Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 68.






История физической культуры относится к числу профилирующих дисциплин в системе физкультурного образования. Способствуя формированию современного мировоззрения, она имеет большое познавательное, образовательное и воспитательное значение. Особенно велико значение отечественной истории физической культуры. Содействуя воспитанию у студентов любви к Родине, чувства гордости за достижения российского спорта, она вместе с тем выступает как часть их профессиональной подготовки.

Автор благодарит за оказанную помощь в подготовке и издании книги ректора МГАФК доктора педагогических наук, профессора С. Г. Сейранова, советника ректора профессора, академика Академии гуманитарных наук В. В. Громыко, проректора по НИР доктора педагогических наук, профессора В. Б. Коренберга, кандидата педагогических наук, доцента А. В. Починкина, преподавателя кафедры лингвистических дисциплин Т. М. Швейд, сотрудника академии А. Г. Демирчогляна.

Вопросы методологии истории, в том числе истории физической культуры, всегда имели приоритетное научное значение. Однако на современном этапе, в новых социально-экономических условиях, переживаемых страной, разработке методологии исторической науки в области физической культуры уделяется явно недостаточное внимание. Это побудило нас обратиться к одному из узловых методологических вопросов истории - вопросу о преемственности как одной из закономерностей исторического процесса. Его суть состоит в том, что каждый исторический этап должен включать положительный опыт прошлого, то ценное, прогрессивное, что может принести пользу в новых исторических условиях.

Нечто подобное произошло в нашей стране в результате Октябрьской революции. В угоду классовым амбициям прошлый положительный опыт, достижения в развитии физической культуры замалчивались или отрицались. После создания Всевобуча в физическом воспитании наблюдался сугубо классовый подход, его идеологизация, политизация, подчинение физкультурно-спортивной деятельности задачам коммунистического воспитания при игнорировании общечеловеческих нравственных ценностей. Приверженность идее разрушения старого, пренебрежение к требованиям преемственности в физкультурном движении породили такие вопросы, как:

- проводить ли спортивные соревнования;

- встречаться ли советским спортсменам с зарубежными («буржуазными») спортсменами;


 

- участвовать ли в Олимпийских играх;

- развивать ли спорт среди детей;

- нужен ли вообще спорт с его утверждением превосходства одних людей над другими?

В результате подобных дебатов, например в вопросе о спортивных соревнованиях, в 1920-х годах проявлялась тенденция отдавать приоритет не индивидуальным состязаниям, а достижениям коллективов

Встречи с «буржуазными» спортсменами вплоть до 30-х годов не проводились, развивались лишь спортивные связи с представителями рабочего спорта; наши спортивные организации, не являясь членами международных спортивных объединений, не участвовали в первенствах Европы и мира. Тем самым они оказались в изоляции от мирового спортивного движения, что замедляло развитие спорта, рост спортивного мастерства отечественных спортсменов. Этому способствовал и запрет в ряде регионов страны соревнований по гимнастике, боксу, борьбе и футболу, а также отказ от участия в Олимпийских играх (при проведении собственных региональных олимпиад). Что касается детского спорта, то его развитию мешала так называемая теория «нормального урока», согласно которой физические нагрузки на уроках физической культуры не рекомендовались. Все это, несомненно, отрицательно сказывалось как на массовости физкультурного движения, так и на повышении уровня спортивных достижений.

В современных условиях значительно повышаются требова ния ко всем общественным дисциплинам, в том числе к исторической науке, а следовательно, и к составной ее части — истории физической культуры.

История физической культуры как учебно-научная дисциплина имеет не только познавательное и воспитательное значение, но и призвана служить дальнейшему развитию физкультурного движения.

Как учебная и научная дисциплина история физической культуры сложилась в годы Советской власти. Круг ис то риков физической культ у ры значительно

расширился в послевоенный пери од, особе н но в 60-70-е годы XX ве к а, когда вышли в свет: первое учебное пособие для физкультурных вузов, охватывающее весь курс

Однако положение, складывающееся: с преподаванием: истории физической культу ры и спорта в физкультурных учебных заведениях, вызыв ает

удивление. Дело в том, что в учебных планах институтов и техникумов

физической культ у ры из года в год уменьшается количество часов.

отводимых на преподавание этой дисциплины. Так, по учебному плану 50-х

гг. истории физической культуры в вузах отводилось 100 ча с ов, затем


количество их последовательно сокращалось. Ранее учебный план предусматривал выполнение курсовых работ на дневном и заочном оакультета х, а в действующем плане их нет.

Согласно учебному плану 1972 г. на сп о ртивных факульте тах введен курс истории спорта. Ознакомление с программой этого курса и некото р ый опы т преподавания убеждают, что он является надуманным, искусственным:. И вот почему.

Прежде всего хотелось бы остановиться на вопросе о взаимосвязи физической культуры и спорта. Известно, что понятие «физическая

культу ра» шире понятия «спорт». Вед ь физическая культура - это часть общей культ уры, совокупность достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического соверш енствования на рода.


Существенным: показателем этих достижений является « уровень здоровья, всесто роннего развития физических способностей, спортивн ог о мастерства

и

проникно вения средств физического воспитания в повседневный быт

людей». В этом определении совершенно четко сказано, что спорт в советской системе физического воспитания рассматривается в неразрывной

св язи с физической культурой.

Правда, в последние годы масштабы спорта значительн о выросли и спор т прев ратился в крупное общественное явление. Но тем не менее спорт в нашей стране выступает в единстве с физической культурой.

Неудивительно по этому, ч то в работе, посвященной ана лизу выступления советских спортс менов на Олимпиаде в Мюнхене, председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР С. II. Павлов

специальный раздел посвятил состоянию массовой физической культуры в

стране.

Он отметил, что «результаты выступлений советских атлетов на международной арене в определенной мере можно рассматривать как показатель качества работы тех или иных наших спортивных организаций по массовому развитию физической культуры и спорта».

В свете сказанного возникает вопрос: пр авоме рно ли, можно ли читать историю спорта в физкультурном вузе, не затрагивая вопр осов физической культуры?

Совершенно очевидно, что ответ на этот вопрос может быть только от рицательным. Историю спорта методологически неправомерно рассматривать изолированно, в отрыве от истории физической культуры,

частью которой она является.


Нарушение этого положения: привело к то му, что учебная программа по

Ж — ъ* ------------------------------- 4, ---- _-------- е*----- 1----------- я^ *---------- *

истории спорта оказалась в тисках непреодолимых противоречий. В озьмем, например, вопрос о происхождении физической культуры. Как показано в

известных исследованиях советских историков и со циологов физической

культу ры, посвященных первоначальному возникновению физического

воспитания, можно г оворить о происхожде нии ф изически х упражнении,

элементов физической культуры, но не спорта. Или такой имеющий место в

прог рамме вопрос: «Гуманисты и ранние социалисты-утописты о роли г имнастики и атлетики в воспитании человека». Но ведь эти п ед аг о ги и общественные деятели го во рили не о спорте, а о физическом воспитании, о физической культуре!

В программе не нашлось места для освещения известных систем физического воспитания XIX века, хотя без них весьма сложно, по существу н е возможно, доходчиво изложить вопрос о выделении спорта, и г р, гимнастики и туризма в относительно самостоятельные средства (м е тоды) физического воспита ния.

Но как могло случиться, что в учебный план включили такую «дисциплину»?

По нашему мнению, дело здесь в том, что составители учебного плана, вводя нов ую дисциплину, не обменялись мнениями с теми, кто будет ее преподавать, со специалистами в области истории физической культуры и

спо рта. Вопрос о новой дисциплине обсуждался на Предметной комисс ии истории физи ческой культуры Спорткомитета СССР уже после включения ее в учебный план. Кстати, подавляющее большинств о членов комиссии от рицательно отнеслось к нововведению.

Свои предложения мы в основном: хотели бы свести к следующему:

1. Читать на педагогических и спортивных факультетах, один курс ~~ «И стория физической к ультуры и спорта». Ведь и учебник издан общ ий -

у чебник истории физической культ уры и спорта.

2. Советский период истории физической культуры и спорта излагать не в общем потоке новейшей истории, а в разделе истории отечественной физической культуры, что позволит в большей мере показать практическое значение курса для будущих специалистов.

3. Отвести на курс истории: физической культуры и спорта не менее 60 часов: 36 лекционных и 24 семинарских.

4. Возобновить выполнение курсовы х работ для студентов педагогического и спо ртивного факультетов по этой дисциплине. Это будет способствовать ее более углубленному изучению, подготовке из числа учащихся пр о пага ндистов физической культуры и спор та.


5. О рганизовать издание цент рализованным путем наглядны х, пособий по истории физической культуры и спорта.

Эти меры, на наш взгляд, поднимут престиж истории физической культуры и спорта в наших физкультурных учебных заведениях, будут способствовать ее

более плодотворному развитию и усилению ее роли в воспитании молодых специалистов.

Развитие научно-теоретических основ физического воспитания

Просветительская деятельность российской интеллигенции во второй половине XIX - начале XX века во многом способствовала формированию отечественной науки о физическом воспитании. Целая плеяда блестящих умов внесла свой вклад в это благородное дело.

Особое место среди них занимают выдающиеся просветители-демократы, предшественники русской социал-демократии Н. Г. Чернышевский (1828— 1889) и Н. А. Добролюбов (1836—1861), ставшие подлинными властителями дум своих современников. Не случайно журнал «Современник», который много лет возглавлял Чернышевский, был одним из самых читаемых периодических изданий того времени.

Чернышевский и Добролюбов оказали огромное влияние на развитие передовой общественной мысли, на демократическое движение, приблизив своей неутомимой деятельностью реформы 60-х годов XIX века. Философия, история, политическая экономия, социология, антропология, эстетика, литературоведение и другие сферы общественной жизни и науки получили глубокое, оригинальное освещение в их трудах.

Для Чернышевского и Добролюбова очень близки были и вопросы народного просвещения, проблемы отечественной педагогики, в том числе вопросы физического воспитания. Взгляды Чернышевского и Добролюбова на эти проблемы тесно связаны с их социально-политическими и философскими воззрениями. В основе взглядов Чернышевского и Добролюбова на проблемы воспитания лежало материалистическое учение о единстве и целостности человеческого организма, о единстве физического и духовного начал, о влиянии внешней среды на развитие человека. Из этого учения вытекает идея необходимости всестороннего - духовного и физического -воспитания личности.

Главной целью воспитания, считал Чернышевский, должно быть приготовление ребенка «в конечном счете к тому, чтобы в жизни он был человеком развитым, благородным и честным. Это - выше всего. Заботьтесь прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в полном смысле». Добролюбов, отстаивая мысль о единстве духовного и телесного


развития человека, подчеркивал необходимость «воспитывать тело для служения правильной духовной деятельности».

Чернышевский и Добролюбов были единодушны в понимании того, что становление, формирование личности невозможно без всестороннего физического развития. Гармонично развитый человек, по Чернышевскому, это человек, имеющий высокие моральные качества, умственное развитие и цветущее здоровье, обеспечивающее сохранение этих качеств. В понятие «здоровье» Чернышевский включал здоровье физическое и нравственное, он верил, что в будущем все люди будут «прекрасны телом и чисты душой». В своем знаменитом романе «Что делать?» он так описывал людей будущего: «... Как они цветут здоровьем и силою, как стройны, грациозны они, как энергичны и выразительны их черты! Все они счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, - счастливцы и счастливицы».

Взгляды Чернышевского на физическое воспитание тесно переплетаются с его эстетическими воззрениями. «Прекрасное есть жизнь, - пишет он. -Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека».

Аналогичные мысли высказывал Н. А. Добролюбов. Особенно ярко и убедительно они изложены в его большой статье «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью», опубликованной в журнале «Современник», № 5 за 1858 год. Телесное и духовное в человеке, по мнению Николая Александровича, лишь две стороны единого целого. Он отмечает, что нельзя говорить без языка, слушать без ушей, нельзя чувствовать и мыслить без мозга. Разделять природу человека на душу и тело как антагонистические или независимые друг от друга начала - это то же, говорит Добролюбов, что искать, какая часть скрипки издает звук: струны, колышки, вырезки ее или сама доска. Исходя из этого, он приходит к заключению, что в процессе воспитания недопустимо оставлять без внимания физическое развитие, так как оно создает предпосылки для того или иного уровня духовных проявлений человека.

«Эту именно необходимость,. го во рит Н. А. Добролюбов, - воспитыва ть

тело для служения правильной духовной деятельности, эту истину,

сделавшуюся даже избитой от частого повторения, истину, что тепз вапа

здо ровый дух - должен быть т согроге запа, т. е, должен соединяться со здоровым телом, это и намерены мы подтвердить, ссылаясь на несомненные факты естествознания». Но Добролюбов, естественно, не ограничивается

одним лишь провозглашением этого положения. В полемике с возможными п ротивниками он выступает против имевшей тогда хождение теории, по которой тот или иной физический недуг рассматривался как усилитель

духовной де ятельн ости человека. Показывая мистический характер подобной


точки зр ения, До бролюбов утве рждает, что, нап ример, Бетхов ен, и другие

представители творческого труда, страдавшие каким-либо физическим

недостатком, оставили бы миру произведения еще краше и замечательнее, будь они совершенно здоровы.

П оказав таким образом пользу и необходимость всестороннего гармонического развитая человека, он подчеркивает оздо ровительное значение упражнений. Здоровье человека, по Добролюбову, должно быть признано главной целью воспитания. Однако Добролюбов далек от того, чтобы считать здоровье самоцелью. «... Мы совсем не хотим сказать, что телесная деятельность важнее духовной, - говорит он, - совсем не хотим выставлять довольство физическое целью нашей жизни». Здор овье

Добролюбов рассматривает не как самоцель, а как фактор, способствующий

полноценной духовной деятельности. Животные очень здоровы, недаром говорят: «здоров как бык», иронизирует Добролюбов. Но не такое здоровье нужно человеку, ему нужно здоровье человеческое, здоровье, при котор ом развитие тела способствует развитию духовных качеств, творческих способностей.

Резко осмеивает Добролюбов Простаковых и Скотининых с их безобра зно одност оронней заботой о здоровье своих недорослей. Если придерж иваться взглядов этих господ, сводящих воспитание к откармливанию, можно прийти к выводу, замечает И. А. Добролюбов, что все «толстые идиоты сове ршенно здоровы». В само понятие «здоровье» он вкладывает широкий смысл, считая, что «под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосл ов ени е тела, а нужно понимать вообще все естественное гармоническое разви тие всего организма и правильное совершенствование всех его отправлений». Добролюбов Н. А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью // «Современник». - 1858. -№ 5. - С. 3.

Со всей страстностью своей натуры восстает Добролюбов против систе мы современного ему воспитания, основанного на схоластике, нудных, отвлеченных внушениях; воспитания, пренебрегающего возрастными особенностями детского организма. Он указывает, что ранняя умственная перегрузка детей, отсутствие наглядности и конкретности в преподавании ус угубляется безразличным отношением воспитателей и родителей к физическому развитию своих питомцев.

«Мы вби ваем де тям огромную массу разнообр азных отвлеченных понятий, совер шенно им чуждых, - пишет Николай Алек сандрови ч, - а ме жду тем не хотим позаботиться о правильном воспитании тех органов, которые необходимы для того, чтобы умственная и нравственная деятельность могла совершаться правильно» (там же).


Добролюбов резко иронизирует по поводу вопиющего противоречия между желанием родителей и воспитателей подготовить детей к высокому назначению в будущем и теми конкретными методами и условиями, в кото рых протекает воспитание. Ребенку внушают мысли о том, что ему п редстоит стать архитектором, ученым, героем сражении, а вместе с тем отказываются от элементарных требований закаливания: детей кутают, запреща ют выходить на улицу в чуть сырую погоду, кормят п о специальной диете. Под действием внушения родителей, продолжает Добролюбов, у р ебенка появляется желание подражать поступкам героев и «хоть сейчас идти на войну и совершать чудеса храбрости. Но сейчас, к сожалению, нельзя выйти и на двор: вчера шел дождик, а поэтому еще сыро... И видит мальчик, что быть Муцием Сцеволой (Муций Сцевола-римский воин, который, п опав в плен, под пыткой не выдал военной тайны. - Г. Д.) несколь ко зат руднительно, и едва л и не нап расны все высокие внушения, которые ему делают, стараясь действовать только на дух и совершенно през и рая те ло».

Прогрессивные идеи Чернышевского и Добролюбова способствовали усилению внимания в русском обществе к естественным: и педагогическим

нау кам, что вместе с развитием физичес к ой культуры и спорта дало и мпульс

возникновению и развитию научных основ физического воспитания, и ряда

д ругих ученых и деятелей физической культуры заложили педагогич еские и

естественно н аучные основы физического воспитания в нашей стране.

Значительную роль в ф о рмировании научных основ физического воспитания сыграли в рачи Е. А. ПОК РОВС КИЙ (1834—1895) и Е. М. ДЕ МЕНТЬЕВ (1850—1918). Они глубоко в ерили в возможность науки преобразовать жизнь обществ а на разумных началах, считая, что высокий уровень развити я естественных наук, пропаганда научных, в частности гигиенических, знаний мо жет разрешить проблему всеобщего физического воспитани я, а вмест е с

тем и у лучшить жизнь народа, особенно детей.

Егор А рсеньевич Покровский известный мо ск овский детский врач, видный

деятель в области физического воспитания. Он участвовал в создании в 1891 г. Московского гигиенического общества, к главным целям которого относилась и пропаганда идей физического воспитания и спорта, улучшение

фи зического воспитания молодежи. Как истинно русский интеллигент

П окровский самоотверженно трудился на этом благородном по прище. В некрологе в связи с его кончиной были такие строки: «Он был другом: детей, д ругом матерей, другом семьи, другом общества».

Ё. А. Покровский оставил большое творческое наследие. И ныне не потерял познавательной и научной ценности его обстоятельный труд «Физическое воспитан ие у разных народов, преимущественно России. Материалы медико- ант ропометрического исследования» (1884), в котором он поставил це лью


воспитанию в России». Труд П ок ровского был первым в отечественной литературе, в котором приведен богатейший историко-этнографический

материал о физическом воспитании, методах закаливания у народов России.

Спустя три года в свет вышел другой фундаментальный труд, Покровского -

«Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, педаго гикой и гигиеной)», за короткое время выдержавший два издания (1887, 1895). В этой монографии, содержащей описание огромного числа игр, был при в еде н

разносторонний историко-этн о графический материал об играх и физическом

воспитании русского народа. Покровский впервые в отечественной науке осуществил комплексный подход к изучению и характеристике игр, дав им педагогическую, физиологическую, этнографическую и историческую

характеристику. В этом и других трудах Покровский подвергает глубо кому анализу оздоровительное и воспитательное значение игр для детей. Особенно большое значение он придает «партийным» (командным) играм, отм ечая, что состязательность и коллективность действий в них составляет наивысший момент для подготовки детей к «общечеловеческой деятельности». Вместе с тем он видит в играх отражение эстетических идеалов народа. «В пес н ях и х о ро водах, -- отмечает Покровский, - большей частью вспоминаются време на давно прошедшие или настоящие; в играх же нередко пер едается соде ржание д рама т ической жизни народа, и, таким образом, последняя как бы истори чески и в народной о пере отражается в этих хороводах, пес нях и играх»

Такой высокой оценки игры как части культуры, истории народа трудно найти в нашей литературе! Школу, считал По к ровский, необходимо прев ратить из орудия разрушения здоровья детей в средств о его у крепления, хорошего физического развития. Для этого важно правильно органи зовыват ь

физическое воспитание, главным содержанием: кот о рого должны быть подвижные игры, под которыми он понимал разнообразные естественные виды физических упражнений. В играх он видел «наиболее естественное и

могущественнейшее средство для правильного развити я о ргани зма».

В 1890 г. Покровский основал журнал «Вестник воспитания» и на протяже нии пяти лет (до своей кончины) был его главным редактором. На первый план были выдвинуты вопросы физического воспитания, проп аганда которых для журнала стала основным делом. «Вестник воспитания» способствовал сближению медицины и педагогики. Красной нитью на ст раницах журнала проходила идея Покровского: воспитание детей - дело в равной мере врача и педагога. Как будто сегодня произнесено П окровским: «Педагогу и медику следует для блага детского организма действов ат ь сообща и дружн о между собой, без притязания непременно поучать один другого, но с искренним желанием друг у друга поучиться».

Ка к организатор и пропагандист физического воспитания Е. А. По кр овский многое сделал в Москве для создания в е черних школ д ля матерей м


воспитателей, площадок д ля иг р и физических упражнений, музеев-выставок

детской мебели, игрушек и игр.

Евстафий Михайлович Дементьев - известный санитарный врач - был учеником и последователем Покровского,

В 1882—1884 гг. он участвовал в первом массовом обсле довании санита рного состояния фабрик и заводов Московской губернии. В

опублико ванных результатах обсл едования были показан ы антисанитарны е условия труда и быта, пагубно отражавшиеся на здоровье рабочих.

Эти материалы наряду с данными о физиче ском развитии учащихся школ и средних учебных заведений были использованы Е. М. Дементьевым в его докторской диссертации «Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физическим р а звитием», опубликованной в качестве монографии в

1889 г. В ней он приходит к выводу о том, что 12-14-часово й рабочий день на фабриках и заводах, антисанитарные условия труда и ж илищ раб о чих,

широкое применение труда детей и подростков на предприятиях приводят к замедлению темпов физического и умственного развития детей трудящихся,

к прежде в ременному старению, физической и нравственной гибели рабочих.

Дементьев, как и Покровский, был сторонником оздоровите льного, гигиенического направления в физическом воспитании. Оба они --■ сторонники игрового метода. В работе «Гимнастика или игры?» (1892) Е. М. Демент ь ев показал, что гимнастика оказывает локальное воздействие на организм, развивая главным образом внешние формы. Применение игр ка к

средства физического воспитания дает более разностор о нний эффект:

способствует развитию легких, пов ышает деятельность всех функций

организма, благотворно воздействует на нервную систему, на органы чувств, на волю ребенка, на развитие активности и инициативы. Дементьев всячески пропагандировал спортивные игры - ф утбол, хоккей, теннис. Его книга «Английские игры на открытом воздухе. Руководство для воспитателей и юношества» (1.897) была на протяжении многих лет одним: из лучших посо бий для преподавателей физического воспитания и желающих

заниматьс я сп ортивными играми.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал