Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация физических упражнений






 

Физических упражнений очень много и действие их на организм весьма разнообразно. Для удобства использо­вания физических упражнений в занятиях лечебной физкультурой они систематизированы (Мошков В. Н., 1972). Эта классификация удобна, и ею необходимо пользоваться. Все физические упражнения разделены на 3 группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастическими называются упражнения, состоящие из искусственно сочетанных движений, кото­рым можно произвольно выбирать ИП, амплитуду и темп движения, количество повторений и т. п. С помощью их можно избирательно, и дозировано оказывать лечебное и тренирующее воздействие на отдельные сегменты аппарата движения, отдельные органы и на весь организм в целом. Они используются для восстановления подвижно­сти в суставах и укрепления мышц, для растягивания плевральных спаек, улучшения перистальтики кишечника и др. Гимнастические упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и дыхательные. Дыхательные упражнения бывают статические и динамические.

Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются в положении стоя, сидя и лежа.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных ИП с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер, предупреждения образования плевральных спаек или их растяжения и формирования наиболее рационального сочетания дыхания и движений. Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох — уменьшению.

При различных заболеваниях часто нарушается меха­низм дыхания и проявляется несовершенство его произ­вольной регуляции. Поэтому необходимо обучать больных полному дыханию с первых занятий. Дыхательные упраж­нения применяют в чередовании с общеукрепляющими и особенно широко при заболеваниях кровеносной сис­темы и дыхательного аппарата, дыхательную гимнастику в чистом виде не применяют, так как она вызывает гипер­вентиляцию. Для усиления или уменьшения вентиляции отдельных долей легкого при заболеваниях и при обучении правильному полному дыханию следует выбирать наиболее рациональные ИП и помнить, что у женщин преимущест­венно грудной, а у мужчин брюшной типы дыхания.

Брюшному дыханию лучше всего обучать в ИП лежа на спине, ноги прямые, правая ладонь лежит на животе, левая — на груди. Начинают с продолжительного выдоха через рот при сжатых губах. Затем производится вдох через нос — диафрагма сокращается, уплощается, опуска­ется в брюшную полость и в свою очередь поднимает уже снизившееся внутрибрюшное давление и вместе с ним переднюю стенку живота (живот выпячивается). При положении сидя на гимнастической скамейке, брюшное дыхание значительно ограничивается, а грудное увеличива­ется и происходит наиболее полная вентиляция верхушек легких. В положении стоя или сидя на обычном стуле с опорой туловища на спинку стула осуществляется лучше всего смешанное дыхание с полной вентиляцией средних долей легких. При необходимости увеличить вентиляцию в больном легком дыхательные упражнения выполняются в ИП лежа на здоровом боку или блокирова­нием здоровой стороны путем нажатия на нее рукой в положении сидя или стоя. Если показано уменьшение вентиляции в больном легком, то упражнения проводят в положении лежа на больной стороне или в других положениях с блокированием ее рукой. Вдох следует всегда производить через нос. Только при длительном беге, других физических упражнениях большой интенсив­ности и тяжелой физической работе, когда не хватает носового дыхания, вдох можно и нужно делать через нос и рот одновременно. Фаза вдоха должна быть короче фазы выдоха во всех случаях.

Общеразвивающие упражнения применя­ются с целью повышения физической подготовки, вос­становления и совершенствования физических качеств
организма. Они просты и доступны, охватывают большое число мышечных групп. Они активизируют кровообращение и дыхание, повышают нервно-психический тонус,
приводят весь организм в благоприятное функциональное состояние и тем самым облегчают лечебное действие специальных упражнений. В то же время почти каждое
обшеразвивающее физическое упражнение может быть при лечении отдельных заболеваний специальным упражнением в зависимости от методики его применения.
Общеразвивающие упражнения делятся на следующие группы:

1) по анатомическому признаку;

2) признаку активности;

3) характеру упражнения;

4) в зависимости от используемого снаряда.

 

По анатомическому признаку различают упражнения для мышц шеи, пояса верхних конечностей (плечевой пояс) и верхних конечностей, туловища, мышц тазового дна и мышц нижних конечностей. По признаку активности упражнения подразделяют на активные и пассивные.

Пассивные физические упражнения выполняются другим лицом, а больной находится в пас­сивном состоянии. Применяются они, когда активные движения у больного полностью отсутствуют или сильно ограничены (параличи и выраженные парезы конеч­ностей).

Благодаря пассивным упражнениям сохраняется нор­мальная подвижность в суставах, а это предохраняет их от контрактур и сращений, сохраняется эластичность сухожилий и связок, меньше нарушаются трофические процессы в мышцах.

Активные упражнения составляют основную группу гимнастических упражнений. Они выполняются без снарядов, со снарядами и на снарядах. Упражнения без снарядов (вольные упражнения) выполняют сво­бодно, без выраженного силового напряжения, с полной амплитудой, в среднем темпе и с умеренной нагрузкой. Их разновидность — упражнения с помощью и усилием. Упражнения с помощью являются облегченными для мышц больной конечности и выполняются с помощью здоровой руки или другого лица. Упражнения с уси­лием создают относительно большую нагрузку и выпол­няются с волевым напряжением мышц для преодоления какого-либо сопротивления — сопротивления соупражняющегося или самосопротивление.

По характеру (форме и особенности) все активные упражнения подразделяют на подготовительные, корри­гирующие, на координацию, равновесие, с сопротивлением, статические, на расслабление, идеомоторные, висы и упоры.

Подготовительные упражнения проводят в начале занятий с целью подготовить занимающихся к последующим физическим упражнениям, в числе которых будут и специальные. Начинают с более простых и легких упражнений. К ним относятся и строевые упраж­нения, которые применяют для организации занятий и состоят из построения, перестроений и ходьбы.

Корригирующими упражнениями называют упражнения, с помощью которых можно достигнуть исправления неправильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей.

Упражнения на координацию весьма разно­образны и применяются из разных ИП и в различных сочетаниях движений рук и ног в разных плоскостях. Эти упражнения необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и у больных после продолжительного постельного режима.

Упражнения на равновесие широко приме­няют при многих заболеваниях. Нагрузка и тренирующее влияние упражнений на равновесие будут определяться положением рук по отношению к туловищу, а туловища — к общему центру тяжести тела и линии гравитации. Чем выше центр тяжести тела и чем дальше линия гравитации от центра площади опоры, тем упражнение труднее и его тренирующее влияние более выражено.

Статические упражнения (изометрическое сокращение мышц) — это такие упражнения, при которых длина мышц не изменяется, а тонус значительно увели­чивается. Они не вызывают движения упражняемой части тела, но поддерживают в активном состоянии нервную и мышечную системы и особенно эффективны при иммобилизации. Различают также изотоническое сокращение мышц, при котором они сокращаются свободно, не преодолевая никакого сопротивления, и укорачиваются, не изменяя своего тонуса (движения при расслабленной мускулатуре).

Упражнения на расслабление мышц созда­ют условия отдыха, поэтому их следует применять в чере­довании с динамическими и статическими упражнениями и тем чаще, чем слабее больные.

Идеомоторные упражнения, или упражне­ния, выполняемые мысленно, применяют при иммобилиза­ции, периферических параличах и парезах. Их по возмож­ности осуществляют одновременно с выполнением тех же упражнений пассивно.

В зависимости от используемых снарядов гимнасти­ческие упражнения подразделяют на упражнения без снарядов и предметов, упражнения с предметами и упраж­нения на снарядах (рис.1.). К упражнениям без предме­тов и снарядов относятся, за исключением висов и упоров, все ранее перечисленные гимнастические упражнения, которые выполняются свободно, без особых усилий. Упражнения с предметами: гимнастическими палками, гантелями, булавами, медицинболами (набивными мячами), скакалками, эспандерами и т. п., применяют с целью разнообразия, усложнения, а в отдельных случаях и облегчения различных движений. Лечебное влияние упражнений с предметами

 

Рис. 1.

Упражнения без снарядов и предметов (а), упражнения с предметами и на снарядах (б, в, г).

 

в сравнении с по­добными упражнениями за счет массы предмета, увеличе­ния инерции и удлинения рычага перемещаемого сегмента тела, повышения эмоциональности занятий — упражнения с предметами усиливают интерес к ним. Упражнения на снарядах применяют с целью увеличения общей физи­ческой нагрузки, а также для облегчения выполнения отдельных упражнений преимущественного избиратель­ного воздействия на отдельные группы мышц и суставов, разнообразия и повышения эмоциональности занятий.

В качестве снарядов в лечебной гимнастике используют: гимнастическую стенку, гимнастическую скамью, наклон­ную плоскость, канат, а также медицинскую кушетку, обычный стул и коврик для выполнения упражнений на полу в исходных положениях сидя, лежа и на четве­реньках.

Применяют в занятиях лечебной гимнастикой и спе­циальные аппараты в виде блоковых установок, аппаратов механотерапии, велоэргометров и др. В последнее время стали внедряться различные тренажеры с использованием пружин, маятников, рычагов и т. п. Упражнения на аппаратах и тренажерах должны проводиться на фо­не общеразвивающих упражнений, которым отводит­ся большая часть времени занятий лечебной гимнас­тикой.

Спортивно-прикладные упражнения применяют в лечебной физкультуре с целью восстановления целостных двигательных действий (умений) или их элементов. К ним относятся захватывание, сжимание и перемещение различных предметов, бросание и ловля мячей, бытовые и трудовые действия, ползание и лазание, ходьба, бег, прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах и др. Сочетание гимнастических и спортивно-прикладных упражнений оказывает наилучший и более быстрый лечебный и тренирующий эффект.

Ходьба как наиболее автоматизированный навык, совершаемый с небольшой затратой энергии при участии большинства мышечных групп, широко применяется при самых различных заболеваниях и почти всех видах и фор­мах физкультурных занятий. Физическая нагрузка при ходьбе определяется длиной пути, величиной шагов и темпом ходьбы, рельефом местности и сложностью. Суще­ствует много видов ходьбы: ходьба перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение, пеше­ходные прогулки, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм, усложненная ходьба — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, ходьба в полуприседе и с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах, по специально разме­ченному полу, на ограниченной площадке опоры и измене­нием высоты снаряда, на котором выполняется ходьба, яв­ляется упражнением на равновесие. Ходьбу по скорости под­разделяют: на ходьбу медленную с темпом 60—80 шагов в минуту, среднюю – 80-100 шагов в минуту, быструю – 100-120 шагов в минуту и очень быструю – 120-140 шагов в минуту. Дальнейшее ускорение переводит ходьбу в бег.

Бег оказывает большую физическую нагрузку и является упражнением, завершающим полное восстанов­ление функции нижних конечностей, органов сердечно­сосудистой системы и дыхательного аппарата. Применя­ется бег с целью повышения выносливости и общей тренированности организма.

Плавание и упражнения в воде являются одними из лучших физических упражнений при заболева­ниях и травмах аппарата движения, при общей слабости мышц (атрофия, парезы), ожирении, некоторых заболе­ваниях сердечно-сосудистой системы, а также для восстановления и повышения общей выносливости и зака­ленности. При нахождении в воде исключается влияние силы тяжести отдельных сегментов и всего тела, а это создает условия для тренировки ослабленных мышц, и увеличения подвижности в суставах.

Игры, применяемые в лечебной физкультуре, подразделяются на малоподвижные, подвижные и спортивные. Они представляют собой различные по сложности сочета­ния разнообразных физических упражнений, выполняемых по определенным правилам. При играх используются прикладные упражнения — ходьба, бег, метание, прыжки и др. В групповых играх нет постоянного мышечного усилия, периоды относительно большого мышечного напряжения чередуются с паузами отдыха. Положитель­ные эмоции, которые возникают при успешном выполне­нии какого-либо игрового приема, доставляют занимаю­щимся истинное удовольствие, а выполнение целевого задания вселяет уверенность в свои силы.

Малоподвижные и подвижные игры мож­но включать в групповые занятия лечебной гимнастикой.

Спортивные игры широко используют в сана­торно-курортных учреждениях не только с целью физи­ческого совершенствования, но и с целью воспитания и совершенствования целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности, чувства товарищества, коллекти­визма и других моральных и волевых качеств. Из большого количества спортивных игр в лечебной физкуль­туре нашли применение настольный теннис, теннис, городки, бадминтон и волейбол. Эти игры в зависимости от общего состояния и физической подготовленности проводят по общим или облегченным правилам. Например, при игре в волейбол может быть уменьшена высота сетки, увеличено число игроков и т. п. Важным условием прове­дения спортивных игр является необходимость подбора партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

 

Пользуясь вышеизложенным текстом, заполните графологическую структуру.

 

Классификация физических упражнений

 
 

 


Гимнастические Спортивно-прикладные Игры

               
       
 
 

 

 


дыхательные общеукрепляющие

       
   

 

 



Уважаемый, студент! Каждый средний медицинский работник должен знать физиологическое воздействие физических упражнений на организм человека. Пользуясь дополнительной литературой по ЛФК и Интернет-ресурсами, заполните таблицу.

 

Функциональная система организация Воздействие физических упражнений на систему
Сердечно-сосудистая система    
Дыхательная система    
Пищеварительная система    
Нервная система      

 

В кабинете ЛФК проводит лечебную гимнастику инструктор ЛФК. Вашему вниманию предлагается алгоритм работы инструктора ЛФК. Данным алгоритмом Вы будете пользоваться на практических занятиях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал