); слово выполняет в предложении функцию несогласованного определения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал