Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Национализм
(от лат. «natio» – народ; фр. « nationalisme ») в известном смысле произвольно трактуемое понятие (содержание варьируется от положительно до нейтрально и негативно окрашенного) [8, с. 217-218]. В научной литературе Н. осмысливается в разных ипостасях, в т. ч., как: 1) процесс национального становления, оформления нации, проблематизирующий отношения междуней и государством, актуализирующий вопросы национальной самоидентификации и трансформации признаков принадлежности к нации в тех или иных конкретно-исторических условиях; 2) общественно-политическое движение либо конкретная поведенческая стратегия, в основе которой лежит установка о приоритетности интересов собственной нации по сравнению с др. [21, с. 26-27]; 3) политический принцип тождества политической и культурной единиц (Э. Геллнер) (специалистами отмечается «идеологическая аморфность» подобного подхода, поскольку так понимаемый Н. может быть наполнен различным идейным содержанием (либеральным, фашистским, социалистическим и проч., а, значит, совместим с различными типами политических режимов – демократическим, авторитарным и тоталитарным)) [6; 23, с. 14]. 4) а) программа политического оформления, самоутверждения и развития нации; (б) комплекс теоретических представлений и политической практики, центральное место в котором занимают интересы нации; (в) идеология, утверждающая приоритетный статус этнической идентичности над всеми другими видами социальной идентификации и требующая защищать нацию всеми доступными средствами [23, с. 19]. Ф. Лист, немецкий экономист, Н. считал «политику обеспечения экономических и др. интересов страны и её народа» [цит. по 39, с. 572]. 5) система взглядов, легитимизирующая конкуренцию между различными национальными группами, а также жёстко закрепляющая критерии членства в группах, имеющих какие-либо культурные, политические, экономические преимущества [21, с. 33]. Можно выделить три идеологические версии Н.: 1) марксизм определяет его как продукт мелкобуржуазного сознания и ограниченности, предрассудок необходимый к преодолению пролетариатом (классовый принцип отвергает национальное); 2) современный либерализм рассматривает Н., в основном, как признак возрождения первобытного родового мышления, проявление варварства и дикости (Т. Адорно, Э. Фромм, М. Хоркхаймер и др.); 3) консервативно-традиционалистская интерпретация Н. связывает его с естественными проявлениями национального духа, исторического самосознания народа, способ отстаивания жизненных интересов последнего [13, с. 433]. Видный отечественный этнолог В. А. Тишков настаивает на необходимости строгой дифференциации понятий «этнонационализм» (например, «аварский народ») и «гражданский Н.» (например, «российская гражданская нация»). В связи с этим, учёный отмечает, что Н. – прежде всего элитный дискурс вокруг категории народа или нации как суверенов исторического действа. Присутствие и степень укоренённости представлений о едином народе, его правах и интересах, есть свидетельство и даже суть Н. [39, с. 570]. Помимо идеологической и политической составляющих в Н. есть и психологическое измерение – комплекс национальных чувств [23, с. 19]. Так или иначе, для Н. характерны идеи национальной исключительности или национального превосходства [41, с. 404]. Специалисты к разновидностям Н. относят патриотизм, ксенофобию (составляющими в России являются кавказофобия, китаефобия (синофобия), антисемитизм, русофобия и др. [9]), фашизм, расовую дискриминацию, этнический сепаратизм, апартеид (политику расовой сегрегации), шовинизм и пр.). В научной литературе дифференцируется несколько самостоятельных типов Н., среди которых: антиимигрантский, антирусский, большой и малой национальности, бытовой, гражданский, инонациональный, институциональный, «интеллигентный», латентный, личностный и надличностный, мнимый, мессианский, местный, «ответный», «просвещённый», «расовый», фашистский, этатический и иные [8, 21 и др.]. Становлению неклассических форм Н. способствует распространение культуры постмодерна, в рамках которой основными ценностями становятся своеобразие, сингулярность, культурный плюрализм, свобода предпочтения индивидами собственного стиля жизни, в том числе, и собственной национальной (этнической) идентичности [23, с. 14]. См.: Антисемитизм; Закономерность функционирования национализма; Патриотизм; Расизм; Русофобия; Шовинизм; Этническая идентичность. НАЦИОНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. «extremus» – крайний) приверженность крайних националистических взглядов, стремление к разрешению возникающих в процессе взаимодействия национальностей проблем инструментами радикальной конфронтации, деструкции цивилизованных форм межэтнического сотрудничества, замещения их активным применением репрессивных практик (насилия, вооружённого террора, методов партизанской войны, провокации беспорядков и др.), а также применением средств информационной, культурной и экономической блокад [8, с. 272-273]. См.: Национализм; Шовинизм. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (в политологии) особая форма политической идентификации, не являющейся естественно заданной, но вырабатываемой и транслируемой главным образом усилиями интеллектуалов, политиков и общественных активистов, оформляющих статус связи с нацией как основополагающего источника эмоциональных и интеллектуальных обязательств и приверженности (В. А. Тишков) [39, с. 588]. См.: Гражданский национализм; Национализм; Нация; Этническая идентичность. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) система государственных мер, направленная на учёт, корректное сочетание и эффективную реализацию конструктивных национальных интересов, на предупреждение [33, с. 56], разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Иными словами, Н. п. – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между этническими группами, закрепленных в соответствующих документах и правовых актах государства [19]. Известно определение Н. п. как политики, направленной на концептуальное оформление и практическую реализацию общенациональной идеи (идеологии), обладающей ресурсом солидаризации и консолидации всех граждан конкретного государства [43, с. 121]. Кроме этого, Н. п. рассматривается в качестве деятельности по организации единого общенационального пространства, достижению национального равенства, при котором всякий гражданин вне зависимости от его этнической принадлежности мог бы осознавать себя равноправным субъектом гражданско-правовых, культурных, бытовых и проч. взаимоотношений [43, с. 121-122] См.: Национально-культурная автономия; Национально-культурная политика; Национальный (этнический) сепаратизм.
|