Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, функции и условия существования рынка
Рынок – место, где встречаются продавец и покупатель. Рынок – механизм, который сводит вместе продавцов и покупателей. Рынок – сфера обмена внутри страны и между странами. Рынок - сфера обращения, включающая не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг. Рынок – система товарно-денежных отношений с механизмомсвободного ценообразования, со свободным предпринимательством на основе экономической самостоятельности, равноправности и конкуренции субъектов хозяйствования в борьбе за потребителя.
Условия возникновения рынка: * общественное разделение труда; * специализация (предметная, подетальная, технологическая).
Условия эффективного функционирования рынка: * многообразие форм собственности в обществе (обязательно частная); * равенство всех форм собственности перед законом; *свобода выбора. Для собственника – ресурсов; для потребителя – товаров; * действие механизма конкуренции; * действующие антимонопольные законы, т.е. законы, ограничивающие действия монополий и обеспечивающие свободную конкуренцию; * развитая инфраструктура рынка; * государственное регулирование инвестиционной, кредитной, налоговой, социальной политики; денежного оборота; охраны окружающей среды. Субъекты рыночных отношений – юридические и физические лица (домохозяйства, фирмы, государство). Объекты рыночных отношений –все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.
Классификации рынков: 1. По территориальному признаку: местный, национальный, мировой. 2. По степени законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой). 3. По типу конкуренции: рынок совершенной конкуренции (свободный рынок), несовершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополия. Свободный рынок – это рынок с большим количеством производителей однородной продукции, которые не в состоянии влиять на решения друг друга. На этом рынке нет ограничений в информации о предложении, спросе, цене, качестве продукции. Тут свободное ценообразование, отсутствуют искусственные барьеры при вхождении на рынок того, или иного товара и выхода из него. Монополизированный рынок – это рынок, для которого характерно небольшое количество производителей данного товара, применяется его дифференциация, существует дефицит необходимой информации, затрудненный доступ к ресурсам, согласовываются действия участников рыночных отношений. Регулируемый рынок – это рынок, который контролируется и регулируется государством при помощи специальных мер экономического и административного характера.
4. В зависимости от объекта купли-продажи:
|