Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шовинизм
(от фамилии французского солдата – Nicolas Chauvin – рьяного приверженца завоевательной политики Наполеона I Бонапарта) одна из крайних форм, идеология и политика воинствующего национализма, акцентированного противопоставления интересов одной нации интересам прочих, разжигания национальной вражды, презрения и ненависти, транслируемых посредством проповеди национальной исключительности [8, с. 269-271]. Ш. как нарушение принципа тотального равенства этнических общностей может обнаруживать себя в культурной, языковой, образовательной, политической, профессиональной, территориальной, бытовой и проч. областях межэтнических отношений. См.: Антисемитизм; Геноцид; Межэтнические (межнациональные) отношения; Национализм; Расизм; Русофобия; Этноцентризм. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям. Э. и. предполагает, что этнические нормы, ценности, стереотипы поведения являются неотъемлемыми элементами внутреннего содержания личности, формируют позитивное ценностное отношение к истории своего народа, его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса. Любой человек при Э. и. прежде всего исходит из национальностей своих родителей, родного языка и других национально-специфических черт своей культуры, носителями которой он является, т.е. их собственно этнических признаков [36, c. 127-128]. См.: Идентичность; Межэтнические (межнациональные) отношения; Этническая идентичность; Этнос; Этноцентризм. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ духовно-нравственная категория [24, с. 78], результат эмоционально-когнитивного процесса осознания и глубоко личного переживания этнической принадлежности, отождествления индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от членов национальных общностей. Понятие Э. и. не эквивалентно понятиям «этничность», «этническая принадлежность», «этническое самосознание», «этническая идентификация». Среди основных критериев Э. и. могут быть: родные язык, религия, культура, общее историческое прошлое, чувство привязанности к своей Родине, общей территории проживания, наличие общих фундаментальных культурных ценностей, конструирование поля взаимной коммуникации и идентификация в качестве особой группы другими сообществами или самими членами группы и мн. др. Посредством Э. и. транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, нормы и ценности, традиции и обряды народа, осуществляется становление этнически обусловленного мировосприятия. Э. и. является одной из важнейших составляющих структуры личности и её самосознания, а также социальной идентичности, наряду с конфессиональной, гражданской и др. [35, с. 351-352]. Сверхсовременность человека вовсе не означает его вненациональности: подобное впечатление возникает при отсутствии угроз Э. и. – при их наличии налёт «соответствия времени», национальной безразличности исчезает, и перед глазами вдруг вместо национально индифферентного человека возникает националист. Э. и. – самый эффективный и сверхустойчивый механизм укоренения человека в социальной среде (С. Г. Кара-Мурза, О. В. Куропаткина, О.В. Попов и др.). Проблема кризиса Э. и. связана с объективными процессами модернизации, формированием новых ценностных ориентаций, которые ограничивают влияние традиционных институтов [24, с. 78–80]. См.: Идентичность; Межэтнические (межнациональные) отношения; Этническая идентичность; Этничность; Этнос; Этноцентризм. ЭТНИЧНОСТЬ (от греч. « ἔ θ ν ο ς» – группа, племя, народ) 1) категория, фиксирующая существование отличительных идентичностей и складывающихся на их фоне этнических групп [38, с. 59]; 2) форма социальной организации культурных различий (Ф. Барт) [цит. по 38, с. 60]; 3) категория, обозначающая «субъективную веру группы людей в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или же по причине общей памяти о колонизации и миграции» (М. Вебер) [цит. по 38, с. 60]; 4) термин, не имеющий в современном обществоведении общепринятого определения [цит. по 12, с. 43]. Возможность распознавания Э. обеспечивается за счёт этнических маркеров – как естественных, так и искусственных, конструируемых (иногда не имеющих никакой «культурной ценности», а всего лишь позволяющих быстро различить «своих» и «чужих») – определяющих социальное поведение людей, обусловленное отношениями «этноносителей»: внешних антропологических характеристик или наследственных особенностей организма, сложнее – этнических психозов, присущих лишь определённым этническим общностям (например, шизофрения у европейцев) [12, с. 46]. См.: Этническая идентификация; Этническая идентичность; Этнос.
|