Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От чего зависит эффективность ритуала⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
В любом ритуале есть ключевые моменты, определяющие его эффективность и качество. 1. Начало и конец ритуала должны быть впечатляющими. Вяло начинающийся ритуал теряет свое значение, потому что с самого начала присутствующим трудно удерживать внимание. Поэтому многие ритуалы начинаются барабанным боем, перезвоном колоколов, пением флейт или фанфарами. Вы должны начинать ритуал с чего-то привлекающего внимание, иначе зрители не почувствуют себя вовлеченными в разворачивающееся действие. Повторение этого приема в финале позволяет еще раз привлечь внимание присутствующих и дает им понять, что ритуал окончен. Если они не смогут понять, где начинается ритуальное действие и где заканчивается обычная жизнь, ритуал вызовет у них лишь разочарование. Очень важно помнить, что ритуал должен выделяться и отличаться от повседневной реальности, иначе люди откажутся считать его чем-то значительным. Они простят вам любые неувязки и накладки в ходе проведения ритуала, если начало и финал были впечатляющими. Замечу, что при обучении искусству церемонии и ритуала именно это дается моим ученикам труднее всего. 2. Ритуал должен оказывать мощное воздействие на весь спектр чувств. Если вы просто следите за развитием действия, ритуал воздействует на вас только своей внешней красотой или интересным сюжетом. Если добавить музыку и благовония, воздействие будет сильнее. А если к этому добавить прикосновения и вкусовые ощущения, ритуал произведет на вас еще большее впечатление. Многие культуры и организации знали этот секрет и включали в свои ритуалы не только прекрасные декорации, но и пение под музыкальные инструменты или без них, наполняли воздух ароматом живых цветов или благовоний, совершали групповые обряды -моления, песнопения, шествия или пляски. Кроме этого, в ритуал входили совместные пиры. 3. Ритуал должен быть знаком присутствующим, а его ход - предсказуемым. Если вы стали участником ритуала, не зная, что делать и чего ожидать, вы будете испытывать смущение и беспокойство. Вы будете сбиты с толку происходящим, и воздействие от ритуала будет слабым. Но если вы хоть немного знакомы с ним, вы будете чувствовать себя более комфортно, и воздействие ритуала возрастет. Многие священнослужители проводят предварительные репетиции важных церемоний. Чувство единства католиков во многом обусловлено усилиями Церкви. Где бы ни оказался католик, он знает, что служба в местном храме будет идти раз и навсегда установленным порядком, и на ней он не будет чувствовать себя чужаком среди единоверцев, пусть даже и говорящих на другом языке. У тех, кто разрушил этот порядок, были свои резоны, но чувство единения было утрачено. Шаманы для этой цели включают в ритуал обязательные элементы, так или иначе знакомые участникам. Из-за этого каждый раз ритуал выглядит несколько иначе, но главное, что он узнаваем и предсказуем. 4. Смысл каждого элемента ритуала должен быть понятен. Эффективность каждого элемента зависит от степени его понимания участниками ритуала. Священнослужители и жрецы иногда забывают это правило. Они считают, что выполняют ритуал для Бога или богов, а не для людей. А так как они знают, что делают, и богам это тоже известно, то кому какое дело, понимают ли смысл происходящего люди или нет. Вот в этом и состоит разница между шаманами и жрецами. Шаман, если он выступает как шаман, всегда выполняет ритуал для людей, включая себя самого. Духам, может быть, и известен смысл ритуала, но его эффективность зависит от вовлеченности участников. И шаманы знают это, поэтому они всегда дают необходимые пояснения до или непосредственно по ходу ритуала. . То, что происходит, должно быть специфическим действом. Ритуал, который нельзя отличить от других событий, абсолютно неэффективен. Многие лидеры уже не считают ритуалы чем-то особенным, поэтому так бездушны и бессмысленны многие современные ритуалы. Особенно это видно по нашим праздникам. Канун Дня всех Святых или Ночь перед Рождеством для многих теперь лишь костюмированный бал. День Благодарения полностью утратил первоначальное значение, и теперь это лишь возможность побаловать себя жареной индейкой под клюквенным соусом. Рождество Христово ознаменуется торжественным походом по магазинам. А Новый год - похмельем и финальным матчем по американскому футболу. А на День Независимости четвертого июля все дружно устраивают пикники. Конечно, есть исключения, но их недостаточно для возвращения к культурным корням праздников. Люди ощущают недостаток ритуалов в своей жизни и обращаются за ними к другим культурам, которые еще не утратили своей самобытности.
|