Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1 закона Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»). Т. Я. Хабриева в труде «Национально-культурная автономия в Российской Федерации» (М., 2003) предлагает считать Н.-к. а. «особой формой этнического самосознания в условиях расселения этноса» [цит. по 40, с. 267]. Н.-к. а. имеет право: обращаться и получать поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать СМИ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям и т. д. (из закона Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», ст. 4) [3]. Предусмотрены следующие уровни Н.-к. а.: низший (местная автономия, создаваемая в городе, районе, посёлке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение – землячество, общину и проч.), региональный (автономия учреждается делегатами местных Н.-к. а. на съезде), федеральный (автономия учреждается на съезде делегатов региональных Н.-к. а.) [14, с. 7]. По логике закона 1996 г. создание Н.-к. а. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющих в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающих на их территории. К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою Н.-к. а., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии, Алтайском крае и т. д. могут учредить региональные организации, а также федеральную Н.-к. а. для легитимного участия в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров с органами федеральной и региональной власти [14, с. 7]. Сущность теории национально-персональной (культурной, экстерриториальной) автономии, авторами которой являются К. Реннер (псевд. – «Р. Шпрингер») и О. Бауэр, состоит в том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, а сами нации, точнее национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. Персональную принадлежность граждан к национальному союзу представляет кадастр (перепись), составленный на основе личных заявлений совершеннолетних граждан. Данный вариант Н.-к. а. отличали три признака: персонализм, т.е. принцип добровольной этнической самоидентификации, экстерриториальность, позволяющая удовлетворять национальные интересы и права, не нарушая территориального status quo, и признание национальных сообществ коллективными субъектами права, представляющими и защищающими интересы сообщества. Функции этой автономии распространялись на сферу культуры [10, с. 40]. См.: Национальная политика (государственная); Национально-культурная политика; Национально-этнический сепаратизм.
|