Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-правовой аспект становления конституционного регулирования права на социальное обеспечение в Российской Федерации






Конкретизация принципа историзма (он освещен в научной литературе и не нуждается в раскрытии) позволяет нам выделить:

1) взгляд на существование социальных прав населения как на процесс их возникновения, изменения, развития;

2) выделение в историческом развитии этих прав ряда различных этапов, сопряженных с изменениями их существенных параметров (прежде всего - закрепленных в конституциях).

Реализация принципа историзма влечет за собой применение приема историко-сравнительного исследования.

Идея признания за каждым человеком социальных и экономических прав и необходимости их защиты со стороны государства возникла в XIX в. на волне резкого обострения отношений между трудом и капиталом. Многомиллионные массы людей наемного труда нуждались в защите от эксплуатации и произвола со стороны работодателей. Эту защиту могло дать только государство, четко определив в законе конкретные социально-экономические права и их гарантии. Обоснованием необходимости социального реформирования государственной политики занялись либеральные идеологи. Идеологи социал-демократии, в том числе марксизма, основной упор делали на правомерность и неизбежность революционного разрешения социального конфликта.

В ходе борьбы были сформулированы требования о предоставлении таких прав как право на труд, его безопасные условия, отдых и другие социальные права и их гарантии. И государства вынуждены были пойти на внесение в свою; политику социально ориентированных коррективов.

Здесь следует отметить, прежде всего, социальную политику государства в Германии. Манифестом канцлера Бисмарка 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в форме - социального страхования. Эту политику продолжила Веймарская; Конституция 1919 г., закрепившая право каждого обеспечивать свою жизнь трудом, право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. Нельзя не отметить положение ст. 151 Конституции: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и цели обеспечения для всех достойного человека существования».

Обоснованные в XIX - начале XX вв. либеральными и социалистическими идеологами, эти права были провозглашены, закреплены и во многом реализованы сначала в социалистических, а затем и в ряде других стран: Признание их в других странах было обусловлено обострившимся социальным противостоянием, развитием широкого демократического движения. В послевоенные годы конституции Италии, Франции и других, государств определили свои страны как социальные государства, закрепив ряд социальных прав.

Конституционное закрепление системы социальных прав в нашем государстве началось с победой в социалистической революции, ибо данный процесс прямо отражает классовую борьбу и революционные преобразования не только в политической, но и, прежде всего, в экономической и социальной сферах. А так как этот процесс носил сравнительно длительный характер, то столь же длительным был и период, становления конституционной системы социальных прав. [4]

С первых дней своего существования советская власть приступила к реализации разработанных еще до революции программных положений Коммунистической партии в области социальных прав. Уже в первых декретах советское государство отменило частную собственность на средства производства, и на крупную городскую недвижимость, ввело 8-ми часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска, по-новому организовало социальное обеспечение трудящихся систему здравоохранения и образования было начато улучшение жилищных условий рабочих и беднейших слоев трудящихся. Первым нормативным актом, закрепляющим отдельные социальные права (право на страхование от всех видов потери трудоспособности, вдовства, сиротства и др.) было Правительственное сообщение от 1 ноября 1917 г. «О социальном страховании»,. подписанное В.И. Лениным. Советское правительство декларировало, что оно «немедленно приступает к изданию декретов о полном социальном страховании-на основе рабочих страховых лозунгов». Декретом от 16 ноября 1917 года были переданы государству больничные кассы и все лечебные учреждения и предприятия, которые раньше находились - в ведении работодателей. 11 декабря 1917 г. издан декрет «О страховании на случай безработицы». Декретом от 22 декабря-1917 г. введено страхование на случай болезни. Социальное страхование охватывало «всех, источником дохода которых являлась заработная плата, с освобождением трудящихся от каких бы то ни было взносов». Тем, самым были созданы решающие предпосылки и условия для становления социальных прав.

В 1919 г. было установлено бесплатное детское питание в виде пайков для детей до 14 лет независимо от социального положения их родителей. Особое внимание уделялось беспризорным детям. Были основаны детские приемники, детские дома, трудовые коммуны. Вопрос о приеме детей в эти учреждения решали специальные комиссии, создаваемых при местных отделах народного образования (возраст от 3 до 7, от 8 до 14 и от 13 до 16 лет).

9 мая 1918 г. Наркомсобес отдает распоряжение местным (губернским) комиссариатам социального обеспечения организовать учреждения в подведомственных им районах: дома материнства и младенчества, детские дома, дома для инвалидов, вдов и стариков.

Другим необходимым мероприятием в процессе формирования централизованного социального обеспечения стал утвержденный в апреле 1919 г. Новый порядок образования и использования финансовых фондов. Страховые взносы (по классам опасности и риска всех предприятий и учреждений) всех видов социального обеспечения из государственного бюджета в соответствии со сметой Наркомтруда, взносы предприятий и учреждений теперь направлялись не в органы социального обеспечения, а взимались налоговым аппаратом и через местное казначейство зачислялись в фонд на ряду с обычными налоговыми поступлениями. В итоге полноправным «хозяином» системы социального обеспечения и монопольным субъектом управления этой системой стало государство. Прослеживалась вертикаль из Наркомтруда и Наркомсобеса.

Первым народным комиссаром социального обеспечения была А.М Коллонтай. Таким образом, в течение 1918-1920 гг. были заложены основы централизованной системы управления социальным обеспечением.

Поворотной вехой на пути перехода от социального обеспечения периода Гражданской войны и «военного коммунизма» к социальному страхованию – стал Декрет СНК РСФСР от 15.11.1921 «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». В соответствии с Декретом застрахованные полностью освобождались от уплаты взносов на все виды страхования. [5]

В соответствии с новой социально – защитной политикой советское правительство в годы восстановленного периода приняло целый ряд нормативных актов:

-Декрет СНК РСФСР от 08.12.1921 «О социальном обеспечении инвалидов» предоставлял право на получение пенсии по инвалидности всем рабочим и служащим, а также военнослужащим в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания или старости.

-Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 «О социальном обеспечении членов семейств трудящихся в случае смерти кормильца семьи» гарантировал пенсионное обеспечение членов семей в случае потери кормильца;

-Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве»;

-Декрет СНК РСФСР от 19.12.1921 «Об обеспечении семей лиц, призванных в рады Красной Армии и Флота»;

-Декрет СНК РСФСР от 19.12.1921 «О страховании на случай болезни» и др.

Постановлением Наркомтруда от 05.03.1928 г. впервые было введено пенсионное обеспечение по старости в текстильной промышленности. В 1929 г. Пенсии стали получать и рабочие металлургической и горной промышленности, железнодорожного и водного транспорта и целого ряда других отраслей. Важно отметить, что был определен возраст выхода на пенсию по старости: для мужчин -: 60 лет, для женщин -55 лет – самый низкий в мире.

В 1936 г. Важнейшим шагом вперед стало установление равенства прав всех граждан на пенсионное обеспечение. Согласно новой Конституции СССР 1936 г. Пенсии рабочим и служащим по старости и инвалидности назначались на одинаковых условиях.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) внимание правительства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих и их семей.

14 июля 1956 г. был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Видовая кодификация на таком уровне и в таком объеме была проведена впервые.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила права граждан на материальное обеспечение в старости в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а так же потери кормильца. Устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

В 1987 г. Были внесены некоторые изменения в деятельность отделений социальной помощи. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надомному обслуживанию, а так же предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, вносят плату, составляющую 5% пенсии. Таким образом, функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому одновременно выполняли две организации: государственная – отделения социальной помощи и в меньшей степени общественная – такая как служба милосердия Красного Креста. Служба милосердия снимала остроту проблемы, однако не решала ее полностью.

Как следствие, возник вопрос о необходимости решения задач социального обслуживания нетрудоспособных на государственном уровне, создании государственной системы, государственной службы непосредственно занятой предоставлением медико-социальных и бытовых услуг на дому.

Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.

В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан.

Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом изменились условия назначения пенсии и порядок определения их размеров. Так, размер пенсии увязывался со стоимостью жизни и оплатой труда. 1 февраля 1998 г. Пенсии подлежали исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Особые условия пенсионного обеспечения были установлены для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ СССР, ФСК России, ФСБ России.

Закон РФ от 21 мая 1993 № 5001-1 «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» предусматривал право родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, на пенсионное обеспечение.

Существенные изменения произошли в системе пособий. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Принят Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в связи с рождением и воспитанием).

Федеральный закон от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение пособия либо бесплатные услуги по погребению (соразмерно).

Позже, существенным шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:

- матерям или другим родственникам, фактически осуществляющих уход за ребенком;

- лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы;

-лицам, достигшим 80-летнего возраста;

-престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;

-студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

-неработающим женам военнослужащих, проживающих вместе с мужьями в местностях, где они не могут трудоустроиться;

-на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

-беженцам и вынужденным переселенцам;

-на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Итак, социальное обеспечение, носит приоритетное значение для благосостояния граждан, работников, их семей и всего общества. Право на социальное обеспечение - это фундаментальное социально-экономическое право человека, реализация которого приводит к согласию в обществе, является основой социального мира, также дает возможность участвовать в жизни общества всем группам населения. Для развития гарантий реализации этого права необходимо определить основные направления совершенствования законодательства в этой сфере. Неслучайно законодательство любого социального государства в качестве важнейшей цели ставит защиту прав и интересов граждан.

Исходя из выше изложенного, мы видим, что государство России на протяжении такого длительного времени продолжает стремиться к положительным результатам конституционного регулирования в сфере социального обеспечения, во благо всего населения страны.

 

 

Глава 2. Содержание и сущность конституционных социальных прав личности в Российской Федерации


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал