Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рефлексивные отчеты о коучинг занятие № 1
Темакоучинг-сессии: «Как использовать приемы критического мышления в практике преподавания?»
Современного ученика трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску информации. Дети часто испытывают затруднения в восприятии школьного материала. Причина этого недостаточное мышление и особенно критическое. Мыслить критически – это умение оценивать свои и чужие мысли. Критическое мышление помогает ученику формировать собственное мышление, умение анализировать, позволяет развивать культуру диалога. Модуль «Критическое мышление», равно как и другие модули, важен в программе любого учебного заведения. Современные реалии требуют от человека быть более мобилизованным, коммуникативными. Я как руководитель метод объединения и просто учитель, не редко бываю на уроках своих коллег. Многие из них, используют приемы критического мышления, кто-то постоянно, кто-то время от времени, и обычно это несколько излюбленных приемов. Лицей физико-математический, технические дисциплины преподаются углубленно. Коллектив состоит из учителей, 80% которых имеют высшую категорию. Поток информации большой. Но не все учителя могут донести ее до учащихся, добиться запоминания, понимания, и как следствие применения. Иногда чем больше информации, тем меньше интерес. И для того, чтобы ученик смог освоить какие-то знания и применить их на практике, необходимо развивать навыки критического мышления. Одной из задач коучинг занятия было расширить кругозор коллег, чтобы в их арсенале были разнообразные приемы и стратегии критического мышления, применение которых на уроках в наше время является актуальной необходимостью. А второй – заинтересовать их данной темой, чтобы им хотелось продолжить самообразование. Всё, это обуславливает актуальность выбранной темы. Целью проведенного коучинга было оказание содействия участникам в понимании критического мышления и применения данного модуля в учебном процессе. Для проведения данного занятия мною был подготовлен ряд заданий, иллюстрирующих приемы критического мышления. Я решила применить такие стратегии, как «Пазл», «Мозговой штурм», «Сортировка», «Классификация», «Пирамида приоритетов», «Фишбоун», т.е те стратегии, которые мои коллеги использовали реже или же вовсе не применяли в своей работе. На занятие пришло 14 педагогов различной специализации, хотя первоначально собиралось человек 8-9. На стадии вызова был использованы два приема: «Пазл» и «Мозговой штурм». Сначала разделились на группы, для этого каждый, взял одну из частей от 3-х фотографий, затем группы собрали пазлы, у каждой было свое изображение (фото из школьной жизни). Было предложенопридумать названия к каждой из фотографий, с различных точек зрения: учитель, ученик, родитель. Затем группы озвучивали названия, другие предлагали альтернативу. Пришли к мнению, что приемы будет хорошо использовать на стадии вызова или в середине урока, когда внимание детей начинает рассеиваться, и что они понравятся ученикам. После была озвучена тема коучинга. Следующее задание: у каждой группы список, вычеркивая лишнее, нужно оставить свойства критического мыслителя. Все группы справились с заданием и смогли это обосновать. Так же после просмотра презентации обсудили соответствие свойств критического мыслителя уровням учебных целей (Таксономия Блума). Затем я провела разминку, чтобы улучшить настроение и дать заряд бодрости. После разминки я предложила учителям задание на построение «Пирамида приоритетов». Участники получали наборы важных вещей или событий в жизни ученика, их нужно было ранжировать с трех позиций от имени ученика, учителя и родителя.Работа вызвала бурные дебаты среди коллег, как в группах, так и между группами при защите, т.к. мнение двух групп почти совпало, а в третьей очень отличалось. При рефлексии к данной работе пришли к мнению, что не всегда взрослый прав, и хоть иногда при составлении заданий на них нужно посмотреть глазами учащихся. Следующим этапом была презентация «Коучинг» и краткий рассказ, что это такое. Это было необходимо, чтобы показать основные идеи данного процесса, его ценность и применение. Для многих в лицее понятие «Коучинг», ассоциировалось просто с тренировкой или еще одним семинаром. Завершающим было задание по составлению схемы «Фишбоун» - «Отличается ли коучинг от семинара?». Оказалось, что почти никто не знаком с этим приемом, но тем не менее, все увлеченно выполняли это задание. Обсудили положительные стороны коучинга и семинара. После чего были сделаны выводы: «коучинг более эффективный при процессе обучения»; «коучинг имеет больше позитивных сторон для результативного процесса обучения»; «коучинг и семинар по-разному решают проблемы получения информации». В конце занятия мы провели рефлексию. Приём «Телеграмма». Каждый кратко написалсамое важное, что уяснил с пожеланиями соседу по группе и отправил (обменялся). Мне очень пригодилисьнавыки общения. Активное слушание и диалог помогли взаимопониманию и уточнению. Открытые вопросы, например «Необходимо ли учитывать мнения учителей, родителей, детей при компоновке домашнего задания?», привели к пониманию применения и эффективности задаваемых вопросов. Пояснительные вопросы, например, «Как вы думаете, для чего была выполнена данная работа?», вызвали бурное обсуждение и лучшее понимание метода. Краткое обобщение использовалось мной для формулирования общей мысли и обратной связи. Внесение предложения, в ситуациях, когда какая-то группа испытывала сложность с составлением пирамиды приоритетов или в сортировке. При проведении коучинга, я постаралась учесть интересы учителей, рассматривая актуальные для них проблемы.Коллеги попробовали совместно найти ответы. Надеюсь, что от этого приведет к тому, что мы будем больше общаться и интересоваться мнением друг друга. Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные цели были достигнуты. Многие учителя выразили свою благодарность и сказали о пользе посещенного занятия. После такогозадания становиться понятней, каким образом проходит работа, сколько времени требует, какие усилия прилагает учащийся, какие мыслительные процессы осуществляет. Коучинг взрослых увлек, учителя вошли в роль, обучающихся, с интересом и со всей серьезностью выполняли задание. Если такие приемы на критическое мышление интересны им, то они будут скорей всего интересны и учащимся.После коучинга ко мне подходили учителя и интересовались, какие можно применить еще приемы при проведении занятий, а при посещении уроков я увидела плоды нашей работы. Например, на уроке алгебры у Ирины Витальевны: цепочки, лови ошибку и др., на биологии у Инессы Викторовны постановка проблемных вопросов, создание кластеров по новой теме. В роли коуча выступать тоже не совсем просто, испытываешь определенную ответственность за представленную информацию. Нельзя торопиться, но и затягивать тоже нельзя. По ходу коучинга я старалась направлять коллег, задавать вопросы, подводить к принятию решений. В этом и есть отличие процесса коучинга от учительства. Недостаток в том, что открытых вопросов должно быть больше, закрытых меньше. Не надо торопиться отвечать, дать возможность высказаться всем, но при этом не выходить за временные рамки. Я буду при проведении следующих коучингов обращать больше внимание на качество задаваемых вопросов, буду учиться меньше говорить, а больше слушать, дам организовать диалог. Попрошу коллег оценить мои качества как коуча. Так же я думаю нужно расширить список рассматриваемых проблем и провести сессии, на которых рассмотреть другие приемы развития критического мышления. Таким образом, анализируя данное занятие, прихожу к выводу, что смогла расширить знания коллег о стратегиях критического мышления, подвести их к необходимости применения на уроках, тем самым достигнув поставленной перед собой цели.
Используемая литература Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье (2014) Жартынова Ж.А., Касымова А.А., Корнилова Т.Б., Оракова А.Ш. (2014) Настольная книга учителя-коуча. Раздаточные материалы: третья неделя, издание третье (2014)
|