Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История астрологии






Согласно самым древним из имею­щихся ныне источников, астрология, скорее всего, зародилась в Месопота­мии (современный Ирак). На этой земле жило много разных народов:

сначала шумеры, затем вавилоняне, ассирийцы, наконец, персы. Именно там была воздвигнута легендарная Вавилонская башня, города Вавилон, Ур — родина Авраама. В связи с Навуходоносором в Библии упомина­ются маги и астрологи, с которыми он имел обыкновение держать совет.

В своей книге «О прорицании» Цицерон замечает: «Ассирийцы насе­ляли обширные равнины, где ничто не мешало им наблюдать звезды... Так они постепенно создали науку прори­цания, называемую астрологией».

Еще за пять тысяч лет до новой эры древние шумеры пришли в Месо­потамию с территории современного Ирана. Их письменность, так называе­мая клинопись, является самой древ­ней из известных в настоящее время. Из архитектурных достижений шуме­ров можно назвать зиккураты (разно­видность высоких башен), которые служили одновременно как зернохра­нилища, как административные зда­ния, храмы и как обсерватории. В шумерской культуре наука и религия были нераздельно связаны. В III тыс. до н. э. сначала хетты, затем аккадцы, а за ними — персы завоевывали Шу­мер и перенимали достижения его культуры. Вавилон со временем стал столицей Среднего Востока и оказывал преобладающее влияние на все сосед­ние народы. В середине VII в. до н. э. Ашшурбанипал основал огромную биб­лиотеку, в которой были широко пред­ставлены и астрологические тексты.

Примерно четыре века спустя хал­дейскому астроному по имени Кидин-ну удалось.вычислить продолжитель­ность лунного месяца. Результат его вычислений: 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3, 3 секунды. Это замечатель­ное открытие, если учесть, что по данным современных измерений лун­ный месяц составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 2, 87 секунды. В 330 г. до н. э. завоевания Александра Македонского и крах империи персов положили конец процветанию вавилон­ской цивилизации, и с той поры ее потеснила эллинистическая культура.

Воззрения Пифагора (VI в. до н. э.) во многом согласуются с воззрениями вавилонян: Вселенную он воспринимал как единое и неделимое целое, все элементы которого созвучны друг дру­гу и находятся в глубинной связи. Пифагор считал, что Земля — это шар. Его математическая мистика вела к идее всемирной гармонии. Филосо­фия Пифагора оказала сильное влия­ние на Платона (429—347 гг. до н. э.), а также на Аристотеля (382—322 гг. до н. э.), который считал, что все события и явления на земле всецело подчинены движению небесных сфер.

Таким образом, вавилонская астро­логическая наука попала на благодат­ную почву — отчасти благодаря широ­кому распространению книги «Бабилониака», написанной ок. 280 г. до н. э. Беросом (Белрушу), халдейским жре­цом храма Мардука в Вавилоне.

Начиная со II в. до н. э. астрология распространилась в Риме; великий гре­ческий астроном Гиппарх открыл явле­ние прецессии равноденствий.

Мало-помалу астрология обрела та­кую популярность, что астрологи уже не могли ограничиваться расплывчаты­ми и общими предсказаниями. Была разработана методика, пригодная для составления индивидуальных предска­заний. Их труды сосредоточились на двенадцати знаках зодиакального кру­га, который, кроме того, поделили на двенадцать домов. Они приписывали определенные значения положению тех или иных планет в знаках и, соответственно, в домах, а также углам, или аспектам, которые возникают между планетами. Наконец, каждому знаку была отведена планета-управитель; таких планет, включая Солнце и Луну, было семь, поскольку о существовании Урана, Нептуна и Плутона не было известно. Эти соответствия между знаками и их управителями оставались неизменными до XX в.:

Солнце — Лев, Луна — Рак, Мерку­рий — Близнецы и Дева, Венера — Телец и Весы, Марс — Овен и Скор­пион, Юпитер — Стрелец и Рыбы, Сатурн — Козерог и Водолей. Стоит упомянуть здесь и астрологию Древне­го Египта. Открытие дендерского Зо­диака поначалу заставило предпол­агать, что астрологические символы пришли из Египта эпохи фараонов и являются современниками пирамид. Однако наблюдения египетских астро­номов касались лишь предсказаний разливов Нила, и только в эпоху рим­ского владычества в Египте распрос­транилась астрология. Именно грека Птолемея (II в. до н. э:) можно на­звать настоящим основоположником и зачинателем астрологии.

Далее, невозможно обойти молчанием произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, влияние которых на западные эзотерические науки было очень значительным. Эти тексты

систематизируют и обобщают принцип аналогии, который связывает челове­ка—микрокосм и мир—макрокосм. Boy фрагмент «Изумрудной скрижали», получивший особую известность: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу». Гермес определил разные типы планет и их связь со знаками, частями тела, минералами, растениями, животными, числами и т.д. Он стоял У истоков магической и алхимической астрологии.

После смерти Цезаря римская ас­трология переживала времена небыва­лого взлета. Постигая науку о числах, увлекаясь геометрией, астрологи об­служивали людей процветающих, обра­зованных и мудрствующих. То, чем занимались астрологи, не имело ниче­го общего с шарлатанством бродячих ярмарочных гадателей, магов и прочих прорицателей, дурачивших наивную толпу. Август, Тиберий и первые импе­раторы немало содействовали такому успеху астрологов.

Однако в связи с резкой критикой интеллектуалов, настроенных все бо­лее скептически, таких, как Плиний Старший или Ювенал, ополчившихся против чрезмерного влияния астроло­гов на римскую аристократию, астро­логи потеряли былое влияние.

С развитием христианства отцы церкви вынуждены были проявлять терпимость и даже мириться с некото­рыми пережитками, которые поначалу осуждались как демонические. Однако выкорчевать их из народного сознания было очень трудно. Одним из таких «пережитков» была астрология, кото­рой сильно увлекался Юлиан Отступ­ник (331—363 гг.), желавший во что бы то ни стало пошатнуть крепнувший авторитет церкви.

Александрия была главным центром школы гностиков, чьи принципы эзотеризма и космогонии допускали влия­ние звезд — впрочем, исключительно неблагоприятное.

Согласно св. Иерониму (IV в.), во­лхвы были настоящими астрологами:

именно знание законов движения не­бесных тел открыло им тайну рожде­ния Мессии. В III в. Плотин, один из самых великих мыслителей-гностиков, попытался в своих «Зинаидах» примирить христианство и астрологию. Вслед за Плотином некоторые авторитетные богословы средневековья (среди кото­рых был Фома Аквинский), а также некоторые папы эпохи Возрождения сумели отстоять астрологию, тогда как колдуны и прорицатели подвергались преследованиям. И это — невзирая на непримиримое осуждение астрологии Блаженным Августином (354—430), который видел в ней лишь простое отрицание божественной власти.

Такое двоякое отношение церкви превратило астрологию в полуподполь­ное занятие. Лишь в XII—XIII вв. астрология перестала скрываться и вернула себе былое величие благода­ря, в числе прочих, знаменитому фран­цисканскому монаху Роджеру Бэкону (1219—1294), а также известному по­эту Джефри Чосеру (1340—1400). Правители и вельможи снова окружи­ли себя астрологами — достаточно вспомнить Лудовико Сфорца, герцога Миланского, Юлия II, Льва X, Павла III... Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный часто прибегали к услугам астрологов. Среди выдаю­щихся умов той эпохи стоит упомя­нуть Региомонтана (1436—1476), изо­бретателя одного из методов домификации, и Парацельса (1493—1541), основателя алхимической медицины.

Во Франции Людовик XI частенько обращался за советом к некоему Альмансору, который предсказал скорую смерть Карла Смелого. Супруга Генри­ха П, Екатерина Медичи, пригласила к своему двору знаменитого Нострадамуса (1503—1566), автора «Центу­рий», вышедших в свет в 1555 году. У нее на службе находился и другой знаменитый астролог — Руджиери из Флоренции.

На рождение Людовика XIV Морен де Вильфранш, врач, математик и ас­тролог, составил гороскоп младенца. Он также создал пособие по вычисле­нию долгот. В то же самое время астролог испанского двора объявил, что инфанта Мария-Тереза выйдет замуж за первого монарха Европы, и благодаря этому союзу удастся избе­жать войны. В 1660 г.,. после заключе­ния Вестфальского договора, была от­празднована свадьба Людовика XIV и Марии-Терезы — залог мира между Францией и Испанией.

С наступлением века Просвещения рационалистический скептицизм овла­дел умами. Вольтер разразился едким памфлетом. Начиная с Великой французской революции изучение гороско­пов стало делом презренным, с точки зрения интеллектуалов и нового пра­вящего буржуазного класса. Однако нелестная репутация не помешала ас­трологам продолжать время от време­ни удивлять великих мира сего своими предсказаниями. Известно, что Бона­парт советовался с госпожой Ленорман, а царь Александр I в последние десять лет своего правления находился под сильным влиянием оккультистов. Отметим, что даже самые строгие уче­ные умы не чурались астрологии: ас­трономы Кеплер (1561—1630) и Ньютон (1642—1727) и сами не брез­говали посвящать свое время столь резко раскритикованной области зна­ний. В 1781 г англичанин Уильям Гершель открыл Уран, а в 1846-м француз Леверье первым наблюдал Нептун.. Двум новым планетам были приписаны знаки Водолея и Рыб. В 1930 г., пользуясь расчетами Ловелла, астрономы обнаружили Плутон, оби­телью которого большинство астроло­гов считают теперь знак Скорпиона.

Двумя годами ранее была основана Американская федерация астрологов (American Federation of Astrologers), в которую вошли 1500 членов. В Амери­ке в то время было 5 тысяч астроло­гов и 10 миллионов клиентов. В 1948

г. в Лондоне открылся Факультет астрологических исследований (Faculty of Astrological Studies), на котором после трехгодичного курса слушатели сдают экзамен и получают диплом. В гитлеровской Германии, несмотря на официальный запрет астрологии — в основном из боязни неблагоприятных предсказаний, — некоторые члены высшего руководства, в частности Гиммлер и Геббельс, регулярно прибе­гали к советам астрологов. Последние предрекали, например, трагический перелом в первые месяцы 1945 г., за которым, во второй половине апреля, должны были последовать грандиозные успехи. Тринадцатого апреля умер пре­зидент Рузвельт. Геббельс сразу же позвонил Гитлеру: «Мой фюрер! Поз­дравляю, Рузвельт умер! Звезды гово­рят, что вторая половина апреля будет для нас решающей!» Да, последние недели апреля действительно были решающими, но совсем не в том смыс­ле, какой имел в виду министр пропа­ганды.

После второй мировой войны запад­ная астрология не прекращала своего бурного развития: проводились очень глубокие статистические исследования (Мишель Гоклен), внедряются дости­жения компьютерной науки, издаются бесчисленные труды и специальные журналы. После новейших исследова­ний в физике микромира и астрофизи­ке точка зрения официальной науки довольно сильно изменилась, и теперь многие ученые не так резко отзывают­ся об астрологии, с ее новыми пер­спективами и подходами. Нет уже былых сциентистских предубеждений и табу. Решающую роль в этом сыгра­ли и «психология глубин», и наследие Юнга (см. также «Школы в астроло­гии»).

К

Кампано Комета
Капитализм Коммерция
Капризность Комплексы
Кардинальные знаки Композиты
Кардинальные точки Компьютеры и астрология
Карма Консерватизм (в политике)
Карты Таро Консультация астролога
Квадратура Космография
Кватернер Крайности
Квиконс Красноречие
Квинтиль Критицизм
Клиент Кротость
Козерог Куспид
Колесо Фортуны  

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал