![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КОММЕНТАРИИ 2 страница
79) Исторический Сократ представляет собой загадку, вероятно, неразрешимую. Но фигура Сократа, так, как она изображена Платоном, Ксенофонтом и Аристофаном, является вполне засвидетельствованным историческим фактом. На всех последующих страницах именно на эту фигуру Сократа я буду ссылаться, говоря о нем. 81) Платон. Лахет, iS/e. Цит. по: Платон. Диалоги / Пер. С. Я. Шейман-Топштейн. М., 1986. (Далее фрагменты из текстов Платона цит. по: Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М., 1991-1994-) 82) Аристотель. О софистических опровержениях. 1830, 8: «...Сократ всегда ставил вопросы, но не давал ответа, ибо признавал, что он [их] не знает»; Платон. Апология Сократа. 2id, 5: «...я если уж не знаю, то и не воображаю, будто знаю». 83) Платон. Апология Сократа. з°е 5: «—если вы меня казните, вам нелегко будет найти еще такого человека, который попросту... приставлен богом к вашему городу, как к коню, большому и благородному, но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь овод». Пер. М. С. Соловьева. 84) Платон. Апология Сократа, гуа, 310, збс. 85) Там же. 2< jd, 5; а также зоа 6: «Ведь я только делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше...» 86) Там же з^с, i. 87) Платон. Пир. 2i5e-2i6a. (Пер. С. К. Апта). 88) С этой точки зрения призыв стоический остается сократическим. В нескольких, более чем в одной беседе Эпиктета как будто имитируется сократическая манера, например, I, 11.1-40. Эпиктет, кстати, воздает хвалу сократическому методу (II, 12 5-16), но замечает, что в данное время уже нет возможности легко практиковать его (II, 12, 17 и 24): «Не очень теперь безопасно это дело, и особенно в Риме». Эпиктет воображает философа, старающегося беседовать на манер Сократа с консулом и получающего в итоге хорошего тумака. Правда, если верить Диогену Лаэртскому (II, 21), на самом деле подобное приключение случилось с самим Сократом. 89> Об истории этой темы ср.: P. Courcelle. Connais-toi toi-mкme. De Sacrate а saint Bernard. Paris, 1974-1975. T. I-III, 9°) Платон. Пир, i74d. 91> Там же. 22oc-d. 92) Аристофан. Облака. 700-706; 740-745; 761-763 (пер. под редакцией С. Апта). По правде говоря, смысл этих стихов не вполне ясен. Мы можем их интерпретировать, толковать как аллюзию на упражнения умственной концентрации; так делают G. Mйautis. L', Вme hellйnique. Paris, 1932. P. 183; A.-J. Fes-tugiиre. Contemplation et vie contemplative selon Platon. Paris, 1950.2e йd. P. 67-73; W. Schmid. Das Socratesbild der Wolken II Philologus. 1948. Bd. 97. S. 209-228; A. E. Taylor. Varia Socratica. Oxford, 1911. P. 129-175. Термины phmntizein и ekpbrontizein, употребляемые в описании Аристофана, стали, может быть, под влиянием Аристофана, техническими терминами для обозначения привычек Сократа: ср.: Платон. Пир, 22ос (Сократ phrontizon tн) и Ксенофонт. Пир, VI, 6 (Сокрал phrontistes). Ho нет уверенности в том, что это phrontнzem соответствует у Аристофана упражнению медитации, относящемуся к самому себе. Прежде всего, сравнение с оводом дает вполне понять, что мысль берет свой взлет к «возвышенным» вещам и, как говорит Ксенофонт в «Пире», относится к «метеорам», то есть к небесным вещам (ср.: Платон. Апология Сократа. 18b). C другой стороны, Стрепсиад в Облакахphrontizei средства, которые будет использовать для разрешения вопроса, а не вопрос как таковой. Речь идет скорее о методе исследования (ср.: 742: «Развей ее и расчлени...»). Самой интересной деталью мне кажется следующая формула, советующая попавшему в тупик бежать к другой точке; повторенная в 743: «—Когда же в рассужденьях / Заблудишься, оставь их, после вновь вернись, / Накинься, ухватись и осторожно взвесь». Эта формула означает, что когда мы достигли unapori, нужно снова задаваться вопросом, причем начиная с новой отправной точки. Этот метод постоянно применяется в диалогах Платона, как хорошо это продемонстрировал Р. Шерер (R. Schxrer. La Question platonicienne. Paris, 1969 (2e йd.), p. 84- 8/), цитирующий «Менона», /9е; «Федона», lojb; «Теэтета», iS/a-b; «Филеба», боа. Как замечает Р. Шерер (с. 86), речь идет о способе, который вынуждает ум неустанно ходить по кругу в поисках настоящего». Может быть, именно этот аспект метода объясняет аллюзии Аристофана на повороты и маршруты мысли. Как бы то ни было, этот метод встречается и у Аристофана (смотри примеры, собранные: Н. Bonitz. Indexarмstotelicus. Berlin, 1870 [2. Aufl., Graz, 1955]. Col. ni. Ligne 35 sq): «Взяв другую отправную точку, мы скажем...». Тот же самый метод встречается у Плотина, например: Enn.V, 8, 4, 54; V, 8, 13, 24; VI, 4.16, 47-По поводу Аристотеля см. замечания: I. During. Aristoteles und das Platonische Erbe /Aristoteles in der neueren Forschung. Darmstadt, 1968. S. 247-248. 93) Диоген Лаэрций. VI, 6. Примеры практики этого рода (античный человек легко разговаривает сам с собой вслух): Пиррон у Диогена Лаэртского, IX, 64: «В другой раз его застигли, когда он разговаривал сам с собой, и спросили, в чем дело; он ответил: „Учусь (meletan) быть добрым». Филон из Афин у Диогена Лаэртского, IX, 69: «А Филон, например, спорил большею частью с самим собою, о чем Тимон пишет так: „Сам с собой утешается, сам с собою болтает, // Не обольщайся, Филон искусного спорщика славой"». Клеанф у Диогена Лаэртского, VII, 171: «Нередко он вслух бранил самого себя; однажды Аристон, услышав это, спросил: „Кого это ты бранишь?, а он с улыбкой ответил: „Одного такого старика, который до седины дожил, а ума не нажил»; Гораций. Ср.: Гораций. Сатиры, I, 4, i37: «Так иногда сам с собой рассуждаю я молча, когда же» (пер. М. Дмитриева). («Hase ego mecum compressis agite labris»); Эпиктет, III, 14, i: «Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре» (пер. Г. А. Тароняна). О медитации в прогулке, ср.: Гораций. Письма. I, 4, 4~5: «Иль молчаливо среди благодатных лесов ты плетешься, / Мысли на все устремив, что добрых и мудрых достойно?» (пер. Н. С. Гинцбурга). О проблемах внутреннего или внешнего диалога с самим собой, ср.: F. Leo. Der Monolog im Drama II Abhandlungen der Gцttingische Gesellschaft der Wissenschaft. N.F. X. 5. Berlin, 1908; W. Schadewalt. Monolog und Selbstgesprдch. Untersuchungen zur Formgeschichte der grichischen Tragцdie. Berlin, 1926; F. Dirlmeier. Vom Monolog der Dichtung zun «inneren» Logos bei Platon und Aristoteles l Ausgewдhlte Schriften zu Dichtung und Philosophie der Griechen. Heidelberg, 1970. S. 142-154; G. Misch. Geschichte der Autobiographie. Bd. I. Bern, 1949. S. 86, 94, 363, 380, 426, 450, 468. Относительно предыстории этого упражнения отметим: Гомер. Одиссея. XX, 18-23: «В грудь он ударил себя и сказал раздраженному сердцу: / „Сердце, смирись; ты гнуснейшее вытерпеть силу имело / В логе циклопа, в то время, когда пожирал беспощадно / Спутников он злополучных моих... Так усмирял он себя, обращаясь к милому сердцу. / Милое сердце ему покорилось...» (Пер. В. А. Жуковского). Этот текст есть у Платона: Государство, 44ib: «Здесь Гомер ясно выразил, как из двух разных [начал] одно укоряет другое... начало, разбирающееся в том, что лучше, а что хуже, порицает начало безрассудное» (пер. А. Н. Егунова); Федон, 94d-e. Ср. выше: примеч. 46-49-94)Так, согласно Порфирию, Жизнь Плотина. 8, 19: «Так умел он [Плотин] беседовать одновременно и сам с собою и с другими». Пер. М. Л. Гаспарова. 95) Платон. Менон, 7$c-d. Пер. С. А. Ошерова. 96) V. Goldschmidt. Les Dialogues de Platon. Paris, 1947. P- 337-338. 97) Ср. выше: примеч. 92. R. Schaerer. La Question platonicienne. P. 84-87, хорошо показывает все значение этого платоновского метода. 98) Платон. Письмо VII, 344b и 34IC-d. Пер. С. П. Кондратьева. Ср.: V. Goldschmidt. Les Dialogues de Platon. P. 8; R. Schaerer. La Question platonicienne. P. 86. Эти два произведения имеют очень важны для обсуждаемой нами темы. 99) Платон. Государство. 45< эЬ. Пер. А. Н. Егунова. 100) y_ Goldschmidt. Les Dialogues de Platon. P. 3, который цитирует текст политического оттенка, 285-286, чтобы обосновать это утверждение. Ср. также с. 162-163 того же самого произведения и R. Schaerer. La Question platonicienne. P. 216. 101) Платон. Политик, 285c-d (пер. С. Я. Шейнман-Топ-штейн). 102> Там же. 286d. Как отмечает Р. Шерер (La Question platonicienne. P. 87), «весь этот метод, пытаясь с целью приобретения знания уразуметь сродное и несродное во всех искусствах, ценит ради этого всех их одинаково, и, поскольку они подобны между собой, не считает одни смешнее других...» (цит. по русск. изд.: Софист, 22/а-Ь. Пер. С. А. Ананьева); «...смелее следует рассуждать <...> и не отвечать так робко, как раньше...» (цит. по русск. изд.: Теэтет, i8/b. Пер. Т. В. Васильевой), больше сноровки во всем (см.: Политик. г8$а след.); его душа там очищается, отбрасывая мнения, которые закрывали пути обучения (см.: Софист. 23оЬ-с). Но каковы слова, употребляемые для обозначения этого диалектического прогресса. Это всегда в душе собеседника, и следовательно, он всегда совершается в душе умного читателя». 103) Ср.: R. Schaerer. La Question platonicienne. P. 38-44; V. Goldschmidt. Les Dialogues de Platon. P. 79-80, 292, 341: «Государство решает проблему справедливости и ее правосудия и ее преимуществ. В то же самое время, и именно в этом, она призывает к правосудию». О протрептическом характере диалогов ср.: К. Gaiser. Protreptik undParaenese bei Platon. Untersuchungen zur Form des platonischen Dialogs. Stuttgart, 1959; Piatone come scrittore filosуfico. Naples, 1984. 104) Платон. Менон, Sie. Пер. С. А. Ошерова. 105) Платон. Государство, $о$а. ice) Диалектическое упражнение, очищая и освобождая мысль от иллюзорных чувств, осуществляет это обучение смерти, о котором мы будем говорить: ср. Платон. Федон. 8за. 107) В. Paraain. LeLangageetl'existenceII L'existence. Paris, 1945. P. 173. Романы Б. Парена стараются помочь читателю услышать это соотношение между языком и смертью, в частности: La Mort de Sacrate (Смерть Сократа). Paris, 19^°- ios) Saloustios. Des dieux et du monde. V, 3. 109) Платон. Апология Сократа.. 28Ь-зоЬ. 110) Платон. Федон, 6j& (пер. С. П. Маркиша); см. также б4а и 8ое. И1) Платон. Федон, 6jc. Пер. С. П. Маркиша (Заметьте глагол «приучать ее», который предполагает упражнение.) 112) Ср. выше: примеч. 78. 113> Ср. Платон. Федон, 6їe, 66с, j^c, 8ib, 8зЬ-а, 843: «...душа философа <...> не думает, будто дело философии — освобождать ее, а она, когда это дело сделано, может снова предаться радостям и печалям и надеть прежние оковы... Внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так именно должно жить... Благодаря такой пище и в завершение такой жизни <...> ей незачем бояться ничего дурного...» (пер. С. П. Маркиша) 114) Платон. Государство, оjiа (пер. А. Н. Егунова). 115) Там лее. 571е~572а- 116) Платон. Федон, 64-640 (пер. С. П. Маркиша). Вероятная аллюзия на Облака Аристофана (103, 5°4)- 1171 Ларошфуко. Максимы, § 26. Пер. Э. Липецкой. 118) Гораций. Письма. I, 4» i3-I4- Здесь еще раз мы находим эпикуровскую тему благодарности; ср. выше: примеч. 6i, 70. 119) Цит. по: Мишель Монтень. Опыты. Книга первая. Глава XX. О том что философствовать — это значит учиться умирать / Пер. А. С. Бобовича. М., 1958- С. 109; ср.: Seneca. Epist., 26, 8: «Interim commodabit Epicurus qui ait: „Meditare mortem uel si comodius sic transirй ad nos hic potest sensus: „Egregia res est mortem condiscere... Meditare mortem: qui hoc dich meditari libertatem iubet. Qui mori didicit, seruire dedidicit"». [«Я хотел было кончить, и рука уже начала выводить прощальное приветствие, — но обряд должен быть исполнен, надо и этому письму дать дорожные. Не думай, будто я говорю: у кого бы мне взять взаймы? Ты ведь знаешь, в чей ларчик я запускаю руку. Подожди немного — и я буду расплачиваться своими, а покуда меня ссудит Эпикур, который говорит: „Размышляй о смерти, — что сподручнее: ей ли прийти к нам или нам пойти ей навстречу"». Сенека. Нравственные письма к Луци-лию. XXVI. 8]. Здесь мы видим, что стоик Сенека заимствует максиму «Meditare mortem» у Эпикура. 120) Эпиктет. Руководство. § 2i; Марк Аврелий. II, 11: «Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним». 121) Ср. выше, примеч. гб; примеч. /2, /3- 122) Ср.: A. de Waeelhens. La Philosophie de Martin Heidegger. Louven, 1942. P. 135-151. Ср. особенно: M. Heidegger. Sein und Zeit. § 53. P. 260 ff., где, как справедливо замечает Р. Браг (Brague), в отчете о настоящем произведении в философских исследованиях, 1982, Хайдеггер «тщательно старается различить бытие к смерти от meditado mortis». Вполне справедливо, что хайдеггеровское бытие к смерти обретает весь свой смысл именно в свойственной Хайдеггеру направленности; но все же мы здесь сталкиваемся с мыслью, которая на основе предвосхищения или опережения смерти создает условие подлинного существования. Напомним, что, по Платону, философия ведет речь не только о том, чтобы думать о смерти, но и о практике упражнения смерти, которое на самом деле является упражнением жизни. 123) Платон. Государство. 525С 5 и 532D 8: «всей душой» ср. ibid., 5180: «Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе чем вместе со всем телом, так лее нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это <...> и есть благо. <...> Как раз здесь и могло бы проявиться искусство». 124) Платон. Государство, 6o4b-d. 125) Нужно ли говорить, что это упражнение уже стоическое, или что стоические упражнения суть еще платонические. Здесь есть проблема исторической перспективы, к которой я надеюсь когда-нибудь вернуться. 1261 Платон. Государство. 486а, цитируется Марком Аврелием. VII, з 5- 127) Ср.: I. Hadot. Seneca... P. 115-117 и 128-130. 128) Aristote. Depart, animal. 6453. 1291 Ср. выше, примеч. 68. 130) Эпиктет. 1, 6, 19- «А человека он ввел созерцателем его и творений его, и не только созерцателем, но и истолкователем их. Поэтому постыдно человеку начинать и заканчивать там, где и существа, не наделенные разумом, но скорее отсюда следует начинать, а заканчивать на том, на чем закончила но отношению к нам и природа. А закончила она на созерцании, понимании и согласном с природой образе жизни. Смотрите же, как бы вы не прожили до самой смерти так и не став созерцателями всего этого. В Олимпию вы уезжаете, чтобы видеть творение Фидия, и каждый из вас считает несчастьем прожить до самой смерти так и не осмотрев все это. А там, откуда и уезжать не надо, где вы находитесь уже и присутствуете перед творениями, у вас не будет страстного желания созерцать и постичь их? Стало быть, вы не осознаете ни кто вы такие, ни для чего рождены, ни что такое то, к созерцанию чего вы допущены? — Но в жизни существуют всякие неприятности и трудности. — А в Олимпии не существуют? Не страдаете вы от жары? Не теснитесь? Не кое-как моетесь? Не мокнете, когда идет дождь? А шума и гама и вообще всяких трудностей не натерпевае-тесь? Но я думаю, что все это вы, сопоставляя с замечатель-ностью зрелища, переносите и выдерживаете. Ну а способности такие вы не получили, благодаря которым можете переносить все случающееся? Величие духа не получили? Мужество не получили? Стойкость не получили? Да какое еще дело мне, наделенному величием духа, до всего того, что может выйти? Что лишит меня самообладания или приведет в смятение или что покажется мучительным» (пер. Г. А. Тароняна). " D Philon. Special. Leg., II, §§ 44-4 5 / Trad. A.-J. Festugiиre. La Rйvйlation d'Hermиs Tismйgiste. T. II. Paris, 1949. P. 566, где можно найти другие тексты Филона о созерцании мира). 132) Plutarch. De tranquill, animae, § 20, 4770 133) На эту тему ср.: A.-J. Festugiиre. La Rйvйlation d'Hermиs Trismйgiste. T. II. P. 441-457; P. Courscelle. La Consolation de philosophie dans la tradition littйraire. Paris, 1967. P. 355-372. 134) Марк Аврелий. XII, 24, з; ср. также IX, 30, i: «Созерцать сверху» 135) Seneca. Quaest. Natur. I. prasf. 7-13. Цит. по: Луций Анней Сенека. Философские трактаты. О природе I Пер. с лат., вступ. статья, комментарий Т. Ю. Бородай. СПб., 2ooi. C. 182-183. 136) Марк Аврелий. VIII, 54 и IX, 32. 137) Плотин. Эннеады. VI, 5, i2, 19- 138) Там же. I, 2; Порфирий. Sententiae, § 52; Макробий. In Somn. Scipionis. I, 8, 3-11; Олимпиодор. InPbњd. 3. 23, 25 sq.; 45, 14 sq. Ср. также: I. Hadot. Le Probleme du nйoplatonisme alexandrin. Hie'roclиs et Simplicius. Paris, 1978. P. 152 sq. На эту же тему cp:. O. Schissel von Fieschenberg. Marinos von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade. Athиnes, 1928; доклад об этом произведении: W. Theiler // Gnomon. T. V. 1929. P. 307-317. Данная тема играла ведущую роль в систематизации христианской мистики; ср.: H. van Lieshout. La Thйorie plotinienne de la vertu. Essai sur la gкnйs d'un article de la Somme thйologique de saint Thomas. Fribourg (Suisse), 1926, и тексты, цит. Р. Henry. Platin et l'Occident. Paris, 1934. P. 248-250. 139) Marinus. Vita Prodi. §§ 14, i8, 21, 22, 24, 28. (Марин. Прокл, или О счастье // Диоген Лаэртский... С. 477~493)- 140) Ср.: P. Hadot. La mйtaphysique de Pophyre II Pophyre. Entretiens sur l'Antaquitй classique. T. XII. Fondationn Hardt. Genиve, 1966. P. 127-129. 141) Pophyre. De abstin., I, § 30. 142) Ibid. I, § 29 (physiфsis kai zфк). 143) Плотин. Эннеады, IV, j, io, 27 sq. (Фрагменты из «Энне-ад» Плотина цит по: Плотин. Эннеады: Кн. 1-7 / Пер. с древ-негреч. Т. Г. Сидаша, Р. В. Светлова. СПб., 2004-2005.) 144> Там же. I, 6, 9- 145) Если мы сравним это с тем, что говорили выше об «упражнении в смерти», то увидим: дух платонизма заключается именно в том, чтобы сделать из познания духовное упражнение. Чтобы познать, необходимо преобразоваться самому. 146) Например, Эннеады. V, 8, 11, 1-39- Это экспериментальное познание интеллекта соединяется с некоторыми аспектами Аристотелевой традиции, как показал Ph. Merlan. Monopsychism, Mysticism, Metaconsciousness: Problems of the Soul in the Neoartstotelian and Neoplatonic Tradition. La Haye, 1963. 147) Плотин. Эннеады. VI, 7, 36, 6. 148> Там же. VI, 7, 33. I~2- 149) Там же. VI, 7, 34, 3. 150) «...бежать выше всех истин»: там же. V, 3. i7> 3^- 151) Там же. VI, 9. io. i2 след. Следует, разумеется, говорить обо всей постплотиновской традиции. Но, быть может, достаточно напомнить, что одно из последних сочинений неоплатонической школы, la Vie d'Isidore (Житие Исидора) Дамаскина, наполнено аллюзиями на духовные упражнения. 152) Это сравнение очень часто приводится у Эпиктета, I, 4, 13; HI. 21> 3; И«17> 29- Часто встречается также метафора олимпийских игр души: Эпиктет. Руководство, 51, 2, но также: Платон. Федр, 2^6Ъ; Pophyre. De abstin.. I, § 31. 153)J. Delorm. Gymnasien. Paris, 1960. P. 316 sq, 466: «Атлетические упражнения всегда сопровождаются интеллектуальными упражнениями». 154) Ср. примеч. 144- 155) Ср.: К. Borinski. Die Antike in Poetik und Kunsttheorie. Leipzig, 1914. Bd. 1.8.169 ff. 156) Платон. Государство, 6iid-e. 157) Ср.: К. Schneider. Die schweigenden Gцtter. Hildesheim, 1966. S. 29-53. 158) Ср.: Лукреций, V, 8 (об Эпикуре): «Deus Ўlie fuit»; Эпикур. Письмо кМенекею. § 13 5: «...будешь жить как бог среди людей». is») философ ни мудр, ни немудр, ср.: H.-J. Krдmer. Platonis-mits und hellenistische Philosophie. Berlin, 1971, S. 174-175, 228-229. leo) Анализы Хайдеггера относительно способов подлинного и неподлинного существования могут помочь понять эту ситуацию, ср.: A. de Waelhens. La Philosophie de Martin Heidegger. P. 109, 169. 161) Диоген Лаэрций. VI, 103. 162) Damascius. Vitalsidori, P. 127 Zintzen. 163) Sextus Empiricus. Adv. Math., VIII, 355; XI, 49; XI, 165; Hypotyp., III, 2 (в русском переводе см.: Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х т. Пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева. М., 197^); Диоген Лаэртий, IX, 6i и 6г: «Он сообразовывался с повседневной жизнью (bios)'». Это жизненный стиль Пиррона, которая внешне не отличалась от жизни простых смертных (IX, 66): «Он добронравно жил с своей сестрой, повивальной бабкой, <...> сам носил продавать на базар кур и поросят и сам прибирался в доме, сохраняя полное безразличие; говорят, он даже свинью купал по своему безразличию». Все находится во внутренней установке, мудрец сообразуется без иллюзий с «жизнью», то есть с мнением не-философов, но с безразличием, то есть со внутренней свободой, которая предохраняет его ясность ума, мир его души. Именно тот же Пиррон, однаж- ды напуганный собакой, ответил кому-то, кто потешался над ним: „Трудно избавиться в себе от человека"». 164) У меня есть намерение когда-нибудь вернуться к этой проблеме истории античной философии. Ср. относительно Платона: V. Goldschmidt. Sur le Problиme її««systиme de Platon II Rivista critica di storia della filosofia. T. V. 1959. P. 169-178. Недавние исследования К. Гайзера (Gaiser) и Х.-Й. Кремера (Krдmer) об устном учении Платона снова поставили проблему систематической мысли в античности. 165) Платон. Федр, гб^с. 166) I. During. Aristoteles. Heidelberg, 1966. S. 29, 33, 41, 226. 167) I. During. Von Aristoteles bis Leibniz II Aristoteles in der neueren Forschung... S. 259: «In Wirklichkeit war Aristoteles Problemdenker, Methodenschoepfer, Paedagoge und Organisator wissenschaftlicher Zusammenarbeit. Gewiss hatte er einen starken systematischen Trieb, aber was er anstrebte war Problemsystematik... Aber der Gedanke, ein geschlossenes System zu erschaffen, hat ihm gewiss nicht einmal vorgeschwebt» (В действительности Аристотель был мыслителем, творцом метода, учителем и организатором совместной научной работы. Конечно, в нем присутствовалало тяготение к системе, но это означало систематизацию вопросов... Мысль же свести систему в единое целое вряд ли когда-нибудь приходила ему в голову.) 168) I. During. Aristoteles und das platonische Erbe... см выше, с. 247-248. 169) Ср. выше, примеч. 92. 170) I. During. Aristoteles... S. 41. Note 253. "»Ibid. S. 5, 289, 433. 172) Порфирий. Жизнь Плотина. 4, 11; 5, 6o. 173) Ср., например, учение о душе: H. Blumenthal. Soul, World-Soul and Individual Soul in Plotinus II Le Nйoplatonisme. Paris. CNRS. 1971. P. 55-63. 174) Ср.: I. Hadot. Le Systиme the'ologique de Simplicius dans sur le Manuel d'Epictиtel/ Le Nйoplatonisme... P. 266, 279. Воспроизве- дено в: I. Hadot. Le Problиme du nйoplatonisme alexandrin... P. 47-65, 147-167. 175) Cp: цитату из Therapeutikos Хрисиппа (Stoic, vet. fragm. T. Ill, § 474), цитата из Contra Celsum Оригена, I, 64 и Vili, 51. Отметим строки введения Оригена (I, 64). «Хрисипп, чтобы подавить страсти человеческих душ, не утруждая себя степенью истинности учения, пытается в своем искусстве излечения страстей лечить согласно различным школам тех, чья душа была погружена в эти страсти». На эту тему ср.: I. Hadot. Seneca... P. 3. 21, 44» 54 и 83 и Epicure et l'enseignementesphilosophique hellйnistique et romain... P. 351. Следовательно, не нужно удивляться тому, что стоик Сенека использует сентенции Эпикура для увещевания своего ученика Луцилия, сравни: I. Hadot. Seneca... P. 83. Конкретное свидетельство такого паренетического эклектизма мы находим во второй части рукописи Vaticanus Grxcus, 19 5°-Как отмечает A.-J. Festugiиre. La Rйvйlation d'Hermиs Trismйgiste. T. IL P. 90. N. 2: «Интересно отметить, что во второй части кодекса греческого Ватикана, 195° < ••• > > которая сама по себе образует полное единство, содержатся памятные события Ксенофонта (л. 280 след.), потом мысли Марка Аврелия (л. 341 след.), потом руководство Эпиктета (л. 392 след.) и, наконец, после страницы отрывков риторики (л. 4oi) сборник сентенций Эпикура под названием Gno-mologium Vaticanum (л. 401 след.). Вся эта коллекция, в том числе сборник Эпикура, является творчеством стоика, собравшего для личного пользования некоторое количество фундаментальных текстов о моральной доктрине — таких, как „Книга преданности"». Однако, именно Сократ из памятных людей возглавляет этот ряд. Ср.: Usener. Kleine Schriften. 1(1912). С. 298, 311-312. 176) Марк Аврелий. IX, 39; IV, з. 5- 177) Ср. примеч. 143» 144- 178) Augustin. De trin. XV, 6, io: «Quia in nobis fiunt uel in nobis sunt, cum ista meminimus, aspicimus, uolumus». Память, знание, воля суть три тройственных образа. Об exercitatio animi у Августина, ср.: H.-I. Marrou. Saint Augustin et la fin de la culture antique. Paris, 1938. P. 299. 179) Об употреблении слова philosophia в христианстве ср.: А.-М. Malingrey. Philosopbia. Paris, 1961. Климент Александрийский, один из лучших свидетелей античной традиции духовных упражнений: важность отношения учитель-ученик (Strom. I, 1, 9, i) ценность психагогии (I, г, 2О, i), необходимость упражнения, «охота» за правдой (I, 2, 2i, i: «Как страстный охотник, напав на след дичи, отыскав ее, увидев, спустив собак, наконец берет ее, так и истина дается лишь тому, кто долго ее искал и только после многих трудов открыл» /Пер. с древнегреч. Е. В. Афона-сина). 180> Согласно Н. Нарр. Hyle. Berlin, 1971- S. 66, Note 282, забота о «системе» особенно относится ко времени Ф. Су-ареса (1548-1617). 181) Ср: К. Ясперс (Jaspers). Epikur II Weltbewohner und Weimarianer. Festschrift E. Beutler, 1960. S. 132; ср.: E. Kant. Die Metaphysik der Sitten. Etbisbe Metbodenlehre, II, § 53. Кант показывает, как упражнение в добродетели, аскетическое, должно практиковаться одновременно со стоической энергией и эпикурейской радостью жизни. 182) Люк де Клапье Вовенарг. Размышления и максимы (Vauvenargues. Rйflexions et maximes), § 400; также из § 39^= «Всякая мысль нова, когда автор выражает ее в свойственной ему манере», и особенно из § 399: «Есть много вещей, которые мы знаем плохо и было бы очень хорошо сказать их снова». 183> «...ведь это выражается очень кратко», — говорит Платон, имея в виду собственное учение (Письмо VII, 344е- Пер. С. П. Кондратьева). «Сущность философии есть дух простоты <...> Всегда сложность искусственна, построение вспомогательно, синтез, соединение, внешний фактор: философствование представляет собой простой акт» (H.Bergson. La Pensйe et le Mouvant. Paris, 1946. 184) Эпиктет. Ill, 2i, 7-8 (пер. Г. А. Тароняна). да 185) И. В. фон Гёте. Беседы с Эккерманом. 25. Janur. 1830. Духовные упражнения в античности и «христианская философия» 1} Paul Rabbow. Seelenfьhrung. Methodik der Exerzitien in der Antike. Mьnchen, 1954. 2> Ibid. S. 23. 3) Ibid. S. 17. 4> Ibid. S. 18. «Ibid.
|