Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система грамматических форм глагола
ГЛАГОЛ (схема)
Часть речи. Начальная форма. Употреблен в спрягаемой или неспрягаемой форме. А. Постоянные признаки: 1) возвратный – невозвратный; 2) переходный- непереходный; 3) категория залога: а) действительного, б) страдательного, в) средневозвратного, г) находится вне залога (объясните – почему); 4) категория вида: совершенного или несовершенного (СВ или НСВ); 5) отношение к категории вида: а) парный по виду (приведите коррелят и укажите способ его образования); б) одновидовой: СВ или НСВ (почему); в) двувидовой (объясните – почему и укажите, СВ или НСВ реализуется в тексте); 6) соотношение основ инфинитива и наст. – буд. времени: назовите их и определите класс глагола; объясните к какому классу – продуктивному (I, II, III, IV, V) или непродуктивному – относится глагол; почему; 7) тип спряжения: а) I спряжения; б) II спряжения; в) разноспрягаемый; г) глагол архаического типа спряжения (укажите способ определения спряжения); 8) отношение к субъекту действия: а) личный, б) безличный: собственно безличный, личный в безличном значении, образован от личного глагола с помощью постфикса - ся. Б. Непостоянные признаки: 1) категория наклонения: а) изъявительного, б) повелительного, в) сослагательного (если форма одного наклонения употребляется в значении другого, объясните это); 2) категория времени (если есть): а) настоящего, б) прошедшего, в) будущего: синтетическая или аналитическая форма (если форма одного времени употребляется в значении другого, объясните это); 3 ) категория лица (если есть); если форма лица отсутствует, объясните почему; 4 ) категория числа; 5) категория рода (если есть); если категория отсутствует, объясните почему. В. От какой основы и при помощи каких формальных средств образована данная глагольная форма. Г. Синтаксическая функция. О б р а з ц ы а н а л и з а г л а г о л ь н ы х ф о р м Гуманизм, который не борется, умирает (Н. Грибачев). Борется – глагол. Начальная форма – бороться. Употреблен в спрягаемой форме. Постоянные признаки: возвратный, непереходный, вне залога, т.к. без –ся не употребляется; несов. вида (одновидовой), основа инфинитива – боро -, основа наст.–буд. времени - бор ’-; по соотношению основ – глагол непродуктивного класса, I спряжения (определяется по инфинитиву), личный. Непостоянные признаки: употреблен в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, ед. числа. Форма образована от основы наст.-буд. времени бор ’- при помощи окончания – ет. В предложении выполняет функцию простого глагольного сказуемого.
Пришла бы, да ведь завтра мама приезжает, - поправилась она (Г. Николаева). Пришла бы – глагол. Начальная форма – прийти. Употреблен в спрягаемой форме. Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, вне залога, сов. вида (парный по виду: прийти – приходить; видовая пара образуется супплетивным способом), основа инфинитива – прий -, основа наст.-буд. времени – прид -; по соотношению основ – глагол непродуктивного класса, I спряжения (определяется по ударным личным окончаниям), личный. Непостоянные признаки: употреблен в форме сослагательного наклонения, ед. числа, жен. рода. Форма образована от основы прошедшего времени приш- при помощи суффикса – л -, окончания – а и частицы бы. В предложении – простое глагольное сказуемое.
Рассветает. И над кузницей подымается дымок (А. Ахматова). Рассветает – глагол. Начальная форма – рассветать. Употреблен в спрягаемой форме. Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, вне залога (непереходный – невозвратный), несов. вида (парный по виду: рассветать - рассвести; видовая пара образуется суффиксальным способом); основа инфинитива – рассвета -, основа наст.-буд. времени – рассветай -; по соотношению основ – глагол I продуктивного класса, I спряжения (определяется по инфинитиву); безличный (собственно безличный). Непостоянные признаки: употреблен в форме изъявительного наклонения настоящего времени, 3 лица, ед. числа. Форма образована от основы наст.-буд. времени рассветай – при помощи личного окончания – ет. В предложении выполняет функцию простого глагольного сказуемого.
Оставь тут диверсанты хоть одного человека, лежать бы старшине Васкову носом в гниль, пока не истлеет (Б. Васильев). Оставь – глагол. Начальная форма – оставить. Употреблен в спрягаемой форме. Постоянные признаки: невозвратный, переходный, действительного залога, сов. вида (парный по виду: оставить – оставлять; видовая пара образуется суффиксальным способом, сопровождающимся историческим чередованием в корне слова в//вл’), основа инфинитива – остави -, основа наст.-буд. времени – остав- ’; по соотношению основ – глагол V продуктивного класса, II спряжения (определяется по инфинитиву), личный. Непостоянные признаки: стоит в форме повелительного наклонения (употреблен в значении сослагательного наклонения), 2 лица, ед. числа. Форма образована от основы наст.-буд. времени остав ’- при помощи нулевого, суффикса и нулевого окончания: остав’- + -^ - + -□ -. В предложении – простое глагольное сказуемое. Лежать (бы) – глагол. Начальная форма – лежать. Употреблен в неспрягаемой форме. Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, вне залога (так как непереходный и невозвратный), несов. вида (одновидовой), основа инфинитива – лежа -, основа наст.-буд. времени – леж -; по соотношению основ – глагол непродуктивного класса, II спряжения (определяется по окончаниям), личный. Непостоянные признаки: в сочетании с частицей бы инфинитив лежать употребляется в значении сослагательного наклонения. Форма образована от основы инфинитива лежа – при помощи суффикса - ть и частицы бы. В предложении выполняет функцию простого глагольного сказуемого.
ПРИМЕЧАНИЯ. В начальной школе глагол изучается во 2-4-ых классах: дается определение, указывается общая семантика (обозначает действие) и вопросы, на которые отвечают глаголы в связной речи; отмечается наличие неопределенной формы. Младшим школьникам не дается понятие о видах глагола, но при общей характеристике глагола и при изучении категории времени указывается на различие в вопросах (что делать? и что сделать? и т.д.). Понятие о категории времени усваивается учащимися с большим трудом, в связи с чем учитель должен тщательно отбирать языковой материал: форма времени не должна «противоречить» лексическому окружению: вчера ходили …; сегодня занимаемся…; завтра поедем… Младшие школьники допускают значительное количество ошибок в правописании безударных личных окончаний глагола, и поэтому выработке навыков правописания безударных личных окончаний должно быть уделено особое внимание со стороны учителя.
|