Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода слова в контексте прав человека.






Выражение «свобода слова» состоит из двух элементов, каждый из которых имеет свою составляющую. Слово «свобода» в русском и других языках имеет несколько значений. Толковые словари, например, рассматривают свободу вообще как отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь. В общественной жизни — как отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов. В философии свобода слова — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Слово применяется в значении единицы языка, служащей для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояния, признаков, связей, отношения, оценок, а также в значении публичного выступления. В философии — как утверждение примата мысли, разума воли. Философские учения о свободе слова имеют многовековую историю и основаны на концепции свободы личности, теории естественных прав человека. В философском плане эта свобода проявляется в различных аспектах, проходит различные фазы. Исследователи выделяют объективный (внешний) аспект свободы и субъективный (внутренний). Важным структурным элементом механизма внутренней свободы является свобода выбора. В процессе целенаправленной деятельности человеку постоянно приходится осуществлять выбор целей и средств их реализации. Объективной основой выборной деятельности людей служит природная и историческая необходимость. Цели порождаются условиями жизни человека.
Необходимость отражает внутренние, устойчивые, закономерные связи и отношения вещей и явлений, их детерминацию, определяемую фундаментальными причинами, отменить действие которых невозможно. Человек в своей деятельности не может пренебрегать необходимостью в ее самых разных проявлениях как совокупности законов окружающего мира и законов функционирования и развития общества. Однако необходимость прежде надо познать. Философский вывод «Свобода есть осознанная необходимость» прошел проверку временем и нашел свое закрепление в концепции прав человека.

Все конституции демократических государств мира закрепляют свободу слова. Однако термин «свобода слова» применяют не все. Используют его Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Швеция, Словацкая Республика. А вот конституции Австрии, Германии, Испании, Нидерландов, Франции, Португалии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Эстонии, Литвы используют другой термин — «свобода выражения мнения, убеждений, взглядов».

В нашей стране термин «свобода слова» получил правовое закрепление в 1937 году. О свободе слова говорила и Конституция БССР 1978 года. Но в 1994 году вновь вернулись к термину «свобода выражения мнений и убеждений» (предыдущие конституции 1919 г. и 1927 г. содержали этот термин). Использование конституциями разной терминологии объясняется тем, что понятие «свобода слова» многоплановое, прошло определенный эволюционный путь, связанный с развитием общественных отношений в сфере коммуникации. По мнению американских ученых (Гольдман Р., Лентовска Э.), бурно развивающаяся научно-техническая революция, а затем получившая всеобщее признание концепция нового международного экономического порядка сместили акценты в стратегиях экономического и социального развития многих стран. Кардинальным в них стал вопрос о роли личности в социальном развитии. Это, в свою очередь, заставило осознать роль коммуникации как неотъемлемого компонента всей организации общества и породило огромный интерес к аспектам коммуникационных процессов, придав им новое звучание.

Необходимость участия индивидуума, групп индивидуумов в делах государства и общества, более того, участие государств в процессах мирового сообщества, необходимость обратной связи между ними как бы раздвинули рамки понятия «свобода слова». Право личности, которое в начале касалось самой свободы мышления (когда человек мог иметь собственные взгляды), оставаясь компонентом свободы слова, стало вбирать в себя понятие «свобода выражения» (когда человек мог передавать свои взгляды другим членам общества), а затем стало означать возможность человека самому получать информацию, которая касалась как его лично, так и других членов общества, была связана с другими идеями, мнениями, высказываниями. Появилась необходимость «выхода» из традиционных терминов «свобода печати», «свобода слова», которые часто понимались только как право свободно говорить.

В результате в существующих международных документах, конституциях большинства стран используются термины «свобода выражения мнения», «свобода выражения убеждений», которые означают и свободу иметь собственные взгляды, и свободу передавать свои взгляды другим членам общества, и свободу получать информацию.
Кроме того, трансформация понятия «свобода слова» по сути связана с процессом перехода «свободы слова» из негативного права в позитивное. Этот процесс ярко описан С. Франковски, Р. Гольдман в работе «Верховный суд США о гражданских правах и свободах». «Свобода, о которой мы говорим, — отмечали они, — уже начинает понемногу становиться «правом», а не только «свободой». Последняя характеризуется тем, что она обозначает (для всякой государственной власти) лишь негативную обязанность, необходимость воздерживаться от вмешательства в сферу свобод личности и, в крайнем случае, устанавливать ограничения этого вмешательства таким образом, чтобы они не нарушали сферы свободы личности. Следовательно, мы имеем дело в этом случае с классической обязанностью негативного характера, заключающейся в ограничении государства в возможностях его действий. Когда же мы говорим о «правах», — мы подчеркиваем веление положительных действий, имея в виду не обязанность отказаться, а, наоборот, обязанность сделать что-то для обладающего этим правом». Изменение акцентов, обязанностей государства привело, по мнению ученых, и к изменению терминологии (из «свободы» на «право») и, в частности, к применению термина «право на информацию». «Ибо речь идет уже не о том, чтобы не вмешиваться в частную жизнь личности, но чтобы прямым образом обеспечить этой личности, как члену общества, доступ к информации».

Учитывая современное понимание «свободы слова» и весь объем правомочий, возникающих при реализации этого права, понятие «свобода слова» включает: во-первых, субъективное право каждого человека иметь свое мнение, убеждения и свободно выражать их в любой форме, во-вторых, право производить и распространять информацию любыми законными способами, в том числе учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, организовывать техническое обеспечение производства и распространения информации; в-третьих, право получать информацию по любым вопросам общественной жизни, а также по вопросам, затрагивающим интересы личности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал