Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональном отборе и подготовке спасателей






Спасателям, прибывающим на место катастрофы, не следует недооценивать воздействие этого фактора. Так, например, спасатели, прибывшие в район железнодорож­ной катастрофы, происшедшей под Уфой из-за взрыва га­зопровода, не проходили специальную психологическую подготовку. При виде обожженных и раненых 98 процен­тов из них испытали " страх и ужас", 62% - растерянность и слабость в конечностях, 20% - предобморочное состоя­ние, у 30% отмечено снижение кистевой силы, у 10% -изменение сердечной деятельности. Имелись у спасателей и другие нарушения физиологии и психики. В целом, в первые часы проведения спасательных работ работоспо­собность спасателей снизилась на 50% [7]. Тогда как сво­евременное проведение психологической подготовки по­зволило бы не снижать штатную работоспособность спаса­телей, повысить эффективность их действий в первые часы после катастрофы, то есть в то время, когда имеется наи­большая возможность помочь пострадавшим.

Подготовленность специалистов и населения к действи­ям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и ма­териальные потери. Даже само по себе информирование населения, работников предприятий о психогенном воздей­ствии ЧС и об особенностях поведения людей при катаст­рофе существенно снижает силу психотравмирующего воз­действия различного рода катастрофических явлений.

Однако кроме информирования, о возможных ЧС и сценариях их развития, важным фактором повышения пси­хической устойчивости работников различного рода пред­приятий, населения в ЧС, является учет их индивидуальных психологических особенностей. Так, различного рода руко­водители и, что немаловажно, неформальные лидеры кол­лективов и групп, обладающие психологическим складом, проявляющимся в манерности, артистизме, желании при­влекать к себе внимание, чрезмерно демонстрировать ре­альные или мнимые достоинства или страдания, находиться в центре всеобщего внимания, часто в чрезвычайной ситу­ации становятся генераторами паники. Поэтому от их поведения в критических условиях может зависить поведение всех остальных.

Мерами профилактики таких " провокаций" может слу­жить специальный тренинг, в результате которого личности демонстративного типа обучаются правильным действиям в ЧС (в этом случае они могут стать образцом поведения), а члены коллектива обучаются в экстремальной обстановке не реагировать на истерические реакции. Вообще же, лю­дей с явно выраженными признаками демонстративного типа характера следует крайне осторожно назначать на должности, связанные с возможностью действий в экстре­мальных условиях.

Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тре­вожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях близких к экстремальным. Это закаляет их психику и в кри­тических условиях психологически подготовленные специали­сты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства со­переживания, чуткости, ответственности за других.

При организации подбора и подготовки кадров следу­ет учитывать явления так называемого синдрома посттрав­матического стресса, которые не обходят стороной не только пострадавших, но и самих спасателей, действующих в зоне ЧС.

Примерно в течение месяца после катастрофы у не­которых спасателей в той или иной степени проявляются душевные нарушения, типичные для острой стадии психи­ческого заболевания, известного как синдром посттравма­тического стресса. Это различные вегетативные неврозы, проявляющиеся в нарушении работы сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, функциональной не­достаточности гормональной и иммунной систем, наруше­ниях сна, неотвязных мыслях, переживаниях. Могут возник­нуть проявления так называемой " раздражительной слабо­сти", когда вспыльчивость сочетается с психической истощаемостью, тревожностью [8].

Через некоторое время, как правило не более чем через 30 сут, нормальное состояние восстанавливается и дает о себе знать редкими и, как правило, очень незначи­тельными проявлениями.

Однако картины человеческих страданий полностью не изглаживаются из сознания спасателей. В случае жизнен­ных неурядиц, возникновения болезней, угрожающих жиз­ни и здоровью человека, существенного ухудшения соци­ального статуса болезнь переходит из скрытой (ничем не проявляющейся) в открытую, острую форму, симптомы которой приведены выше. Обострения могут наступить че­рез несколько лет и даже десятилетий. Спровоцировать обострение может вид разрушений и человеческих жертв, напоминающий образы пережитой катастрофы, групповые воспоминания на встречах ветеранов, социальное осужде­ние тех или иных действий, совершенных в зоне ЧС, уча­стником которых был пострадавший. Организаторам про­фессионального отбора и подготовки специалистов аварий­но-спасательных формирований (АСФ), самим спасателям следует учитывать этот фактор в своей работе [9].

В " группе риска" могут оказаться спасатели с низкой эмоционально-волевой устойчивостью, не прошедшие спе­циальной психологической тренировки, а также те, кто ра­нее перенес глубокую психотравму (связанную, например, с участием в боевых действиях, с неправильным, неудов­летворительным поведением в той или иной экстремаль­ной ситуации и т.п.). Поэтому процедура профессиональ­ного отбора спасателей должна включать тестирование глубинных психических свойств (качеств) личности для того, чтобы предупреждать нежелательные явления и своевре­менно корректировать психическое состояние спасателя.

Существует также большое количество иных индивиду­альных особенностей, учитываемых при профотборе, профориентации и подготовке спасателей, однако это вопрос, относящийся к компетенции специалистов психологов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал