Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический анализ урока
Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, в оптимальной реализации собственных профессионально-личностных возможностей на уроке. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Урок является «ядерным», основополагающим элементом образовательной системы. Педагогический анализ урока - это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания. Педагогический анализ связан с необходимостью представлять урок как процесс воздействия друг на друга этапов, осуществление которых подчинено триединой цели урока и происходит путем взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников. Именно на это должно быть направлено внимание при анализе, ибо здесь рождается конечный результат урока. Основное содержание видов анализа. 1) Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания. 2) Психологический анализ предполагает изучение главным образом психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличия интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся. 3) Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся. Часто учитель, стремясь достичь дидактической цели урока, не использует воспитательные возможности учебного материала и не применяет приемов воспитательного воздействия на учащихся.
4) Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока. Анализирующий рассматривает совокупность приемов и методов деятельности учителя и учащихся только на этапе формирования понятий и способов действия. 5) Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степени оснащенности урока наглядными пособиями, эффективности использования ТСО на уроке, ведения учителями документации, рациональности использования времени урока, выполнения санитарно-гигиенического режима урока и т.д. Примерная схема анализа урока Дата Класс Вид урока Тип урока Количество занимающихся Вел урок Задачи урока Подготовка к уроку Наличие конспекта урока, соответствие его рабочему плану. Оценка задач урока (соответствие их программным требованиям, разносторонность задач, их конкретность, посильность и грамотность постановки). Оценка содержания конспекта (правильный подбор средств в каждой части урока в соответствии с поставленными задачами, учет психологических, физиологических, педагогических закономерностей обучения, учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, применение методов в соответствии со стадиями обучения и т.д. Содержательность организационно-методических указаний. Все подтвердить примерами. Соответствие конспекта общеустановленной форме, достаточная грамотность и аккуратность написания. Организация урока Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря. Санитарно-гигиеническое состояние зала, внешний вид учителя и учащихся, примеры. Рациональность распределения времени в уроке по его частям и по снарядам, оценить. Целесообразность использования площади спортивного зала, снарядов и инвентаря. Рациональность размещения и передвижений учащихся. Примеры. Целесообразность применения методов организации работы учащихся, их соответствие возрасту, задачам, содержанию урока (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный). Целесообразность выбора методов выполнения физических упражнений в каждой части урока, их влияние на нагрузку, плотность, на решение задач урока, соответствие возрасту (поточный, поочередный, одновременный). Оценка плотности урока (общей и двигательной) ее соответствие виду и типу урока. Приемы повышения двигательной плотности используемые в каждой части урока, их эффективность. Примеры. Эффективность работы общественного актива (физорг, дежурные, групповоды), степень их подготовленности, соблюдение правил безопасности. Контроль и оценка педагогом работы групповодов. Примеры. Характеристика средств используемых в уроке. Соответствие средств 1 -ой части урока ее задачам (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений для организации учащихся). Соответствие применяемых средств контингенту, виду урока, условиям проведения. Соответствие средств 2-ой части урока решаемым задачам (учет возможности занимающихся, соблюдение рациональной последовательности в преподнесении материала, использование педагогом облегченных заданий, учет положительного переноса навыка, достаточность повторности и вариативности заданий). Подбор средств заключительной части урока (учет характера работы во второй части урока, правильность обеспечения восстановления организма и т.д.). Домашнее задание, его правильность, соблюдение основных требований к их применению. Характеристика методов используемых в уроке. Качество владения методом слова (какие разновидности словесного метода использовались, соответствие их задачам, контингенту, содержательность передаваемой информации). Использование методических приемов усиливающих словесные методы (сравнение, повторение, интонация и т. д.). Общая культура речи педагога (грамотность, богатство языка, эмоциональность). Качество владения методом показа (какие разновидности использовались, соответствие контингенту, задачам и содержанию). Использование методических приемов усиливающих действие показа (быстро, замедленный показ и т.д.). Качество и выразительность показа. Использование сочетания слова и показа. Качество применения в уроке методов практического разучивания (целостного, расчлененного и целостно-расчлененного упражнения), их соответствие особенностям занимающихся, решаемым задачам, соблюдение последовательности. Качество применения в уроке методов предупреждения и исправления ошибок (метод подводящих упражнений, метод изменения техники (акцентирование, утрирование, замедление), метод ориентиров)). Методические приемы, используемые в целях освоения техники. Методика воспитания физических качеств Какое внимание в уроке уделялось формированию и совершенствованию осанки. Дать свою оценку и рекомендации. Содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались, какие методы физического воспитания при этом применялись (повторный, переменный, соревновательный, игровой), их целесообразность и соответствие возрасту, задачам урока, условиям проведения и т.д. Нагрузка в уроке (оценивается по внешним признакам), ее соответствие возрастным особенностям, задачам урока, стадиям обучения, условиям проведения и т.д. Рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки (за счет длины, скорости, темпа и т.д.). Паузы для отдыха, их продолжительность, частота. Воспитательная работа педагога. Какие задания предлагались в уроке для решения 3-ей воспитательной задачи Как решались в уроке задачи умственного воспитания (сообразительности, находчивости, создание поисковых ситуаций, организация взаимообучения), нравственного воспитания (формирование навыков культурного поведения, воспитание дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощи), эстетического воспитания (чувств, вкусов, формирование красивой осанки, походки, красоты движений, красоты поступка и т.д.), трудового воспитания (трудолюбия, простейших трудовых навыков и т.д.). Какие методы при этом применялись (наказание, убеждение, поощрение и т.д.) дать примеры и рекомендации. Умение педагогом владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся. Выводы и предложения Образовательная ценность урока (как решена 1 -ая задача урока). Оздоровительная ценность урока (как решена 2-ая задача урока). Воспитательная ценность урока (как решена 3-я задача урока). Основные положительные стороны деятельности учителя. Основные недостатки в работе учителя и конкретные практические рекомендации по их устранению. Оценка урока в баллах. I Билет 35. Одной из основных проблем возрастной и дифференциальной психологии — классификации периодов жизни - первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять возрастной динамикой и определять меры сензитивности в отдельные периоды жизни. В возрастной и дифференциальной психологии решаются три группы задач: научно-исследовательские, диагностические и коррекционные. Исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и факторов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни. К более конкретному уровню относится рассмотрение проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяжении всего жизненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи возрастной и дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета науки. Решение диагностических задач дает возможность распознавать и оценивать степень зрелости индивидных, социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психического развития. При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогностическими как в периоды раннего онтогенеза, так и в периоды з взрослости и геронтогенеза. Психология развития занимается изучением проблем психического развития в онтогенезе, преобразуя и организуя взаимосвязи между различными отраслями психологического знания. В ее задачи входит: разработка периодизации психического развития, отвечающей современному состоянию общества; - изучение индивидуальных вариантов развития личности, в том - изучение особенностей возрастных кризисов психического - изучение роли семьи, образовательных учреждений и других сфер жизни в развитии личности; - исследование причин и психологических механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы и т.д. Актуальность определяется тем, что в возрастной психологии есть целый ряд нерешенных проблем, в том числе фундаментальных, касающихся, например, формирования личности ребенка и многих других вопросов, которые я попытаюсь рассмотреть в своей работе. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать развитие человека на разных возрастных этапах и изучить индивидуальные различия людей, найти объяснение происхождения этих различий, что является основной задачей дифференциальной психологии.
|