Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация управления спасательными работами в очаге (зоне) поражения
Цели и содержание процесса управления спасательными работами в очагах (зонах) поражения Главной целью управления в очагах (зонах) поражения, возникающих в результате землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов (далее ЧС) является обеспечение наиболее эффективного использования сил и средств РСЧС, в результате которого спасательные работы выполняются в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных ценностей. Основой организации управления в очаге (зоне) поражения ЧС является заблаговременно разработанный и уточняемый в ходе процесса управления " План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" [44, 45]. Такие планы имеют комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующих территорий, а также Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Управление спасательными работами в очагах поражения представляет собой циклический процесс, который включает: сбор данных об обстановке и (или) ходе спасательных работ; анализ и оценку обстановки и (или) хода спасательных работ; подготовку выводов и предложений по формированию группировки сил и средств РСЧС и (или) анализ ее действий в очаге поражения; доведение задач до подчиненных органов управления, организацию их взаимодействия и обеспечения действий. Длительность цикла управления спасательными работами определяется конкретной обстановкой, которая складывается в зоне поражения. Обстановку в зонах поражения, образующихся в результате землетрясения, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов, определяют следующие особенности возникновения, протекания и последствий указанных ЧС: — слабая прогнозируемость возникновения конкретных ЧС; — возможность возникновения в широком диапазоне климатических условий, времени года, рельефа местности; — быстротечность; — разнохарактерность вторичных поражающих факторов; — разброс в большом диапазоне площадей образуемых зон поражения и др. Даже при наименее благоприятном стечении указанных особенностей длительность цикла управления спасательными работами не должна превышать одних суток. Важнейшей составной частью управленческого цикла является сбор данных об обстановке в районе ЧС и данных о ходе спасательных работ. Эти данные поступают в органы управления в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются каждым вышестоящим органом для нижестоящих, непосредственно подчиненных ему. Состав показателей формализованной информации, а также временные характеристики всей информации с учетом ее содержания и срочности определены нормативными документами [46]. Основными источниками, от которых поступают наиболее полные данные об обстановке, являются подчиненные органы управления. Кроме этого, значительная часть информации поступает от вышестоящих органов управления, а также от органов и подразделений разведки, наблюдения и контроля. Данные об обстановке представляются после проведения разведки и рекогносцировки. В них содержится информация, обеспечивающая уточнение предварительного (содержащегося в " Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС") или принятие нового решения на проведение спасательных работ, в том числе данные: о потерях населения и сельскохозяйственных животных; о характере и масштабах разрушений населенных пунктов или объектов экономики, энергетики и связи; о характере возникших пожаров, заражений местности химическими, радиоактивными и другими веществами; о затоплениях и др., а также о метеообстановке в районе ЧС. Донесения о ходе спасательных работ включают данные об изменениях обстановки, выполняемых работах, потерях, состоянии и обеспеченности сип и средств РСЧС, участвующих в спасательных работах. Этих данных должно быть достаточно для оценки выполнения плана спасательных работ, подтверждения или уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия новых решений в случаях резкого изменения обстановки. На основе собранных данных должностные лица органа управления анализируют обстановку по элементам, основными из которых являются: — характер и масштаб последствий ЧС, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения; — характер, объемы и условия выполнения спасательных работ; — потребность в силах и средствах РСЧС для проведения спасательных работ в требуемые сроки; — количество, состояние, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств РСЧС, которые можно привлечь для проведения спасательных работ. В процессе анализа данных обстановки сопоставляются потребности в силах и средствах для проведения спасательных работ с возможностями сил и средств, имеющихся в распоряжении. Проводятся расчеты, анализируются варианты их использования и выбирается из них наилучший. Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств при проведении спасательных работ докладываются руководителю органа управления. Выводы и предложения анализируются руководством органа управления, обобщаются и используются в процессе принятия решения на проведение спасательных и других неотложных работ. Решение является основой управления и планирования спасательных работ в очаге (зоне) поражения. Оно принимается руководителем органа управления, который несет за него персональную ответстзенность. Решение включает следующие основные элементы: краткие выводы из оценки обстановки, замысел действий, задачи подчиненным, организацию взаимодействия и обеспечения. Краткие выводы из оценки обстановки состоят из укрупненных сведений о характере и масштабах ЧС, объемах предстоящих спасательных работ, условиях их проведения, имеющихся силах, средствах и их возможностях. В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи по проведению спасательных работ, районы (объекты) сосредоточения основных усилий, определяется группировка сил и средств, их эшелонирование, порядок использования, способы и последовательность выполнения поставленных задач. Задачи руководителям подчиненных органов управления и их силам определяются в зависимости от их специализации, предназначения, возможностей, а также с учетом сложившейся обстановки. Задачи ставятся руководителю подчиненного органа управления преимущественно на месте предстоящих спасательных работ непосредственно старшим начальником или другим ответственным должностным лицом по его распоряжению. При постановке задачи указываются район (участок, объект) спасательных работ, способы, последовательность и сроки выполнения поставленных задач, а также места сосредоточения основных усилий. Взаимодействие организуется между органами управления (частями, подразделениями) непосредственного подчинения, выполняющими спасательные работы, между ними и специальными подразделениями других ведомств, выполняющими задачи на их участках по локализации и тушению пожаров, ликвидации аварий на энергетических, коммунальных сетях и т.д., а также между подчиненными силами и соседями, привлеченными к ликвидации ЧС. Взаимодействие между силами РСЧС непосредственного подчинения организует руководитель органа управления, которому они подчинены или по его указанию другое должностное лицо. Взаимодействие организуется в районах проведения спасательных работ при постановке задач подчиненным и заключается в следующем: — уточняются границы районов спасательных работ каждой части (подразделения); — устанавливается порядок действии на смежных участках, особенно при выполнении задач, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу; — согласовывается по времени и месту сосредоточение основных усилий при совместном выполнении особо важных и сложных спасательных работ; — даются указания по обмену данными об изменениях обстановки и о проведении спасательных работ на смежных участках; — определяется порядок оказания взаимной помощи. Взаимодействие подчиненных органов управления (частей, подразделений) с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, также организуется в процессе постановки задач с привлечением представителей от взаимодействующих сил, при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их участках, сроках их начала и окончания. Взаимодействие между подчиненными силами и соседями организует руководитель старшего органа управления по той же схеме, что и в предыдущих случаях, но с меньшей детализацией. Обеспечение действий сил и средств РСЧС организуется с целью создания им наилучших условий для выполнения поставленных задач. Оно включает: разведку, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, медицинское, а в ряде случаев и другие виды обеспечения.
|