Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метафоры в управлении изменениями
Метафоры всегда были прекрасным инструментом трансформации. Через сказки и притчи передавались из поколения в поколение культурные ценности; с помощью сказок духовные учителя и ученые мужи выражали различные идеи, это упрощало понимание другими людьми. Древние рассказчики оказывали людям ценные услуги: они помогали найти ответ на многие сложные вопросы, выражали невыразимое и поддерживали в трудные времена. Древние рассказчики были мастерами коммуникации. Они воспламеняли воображение своих слушателей с помощью слов и зрительных образов; устанавливали с ними тесный контакт и добивались высочайшего уровня эмпатии. Антропологи утверждают, что во многих традиционных племенах решающим фактором при выборе вождя, шамана иди старейшины было умение кандидата рассказывать истории. Одно из главных преимуществ сказок, притч - многообразие трактовок их смысла. Использование такого рода метафорического изложения применительно к ситуации изменения в организации: - позволяет ясно и позитивно сообщить о том, каким будет будущее организации. - помогает людям сформулировать собственные представления связанные с предстоящими изменениями, и выработать отношение к ним. - способствует запоминанию сотрудникам того, что руководитель хочет им сказать. Сказки и притчи могут быть частью программы введения в должность или программы ориентации новых служащих. Притчи могут подтолкнуть человека к размышлениям. Они помогают людям выражать свои страхи или тревоги, связанные с изменениями, и обсуждать их. Метафоры можно использовать в процессе постановки командных задач или в сеансах мозгового штурма в периоды перемен. Сказки могут стать частью подготовки к тренингам, когда участники читают сказки, размышляют над ними, а затем обсуждают свои наблюдения и выводы. Их можно рассказывать в процессе тренинга, чтобы стимулировать дискуссии и размышления. Сказки повышают интерес к официальным бюллетеням или электронным сообщениям, посвященным «текущим изменениям». С помощью метафоры можно добавить «огня» и «драматизма» в презентацию предстоящих изменений. У любой истории всегда есть больше одного значения. Существует, как минимум, пять аспектов изменений, которые полезно иметь в виду при осмыслении сказок, в их числе следующие. 1. Отношение к изменениям. Иногда не остается иного выхода, кроме как измениться: изменения неизбежны и постоянны. Можно изменить свое поведение, но не свою сущность. Чтобы изменить что-то, надо самому измениться, в для этого необходимо искреннее, иногда истовое стремление и самостоятельные действия. Бывает так, что слишком много изменений - так же плохо, как и слишком мало. Метафору убеждают, что отношение к изменениям определяется их восприятием. С другой стороны, изменения можно маскировать, делая вид, что все осталось по-прежнему. 2. Изменения и творческие способности. Истории и метафоры помогают осознать, что следует проводить рефрейминг проблем - то есть изменять их масштабы и воспринимать с более позитивной точки зрения. Следует развивать свои творческие способности и научиться размышлять о «невозможном». Проявляя творческие способности, нужно смотреть в небеса, но при этом твердо стоять на земле и понимать: творческие проекты часто содержат в себе элемент высокого риска. Мы начинаем понимать, что творческое мышление не имеет границ, а само творчество вовсе не обязательно связано с интеллектом. 3. Лидеры и команды. В еликая мудрость скрыта в простоте. Можно сделать выводы о лидерах, просто наблюдая за поведением других людей. Лидеры и команды могут попасть в зависимость друг от друга; нередко лидер «поневоле» может стать хорошим руководителем. Сплоченные команды могут решать более сложные задачи, чем отдельные люди; в команде можно оставаться уникальным индивидом и все же частью более обширного целого. Каждый человек обретает безусловную ценность, когда находит свое место. Нельзя забывать о тех представлениях, которые уже созданы в организации. 4. Управление стрессом. Сказки и метафоры помогают определить приоритеты в жизни. В частности, они показывают, что проблемы из прошлого не следует «тащить» за собой в будущее. Мы начинаем понимать, когда лучше проявлять упорство, а когда сдаться; осознаем, что прошлые беды не обязательно должны оказывать влияние на наше настоящее; что следует довольствоваться тем, что есть, и не беспокоиться о том, чего нет. Истории показывают: иногда слишком низкий уровень стресса столь же опасен, как и слишком высокий; иногда «плыть по течению» лучше, чем начинать борьбу; и счастье - это состояние сознания, которое приходит изнутри. 5. Эмоциональный интеллект. Следует стремиться лучше осознавать свои чувства и эмоции других людей; учиться понимать «карты реальности» других людей. Истории и притчи демонстрируют, как справляться с конфликтами, говорят о том, что если мы хотим приобрести «эмоциональную компетентность», нам нужно переводить теорию в практику; учат быть осторожными и не полагаться исключительно на «первые впечатления». Советуют поступать так, как мы бы хотели, чтобы поступали с нами, напоминают, что истории способны вызывать сильные эмоции. Сказки, притчи, истории - мощный, исключительно привлекательный и во многом недооцененный ресурс, который, может оказаться полезным при решении задач управления изменениями в организации. Примеры сказок, которые можно использовать в управлении изменениями, приведены в приложении.
|