Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шин б к ы
ШБ
М Н К
Ы М Б Ш
Б Ы Н К М
Иншмк Н ш ы и к б
ШИН Б К Ы К Н Ш М Ы Б И Б К Ш М И Ы Н НКИБНШЫБ ШИНКМИЫБ
ННШЫНБЫН '••••• •••••••J* Рис. 8.16. Принцип определения остроты зрения с помощью буквенных таблиц. Середина таблицы должна находиться несколько выше линии, проведенной от глаза испытуемого параллельно полу (приблизительно на высоте 1, 2 м от пола). Равномерная освещенность таблицы должна составлять примерно 700 лк (освещенность, которую дает лампа 40 Вт на расстоянии 25 см от центра таблицы). Во время исследования бинокулярного зрения оба глаза должны быть обязательно открыты (при монокулярном исследовании один глаз закрывают непрозрачным экраном). Расстояние между тест-объектом и испытуемым должно быть постоянным. Обычно испытуемый садится на расстоянии 5 м от таблицы спиной к окну, голову его фиксируют специальной подставкой. Испытуемому предлагают называть вслух буквы, показываемые экспериментатором. Исследование всегда следует начинать с самых мелких знаков и в разбивку. Если испытуемый видит знаки последнего ряда, то расстояние между ним и таблицей увеличивают. Для определения динамики остроты зрения А. А.Трухано-вым был предложен тест, позволяющий определить скорость снижения остроты зрения (рис. 8.17). Этот тест имеет форму цифры 8, составленной из черных кружочков различного размера. Компоновка отдельных деталей теста такова, что при изменении остроты зрения отдельные участки " восьмерки" не будут восприниматься глазом, в результате оставшиеся участки составят какую-либо другую цифру от 1 до 7. При проведении исследования с выключенной аккомодацией тест с угловым размером 45' располагают примерно на расстоянии 3, 5 м от испытуемого. При работе с выключеннбй аккомодацией (для чего необходимо иметь набор более мелких тестов) Рис. 8.17. " Восьмерка" А. А.Труханова для определения динамики остроты зрения. тест располагают на уровне глаз испытуемого на расстоянии, с которого видны все детали " восьмерки". Практически рекомендуется сначала подбирать такой угловой размер, чтобы в начале опыта была видна цифра 5 или 6. Затем испытуемому предлагается в течение 3 мин зрительно фиксировать тест и сообщать вслух о цифрах, которые он видит. Экспериментатор регистрирует ответ и отрезок времени, затрачиваемый на определение каждой названной испытуемым цифры. Если испытуемый видит цифру 8 теста с угловым размером 45' на расстоянии 3, 5 мм, его острота зрения равна 1. Острота зрения 0, 95 соответствует цифре б, 0, 90 — 5, 0, 85 — 4, и т.д. Для применения теста А. А. Труханова в условиях производства рекомендуется изготовлять его на стекле или другом прозрачном материале и проводить исследование при включенной аккомодации на самом рабочем месте. Объект, приборы и материалы. Испытуемый, тест А. А. Труханова с определенным угловым размером (от 45' и меньше), секундомер, подставка для фиксирования головы. Практическая работа. Исследуемое лицо в течение 35-40 мин должно находиться в тех условиях освещенности, при которых будут проводиться измерения, что обеспечивает устойчивый уровень адаптации глаз и предотвращает искажение результатов. 1. Удобно посадить испытуемого. 2. Для обеспечения постоянного расстояния между тест- 3. Расположить тест на уровне глаз, на таком расстоянии от 4. Предложить испытуемому в течение 3 мин сообщать вслух 5. Время ясного видения и сообщаемые цифры занести в про 6. Определить остроту зрения. Результаты оформить в виде Таблица 8.1
Дата опыта Ллительность отдельных периодов ясного видения, с Контрольные вопросы: 1) Что такое острота зрения? 2) На чем основано определение остроты зрения. Работа 1Ц- Определение поля зрения Полем зрения называется пространство, которое воспринимается глазом при неподвижном взгляде. Измерение поля зрения необходимо проводить не менее чем в восьми точках (т. е. не менее чем по четырем меридианам). Возможно монокулярное или бинокулярное определение. Лля исследования поля зрения пользуются периметрами различной конструкции. Периметр Ферстера (рис. 8.18) состоит из дуги периметра (1), держателя для фиксации головы (2), подставки (3). Рядом с периметром показаны пробные объекты (4) — белый и цветной кружки диаметром не более 3 мм, прикрепленные к длинному стержню " (5). На внешней стороне дуги нанесена шкала (градусы), в центре внутренней стороны дуги находится фиксационная точка (белый кружок). Испытуемый удобно садится перед периметром. Голову его фиксируют при помощи подбородника на определенном расстоянии от центра периметрической дуги. Лля хорошей и равномерной освещенности периметра над головой испытуемого Рис. 8.18. Периметр Ферстера. Объяснения в тексте. укрепляют лампу дневного света мощностью 100 Вт. Испытуемому предлагают внимательно смотреть на фиксационную точку. С помощью тонкого металлического стержня экспериментатор медленно передвигает объект по дуге от периферии к центру так, чтобы испытуемый не видел его движений. Так как периферическая часть сетчатки лучше воспринимает движение предметов, чем их яркость, объект нужно слегка перемещать вперед и назад. Испытуемый сообщает, когда он начинает видеть объект. Меридиан и градус этой точки отмечают на специальной схеме (рис. 8.19), где нанесены нормальные границы поля зрения. Испытуемый не должен уставать при проведении исследования, это ведет к искажению результатов измерения. Объект, приборы и материалы. Испытуемый, непрозрачный экран, периметр Ферстера, белый и цветные кружки на стержнях. Практическая работа. Для определения поля зрения посадить испытуемого спиной к свету. Голову испытуемого фиксировать держателем. Перед одним глазом помещают непрозрачный экран (глаз открыт). Установить дугу периметра вер-
Рис. 8.19. Схема для нанесения поля зрения.
Изогнутой линией обозначены границы нормального пб)ЛЯ зрения.
тикально и медленно передвигать пробный объект по верхней части дуги от периферии к центру, слегка перемещал еГ° вверх и вниз. Испытуемый сообщает, когда начинает видеть объект.
Определить по шкале число градусов в точке, где на^ол-ится тест-объект, провести измерения два-три раза. Зали<? ать результаты. Среднее значение нескольких измерений най(ести на соответствующий меридиан на схеме.
Контрольные вопросы. 1) Центральное и перифер**ческое зрение. 2) Поля зрения и его анализ. 3) Периметрия П ее использование в клинике. 4) Поля для хроматического и & хрома-тического зрения. Работа 115. Исследование цветового зрения с помощью полихроматических таблиц Зрительная система человека и высших млекопитающих способна к анализу цветов. Различают ахроматическое зрение (анализ черного, белого и серого цветов) и хроматическое (анализ цветовых тонов). Хроматические цвета различаются по длине волны. Всякий зрительный раздражитель характеризуется светлотой (степенью близости к белому цвету), цветовым тоном—- цветностью (измеряется длиной волны) и насыщенностью (степенью отличия хроматического цвета от равного ему по светлости ахроматического). Эти характеристики изменяются в той или иной степени одновременно. Колбочковый аппарат в основном связан с восприятием цветовых тонов, которое наиболее выражено в желтом пятне сетчатки. У преимущественно дневных животных имеются только колбочки, у ночных —палочки, связанные с ахроматическим, сумеречным зрением. Для объяснения механизмов цветового зрения был выдвинут ряд теорий. В настоящее время наиболее распространена идея, впервые высказанная М. В. Ломоносовыми разработанная Г. Гельмгольцем. Сущность этой теории сводится к тому, что в сетчатке имеется три ряда цветоощущающих элементов. Каждый из них способен к восприятию преимущественно одного из трех основных цветов —красного, зеленого и фиолетового (трехкомпонентная теория). При раздражении только одного вида цветочувствительных элементов возникает ощущение насыщенного монохроматического цвета. Возникновение ощущения промежуточных цветов (оранжевого, желтого, голубого, синего) происходит при одновременном раздражении различных цветоощутимых элементов, причем в зависимости от преобладания того или иного из них ощущение будет сдвигаться в сторону одного из основных цветов. При одновременном раздражении всех трех цветовоспринимающих элементов сетчатки возникает ощущение белого цвета. На этом явлении основан эксперимент со смешением цветов. Если круг, разделенный на секторы, окрашенные в соответствующие цвета спектра, вращать вокруг оси, то возникает ощущение белого (серого) цвета. Наибольшая чувствительность глаза человека наблюдается в желтой и голубой частях спектра. По обе стороны от этой (оптимальной) части спектра цветочувствительность падает.
Способность к анализу цветов зависит от освещенности, угла зрения и ряда других факторов. Значительная роль в восприн-тии цветов принадлежит коре головного мозга. Известны случаи, когда человек не может различать те или иные цвета, как правило, красные или зеленые. Это явление называется дальтонизмом. Чаще патология цветового зрения заключается в понижении или выпадении способности к восприятию одного из цветовых тонов — частичная цветовая слепота (на красный цвет — протанопия, на зеленый — дейтеранопия, на сине-фиолетовый —тританопия). Формы ослабления различительной способности определенных цветовых оттенков называются цветоаномалиями (протаномалии и др.). Объект и материалы. Испытуемый, атлас полихроматических таблиц Е. В. Рабкина. Практическая работа. Для определения способности к анализу различных цветов пользуются полихроматическими таблицами Е. В. Рабкина. На этих таблицах на фоне одного цвета находятся пятна другого цвета, но той же светлоты и насыщенности, составляющие букву или цифру. Испытуемому закрыть экраном один глаз и на расстоянии 1 м демонстрировать перед ним последовательно все таблицы. Испытуемый должен сообщить, какую фигуру или цифру он видит, а исследователь должен вести протокол с записью всех ответов соответственно номеру таблиц. Определив цветоразличение одним глазом, перейти к опыту со вторым глазом и сопоставить полученные данные. Адекватные ответы испытуемого свидетельствуют о нормальном цветовом зрении. При нарушении последнего испытуемый не способен различать цифры или буквы. Отметить, к какой категории относится данное нарушение цветоразличения (на основании прилагаемой к атласу схемы). Записать ход опыта и результаты в тетрадь. Контрольные вопросы. 1) Классификация зрительных раздражений. 2) Характеристика цветовых раздражителей. 3) Кла-сификация рецепторов сетчатки. 4) Трехкомпонентная теория цветового зрения. 5) Патология цветоразличения. Работа 116. Анализ пространства с помощью бинокулярного зрения При нормальном зрении глазное яблоко производит множество движений в различных плоскостях вокруг некоего центра вращения, расположенного внутри глаза. Движение глаз обес- печивается с помощью трех пар глазных мышц: латеральной и медиальной прямых мышц, верхней и нижней прямых мышц, верхней и нижней косых мышц. Каждая пара мышц обусловливает вращение яблока вокруг одной оси. Глазодвигательный аппарат — один из основных компонентов зрительной системы, иннервируется тремя парами черепно-мозговых нервов: глазодвигательным (III пара), блоковым (IV пара) и отводящим (VI пара), которые имеют ядерные образования в стволе мозга (средний мозг и варролиев мост). То обстоятельство, что движением глаз ведают три пары нервов, объясняется необходимостью чрезвычайно тонкой и точной моторики. Важнейший из этих нервов, глазодвигательный, иннервирует четыре пары глазных мышц: мышцу, поднимающую пеко; ресничную аккомодационную мышцу; а также мышцу, суживающую зрачок. Блоковый нерв иннервирует блоковую мышцу, отводящий—наружную прямую мышцу глаза. Глазные мышцы с подходящими с ним нервами являются частью периферического звена мышечной сенсорной системы, без которой нормальное функционирование зрительного аппарата невозможно. Движение глаз осуществляется всегда содружественно, что связано со спецификой их иннервации. Сведение обоих глаз при рассмотрении близких предметов называется конвергенцией, разведение—дивергенцией. Адекватное зрительное восприятие пространства возможно лишь при взаимосвязанной деятельности сетчатки и глазодвигательного аппарата, обеспечивающего движение глаз, аккомодацию и сужение зрачка. При зрении одним глазом анализ пространства становится крайне несовершенным, но все-таки оказывается возможным. При длительном пользовании одним глазом зрение значительно улучшается в результате компенсации. В оценке расстояния одним глазом существенная роль принадлежит аккомодации, однако еще большее значение имеют условнорефлекторяые механизмы. Степень напряжения ресничных мышц, соответствующая определенной величине изображения на сетчатке и подкреплявшаяся ранее осязательно-двигательной оценкой предметов, сигнализирует о пространственных свойствах этого предмета и его удалении от наблюдателя. Совершенно новое качество в оценке пространства дает зрение двумя глазами— бинокулярное зрение. При видении двумя
глазами изображение предмета попадает на симметричные, или идентичные точки обеих сетчаток. Неидентичные точки сетчаток называются диспаратными, при попадании на них отражения предмета возникает ощущение двойного изображения предмета. Если несоответствие точек невелико (умеренная дис-паратность), то вместо раздвоения изображений возникает качественно новое ощущение—большей или меньшей удаленности предмета по сравнению с точкой, дающей единое изображение. На этом принципе построен стереоскоп. На каждую из сетчаток попадает отражение одной и той же плоскостной фигуры или картины, причем одна часть этой картины попадает на идентичные точки, а другая —на диспаратные точки сетчатки. В результате возникает ощущение рельефности изображения. Следовательно, явление диспаратности позволяет оценивать рельеф и расстояние. В этом процессе существенное значение имеют мышечные напряжения, возникающие при конвергентно-дивергентных отношениях. Однако ни величина изображения на сетчатке, ни импульса-ция от глазных мышц не могут обеспечить правильного отражения пространства без предшествующего опыта, который должен заключаться в одновременном рассматривании и перемещении наблюдателя к предмету и ощупывании его руками. По этому поводу И.П.Павлов писал, что известная комбинация раздражений, идущих от сетчатки и из этих мышц, совпадающая несколько раз с осязательным раздражением от предмета известной величины, является сигналом о действительной величине предмета. Основные факты из физиологической оптики трактовались И.П.Павловым как ряд условных рефлексов, т. е. элементарных актов в сложной деятельности зрительной системы. Следовательно, сложнейший процесс зрительного анализа пространства осуществляется при бинокулярном зрении благодаря установлению условнорефлекторного взаимодействия между воспринимающим аппаратом зрительной системы, двигательным аппаратом глаза, кожной и скелетно-мышечной сенсорными системами. Объект, приборы и материалы. Испытуемый, иголки, нитки, стереоскоп с набором стереоскопических картин. Практическая работа. Состоит из трех заданий. 1. Фиксировать обоими глазами близко расположенный небольшой предмет. Боковым нажимом пальца легко сдвинуть одно глазное яблоко и наблюдать раздвоение рассматривае- мого предмета, Последнее имеет место при попадании изображения предмета на диспаратную точку сетчатки. 2. Продеть нитку в игольное ушко, когда открыты оба глаза 3. В стереоскопе рассматривать стереоскопические картины Контрольные вопросы. 1) Глазодвигательный аппарат. 2) Механизм моно- и бинокулярного зрения. 3) Явление диспаратности. 4) Стереоскоп и принцип его работы. 5) Физиологическая сущность зрительного восприятия пространства. Работа 117. Определение разрешающей способности зрения у мышей Для исследования остроты зрения у грызунов используют оптокинетическую реакцию. Мышей в клетке помещают в металлический барабан (рис. 8.20), на внутренней поверхности которого нанесены вертикальные полосы. Ширина полос в различных тестах изменяется. При вращении барабана животные начинают медленно поворачивать голову и туловище, прослеживая глазами движение полос. При широких, хорошо различимых полосах у мышей обнаруживается четкая оптокинетическая реакция. Если же полосы узкие, то при движении барабана они становятся неразличимыми и сливаются в сплошной серый фон. При этом слежения не происходит. Оказалось, что разрешающая способность зрения у мышей составляет около 5'. Объект, приборы и материалы. Мыши лабораторных линий, прибор для измерения оптокинетической реакции у мышей, представляющий собой вращающийся барабан, на внутреннюю поверхность которого нанесены вертикальные черные и белые полосы. Внутри барабана находится цилиндрическая неподвижная клетка с подопытным животным, прикрепленная к отдельной подставке. Практическая работа. Рекомендуется провести несколько опытов. 1. Поместить мышь во внутреннюю неподвижную клетку. Вращать внешний барабан со скоростью 1 оборот за 2 с. Выполнить по 10 вращений для каждого размера полос. Измерить разрешающую способность зрения у мышей. Диск-обтюратор Рис. 8.21. Оптическая схема установки для измерения критической частоты слияния световых мельканий. М —мотор, У —источник света, О — объектив, НФ-— набор светофильтров, ФД —фотодиод, 3\-3\ —зеркала, Д —диафрагма, МЭ — матовый экран. 2. У испытуемого, находящегося в положении " сидя", зафик 3. Измерить величину КЧСМ в нормальных условиях. Пред 4. Провести измерения 7-10 раз, предлагая испытуемому 5. Испытуемому предложить сделать максимально глубокие Таблица 8.2 Дата опыта Исследуемый (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия)_______
Условия регистрации Нормальные условия, покой После гипервентиляции После мышечной деятельности Изменение видимого экрана _ 6. Предложить испытуемому сделать несколько глубоких 7. Провести измерения величины КЧСМ при различных угло 8. После статистической обработки сравнить результаты и Работа 119. Условнорефлекторная регуляция деятельности сенсорных систем Ощущение внешнего мира у человека обусловлено не только непосредственным восприятием раздражений, но и теми услов-норефлекторными связями, которые сформировались в течение жизни. Они могут дополнять, изменять реальный образ воспринимаемой действительности. К такого рода явлениям относятся зрительные иллюзии. Практическая работа. Если рассматривать две прямые линии, ограниченные стрелками разного направления, то одна из них (стрелки наружу) кажется гораздо больше второй, стрелки которой направлены внутрь (рис. 8.22, а). Иллюзия по контрасту и оценке предмета в целом может быть продемонстрирована с помощью приведенных изображений (рис. 8.22, б). Центральный круг (2) кажется больше, чем центральный круг (2). Если изображение, представленное ниже (рис. 8.22, в), вращать перед собой небольшими кругами, то появится впечатление вращения дисков в направлении движения рисунка, а центрального зубчатого колесика в обратную сторону. Одно из объяснений заключается в том, что белые части рисунка в последовательные моменты времени воспринимаются в различных местах пространства, что и создает стробоскопический эффект движения. Контрольные вопросы. 1) Механизм зрительных иллюзий. 2) Формы зрительных иллюзий. Работа 120. Взаимодействие сенсорных систем Восприятие пространственных и временных факторов внешней среды осуществляется всегда в результате деятельности не одной, а нескольких сенсорных систем, их комплекса. Ведущая роль принадлежит проприоцептивной (мышечной) сенсор- Т же перекрестить пальцы так, чтобы шарик очутился между медиальной поверхностью указательного и латеральной поверхностью среднего пальца, то появится ощущение двух предметов, Это явление связано с тем, что обращенные друг к другу поверхности пальцев обычно раздражаются только одним предметом, что и привело к образованию соответствующей временной связи. Контрольные вопросы. 1) Взаимодействие сенсорных систем при ориентации в пространстве. 2) Опыт Аристотеля. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРА ТУРА Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М., 1991. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения/Под ред. А.С.Батуева. М., 1992. Методы исследований в психофизиологии / Иод ред. А.С.Батуева. СПб, 1994. Методы клинической нейрофизиологии / Под ред. В. Б. Гре- чина. Л., 1977. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т./Под ред. А. Д. Ноздрачева. М., 1991. Рис. 8.22. Явления зрительных иллюзий. а — иллюзия, созданная на! 1равлением стрелок, 6 —иллюзия по контрасту и по оценке предмета в целом, в —-иллюзия движения. ной системе, особенно тесно связанной с кожной сенсорной системой. В основе взаимодействия сенсорных систем лежат как безусловные, так и условнорефлекторные механизмы. Последнее легко доказывается простым опытом Аристотеля. Практическая работа. Воспроизвести опыт Аристотеля. Если зажать горошину или бусину между указательным и средним пальцами, то воспринимается только один предмет. Если
|