![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Исторический аспект брачно-семейных отношений
Вопросы для обсуждения: 1. Семейная организация в первобытном обществе. 2. Брачные отношения в период перехода к цивилизации. 3. Брачные отношения в эпоху античности. 4. Специфика семейных отношений в Средние века. 5. Изменение семейной организации в эпоху Возрождения и Нового времени. 6. Семейная организация в истории России. 7. Развитие детско-родительских отношений в истории. Литература (основная); 1. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2000. – 208 с. 2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М., 2004. – С. 14–17. 3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. – С. 7–10. 4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. М., 2000. – С. 49–68. Литература (дополнительная); 1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М., 1996. – 302 с. 2. Голод С.И. Семья и брак: историко-психологический анализ /С.И. Голод. – СПб., 1998. – 270 с. 3. Демоз Л. Психоистория / Л. Демоз. – Ростов н/Д, 2000. – 509 с. 4. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе / Р. Зидер. – М., 1997. – 299 с. 6. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1983. – 429 с.
Тема 2. Cистема межличностных отношений в семье и их психологическое содержание. Вопросы для обсуждения: 1. Любовь и влюбленность. Феномен идеализации партнера. 2. Типологии любви. Теории возникновения любви. 3. Любовь и психическое здоровье. Невротическая любовь. 4. Особенности и основные задачи семьи на первом этапе своего развития. 5. Брачно-семейная адаптация супругов, ее характер, типы и содержание. Литература (основная); 1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М., 2004. – С. 60–79. 2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. –М., 2000. – С. 179–205. 3. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи / Е.В. Антонюк. – М., 1992. –127 с. Литература (дополнительная); 1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М., 1987. – 174 с. 2. Гозман Л.Я. Психология симпатий / Л.Я. Гозман, Н.И. Ажгихина. –М., 1988. – 94 с. 3. Кернберг О. Отношения любви / О. Кернберг. – М., 2000. – 256 с. 4. Розин В.М. Любовь и сексуальность / В.М. Розин. – М., 1999. – 207 с. 5. Фромм Э. Искусство любви / Э. Фромм. – СПб., 2002. – 219 с. 6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е.С. Калмыкова // Вопр. психологии. – 1983. – № 3. – С. 83–89. Тема 3. Глубинный и гуманистический подходы к пониманию сущности межличностных отношений в семье Вопросы для обсуждения: 1. Проблема комплементарности в различных научных дисциплинах. Комплементарность в рамках семейной психологии. 2. Межличностные отношения в семье и проблема самореализации 3.Зрелые межличностные отношения Литература (основная); 1. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990 2. Гроздова Е.В., Лидерс А.Г. Комплементарность супругов и удовлетворенность браком. //Семейная психология и семейная терапия. 1997 №2 3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990 4. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994 5. Минигалиева М.Р., Ничипоренко Н.П. Зрелые межличностные отношения: условия развития. //ж. Семейная психология и семейная терапия. 2002 №1 6. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2000 Тема 4. Супружеские отношения (практическое занятие). 1. Практическое занятие.- игра. «Брачные объявления» Каждый участник получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его. Каждый участник игры произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления нужно представить свой предмет: описать его внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления – «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера, интересы. Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить свою пару 2. Практическое занятие - развитие навыков рефлексии. Цель: понимание чего мы хотим, как мужчина, как женщина? Что мешает мужчинам и женщинам иметь это уже сегодня. Что влияет на формирование подходов (глубинных установок) во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами? Причины возникновения борьбы между полами. Природа и сущность мужчины. Природа и сущность женщины. Что необходимо сделать мужчинам и женщинам вместе и по отдельности, чтобы стать союзниками? Этикет взаимоотношений мужчины и женщины Каким образом прошлое нашей семьи влияет на настоящее? Воспитания успешных детей и улучшение взаимоотношений.
|