Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Патриотизм
(греч. «π α τ ρ ί ς» – Отечество, «π α τ ρ ι ώ τ η ς» – соотечественник) мировоззренческий комплекс идей, тип поведения и образ жизни (В. Н. Кузнецов), особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются не только патриотическая самоидентификация, но и такие качества, как любовь к Отечеству и служение ему, обеспечение целостности и суверенитета России, её национальной безопасности и устойчивого развития, долг и ответственность (А. Н. Покида) [21, с. 24]; высоконравственное свойство гражданина; высокая степень эмоционального положительного отношения к своим согражданам, стране, её исторически сложившимся ценностям. Сущностью П. считается обособление Родины в совокупности др. объектов ценностной ориентации личности, сопровождаемое широким спектром эмоциональных явлений, связанных с гордостью за свой народ, страну и болью, огорчением за их неуспехи. Наивысший уровень П. – в противовес национальному эгоизму – осознание личной ответственности за судьбу Родины, готовность к жертве за её благоденствие [8, с. 186]. Специалисты называют несколько видов П.: державный, гражданский (государственный), национальный, православно-религиозный [21, с. 15]. См.: Идентичность; Национализм. РАСИЗМ в одном из смыслов – совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей так понимаемого Р. характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры, в силу чего обречены на положение объектов эксплуатации [26]. Наиболее полно идеи Р. представлены в трудах французского социолога Ж. А. Гобино (1816-1882 гг.), основоположника расово-антропологической школы в социологии. Его концептуальные разработки были активно использованы в идеологии национал-социализма [31, c. 286-287]. См.: Антисемитизм; Межэтнические (межнациональные) отношения; Национализм; Расы; Шовинизм. РАСЫ (от франц. «race» – род, порода) исторически сложившиеся ареальные группы человеческой популяции, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определённых пределах. По всем морфофизиологическим и психическим признакам, характерным для современных людей, сходство между всеми Р. чрезвычайно велико, а различия несущественны. Лишены всякого фактического, серьёзно аргументированного основания спекулятивные измышления о существовании «высших» и «низших» Р. (нацистская теория расизма, например). Неограниченные возможности смешения между всеми Р., полная биологическая, социально-культурная и духовная полноценность смешанных групп служит веским доказательством видового единства человечества [41, с. 544]. Разные школы антропологов (французская, немецкая и др.) выделяли от четырёх до семи основных Р. и десятки малых антропологических типов (среди известных, например, европеоидная, негроидная, монголоидная, австралоидная и др.). Универсальная классификация Р. до сих пор отсутствует. См.: Антисемитизм; Расизм.
|