Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о КС, их виды
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.В настоящее время существует большое количество определений координации движений, я приведу одно из них. «Координация» (от лат. Соогётагюп - согласование, приведение в порядок). Координационные способности - это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др. Критерий (греч кгшгпоп) - признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо. В качестве главных критериев оценки КС выделяют четыри основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость. Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам оценки КС относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным -точность, скорость, экономичность и стабильность движений. В этой связи свои КС ученик может проявлять только через одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель. Однако человек проявляет КС значительно чаще через совокупность выше представленных свойств, координируя свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (передвижение на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу). Это надо учитывать учителю как при выборе и разработке соответствующих тестов, так и при анализе показателей полученных в результате тестирования. Оценивая КС, учитель должен иметь в виду, вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные(абсолютные), а в других -скрытые (относительные) показатели. Абсолютные показатели выражают уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школьника. Относительные показатели позволяют судить о проявлениях КС с учетом этих возможностей. Например время челночного бега 3 по 1 Ом - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега Зпо 10м и времени бега на 30м по прямой - относительный Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.Метод наблюдения - может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развиваются КС у его воспитанников. Однако с помощью этого метода можно получить лишь приблизительные характеристики развития КС.Метод экспертных оценок - для этого учитель приглашает в школу опытных специалистов, которые высказывают свое мнение о степени развития различных КС ученика. Однако не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе, а полученная информация всегда будет носить субъективную характеристику степени развития КС.Аппаратурные методы - позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития КС и отдельных компонентов. Для этого используют координациомеры, тремометро-координациомеры для измерения точности, быстроты и экономичности движений. Для измерения точности воспроизведения, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров применяют динамометры, кинематометры, рефлексометры и стабилографы для определения поддержания равновесия.Однако необходимо учитывать ограниченность применения этих методов в измерении КС, особенно в условиях школы, их дороговизну и невозможность определения КС как целостное психомоторное образование. Двигательные тесты - основной метод диагностики КС у учащихся.В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, желательно чтобы не требовалось сложное оборудование и они были достаточно просты по условиям организации и проведения.Желательно каждую отдельную КС изучать с помощью нескольких однородных тестов, что дает возможность получить надежную оценку уровня её развития.Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных пространственных, силовых) Способность к ориентированию в пространстве Способность к равновесию Способность к комбинированию движений Способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач Способность к выполнению заданий в заданном ритме Способность к управлению временем двигательных реакций Способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом Билет 41. Педагогической системе ДЮСШ присуще разнообразные организационные формы педагогического процесса, которые подразделяются на учебные, тренировочные и контрольные. Используются шесть основных форм занятий: урок спортивной тренировки, практикум, консультация, семинар, спортивное соревнование и домашнее задание. Учебно - тренировочные занятия признаны решать задачи формирования системы знаний, умений путем освоения отдельных компонентов и их взаимосвязи в процессе деятельности. На контрольных занятиях происходит оценивание, имеющегося уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Урок спортивной тренировки имеет две особенности в зависимости от того, какое место он занимает во всей системе занятий. Во - первых, урок выступает как звено в системе занятий, проводимых в соответствии с календарно - тематическим планированием и образовательной программой. Во - вторых, урок используется на этапе спортивно - оздоровительном в учебных группах для обучающихся дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, если таковы имеются. Учебные занятия проводятся в зависимости от возраста, содержания обучения, объема учебного времени, характера деятельности. Обучение организуется на разных уровнях многоэтапной подготовки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей на договорной основе: каждый отвечает за результат своего труда. Этап усвоения знаний предполагает реализацию индивидуального и дифференцированного подхода. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения, особенно это присуще в деятельности педагогов индивидуальных видов спорта. Подведение итогов образовательной деятельности проводится в виде сдачи контрольных нормативов по физической подготовке, технической и тактической, судейской практике; в виде тестирования, собеседования, викторины для определения уровня теоретических знаний; диагностики уровня воспитанности. .V —ч
|