![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания и условия ограничения свободы слова.
Поскольку осуществление указанных Конституцией правомочий может затрагивать права и свободы других граждан, интересы общества, постольку необходимо уточнить пределы этих правомочий. Такое уточнение, с одной стороны, может рассматриваться как гарантия реализации этого права (не совсем четкое указание на границы субъективного права может служить препятствием к его активному использованию), а с другой — как гарантия предупреждения нарушения прав, граничащих со свободой слова (права на доброе имя, неприкосновенность частной жизни и др.). Уточнение пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения характера действий, выходящих за рамки содержания права. Иногда эти пределы можно установить исходя из принципа единства прав и обязанностей. Например, гражданин имеет право получить объективную информацию, а журналист, соответственно, обязан проверить достоверность передаваемых сведений. Однако чаще в качестве правовых средств, при помощи которых устанавливаются ограничения свободы слова, выступают юридические запреты, когда пределы правомочий определяются через указание действий, подлежащих запрету. Именно такой метод чаще всего применяется к. правам, связанным с распространением информации. В качестве примера можно привести статью 5 Закона «О печати и других средствах массовой информации», которая не допускает использования средств массовой информации для совершения действий, наказуемых в уголовном порядке; для раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности государства; разжигания национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; для распространения сведений, порочащих честь и достоинство руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь; для распространения информации от имени политических партий, профессиональных союзов или других общественных объединений, которые не прошли в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию); для опубликования либо обнародования незавершенных производством материалов дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения, соответственно, лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. По сфере распространения ограничения-запреты могут быть двух видов: 2. Частные ограничения, которые касаются отдельных субъектов информационной деятельности. К таким ограничениям По характеру ограничений запреты могут касаться либо формы и способа распространения информации, либо содержания. Например, запреты, касающиеся содержания, установлены статьей 5 Закона о печати.
Тема №2 Доступ к информации. Государственная и иная, охраняемая законом тайна.
1. Основы взаимоотношений СМИ с государственными органами и иными организациями. 2. Формы доступа к информации. Институт аккредитации. 3. Информация ограниченного доступа. 4. Государственные секреты 5. Коммерческая и профессиональные тайны. 6. Ответственность за разглашение тайных сведений.
|