Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Миндалевое деревце
Я говорил о созерцании взаимозависимости. Разумеется, никакой из способов постижения истины нельзя считать самодостаточным либо абсолютным, каждый из них служит для ее достижения. Созерцание взаимозависимости направлено на разрушение ложных предрассудков, на обретение вселенской гармонии жизни. Оно не направлено на создание философской системы, философии взаимозависимости. Герман Гессе в своей повести «Сиддхартха» так и не понял этого, поэтому ее герой, Сиддхартха, поражает нас своей наивностью, рассуждая о философии взаимозависимости. Автор предлагает нам картину взаимозависимости, где все взаимосвязано, эта система не терпит никаких возражений: все должно подчиняться такой безупречной системе, системе, в которой человек не может решить задачу освобождения в этом мире. Согласно нашему учению действительность имеет три природы: воображаемую, взаимозависимую и природу первичного совершенства. В первую очередь человек воспринимает природу взаимозависимости. Но, обладая плохой памятью и предрассудками, мы, как правило, покрываем действительность вуалью неправильных взглядов и мнений. Это есть попытка видения реальности посредством воображаемого. Воображаемое это иллюзия реальности. Оно представляет реальность как собрание отдельных небольших частей, полностью разделенных независимых. Чтобы преодолеть воображаемое, последователь созерцает природу взаимозависимости либо взаимосвязь явлений в процессе их возникновения и разрушения. Созерцание — это способ медитации, а не основа для философской доктрины. Малейшая привязанность к системе понятий приведет к нашему закрепощению. Созерцание взаимозависимости направлено на проникновение в действительность, на слияние с ней, но не на то, чтобы оказаться пойманным в ловушку философских понятий или способов медитации. На пароме переправляются через реку, его не следует носить на своих плечах. Палец, что указывает на Луну, не является Луной. В последнюю очередь человек переходит к природе первичного совершенства, к действительности, освобожденной от неправильных взглядов, порожденных воображением. Действительность — это действительность. Она по ту сторону всяких понятий. Нет такой теории, что могла бы полностью описать ее, пусть это даже теория взаимозависимости. Для того чтобы избежать привязанности к философским понятиям, в нашем учении говорится о трех не-природах, что позволяет человеку не попадать в ловушку теории трех природ. В этом суть буддийского учения Махаяны. Когда последователь осознает мир в качестве природы начального совершенства, то он уже достиг ступени мудрости, именуемой неразличающее сознание и являющейся удивительным состоянием, где нет более границы между субъектом и объектом. Это отнюдь не некое далекое, недосягаемое состояние. Всякий из нас, благодаря даже малому усердию в занятиях, может хотя бы ощутить его. На моем рабочем столе лежит груда заявлений на помощь для сирот. Каждый день я разбираю несколько из них. Еще не прочитав листок, я вглядываюсь в глаза ребенка на фотографии, внимательно изучаю черты и выражение его лица. Я чувствую глубокую связь между мной и каждым ребенком, и это позволяет мне по-особенному сблизиться с ними. Пока я писал эти строки, мне стало ясно, что в те минуты и часы близость, которую я испытал, разбирая незамысловатые строчки заявлений, была своего рода неразличающим сознанием. Я более не вижу, как «Я» разбираю бумаги, чтобы помочь ребенку, я более не вижу ребенка, получающего помощь и любовь. Я и ребенок едины: никто не страдает, никто не просит помощи, никто не помогает. Забыто поручение, забыто общественное служение, забыто сострадание, забыта мудрость. Это мгновения неразличающего сознания. Когда мир осознается в качестве природы первичного совершенства, миндалевое деревце во дворе вашего дома проявит свою природу в совершенной полноте. Миндалевое деревце — это истина, действительность и ваша личность. Много ли людей, приходивших к вам в дом, действительно видели миндалевое деревце? Возможно, натура художника более чувствительна, и поэтому он в отличие от окружающих сумеет увидеть деревце намного лучше, чем другие. Поскольку его сердце раскрыто шире, то между ним и деревцем уже имеется определенная связь. Вы воспринимаете сердцем. Если ваше сердце не окутано неправильными взглядами, то вы самым естественным образом сумеете найти эту связь. Миндалевое деревце сможет всегда проявиться в совершенной полноте. Увидеть миндалевое деревце—значит постичь Путь. Когда одного дзэнского наставника попросили объяснить тайну бытия, он указал на кипарисовое дерево и произнес: «Взгляните вон на то кипарисовое дерево».
|