Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение конструкции и определение производительности выемочно-погрузочных и выемочно-транспортирующих машин
Основные положения При разработке месторождений открытым способом применяются следующие виды оборудования: буровые станки, выемочно-погрузочные, выемочно-транспортирующие машины и машины для гидродобычи. К выемочно-погрузочным машинам относятся экскаваторы. Экскаваторы могут быть периодического (цикличного) и непрерывного действия. К машинам периодического действия относят одноковшовые экскаваторы, а к машинам непрерывного действия – многоковшовые экскаваторы [1]. По назначению и роду выполняемой работы одноковшовые экскаваторы, применяемые на карьерах, относятся к следующим группам: ЭКГ – карьерные гусеничные с ковшами вместимостью 2¸ 20 м3; ЭГ – карьерные гидравлические на гусеничном ходу с ковшами вместимостью 2, 5¸ 40 м3; ЭВГ – вскрышные гусеничные с ковшами вместимостью 15¸ 100 м3 (в настоящее время промышленностью не выпускаются); ЭШ – шагающие (драглайны) с ковшами вместимостью 4¸ 125 м3. Кроме указанных промышленностью выпускаются также экскаваторы типов: ЭО – универсальные (строительные) гусеничные и пневмоколесные с ковшами вместимостью 0, 16¸ 4 м3; ЭКСГ – карьерно-строительные гусеничные с ковшами вместимостью 1, 25¸ 8 м3. Экскаватор типа прямая напорная лопата – ЭКГ-5А (рис.6.1) состоит из рабочего оборудования, поворотной платформы 14 с кузовом 1 и ходовой гусеничной тележки 16. Рабочее оборудование включает в себя ковш 9, стрелу 5 и рукоять 12. На верхней кромке ковша установлены сменные зубья 8, которые после затупления поворачивают на 180°. Днище 10 ковша откидное; при опускании ковша вниз оно автоматически захлопывается. При разгрузке ковша днище открывается тросом 11 с помощью электродвигателя, установленного на стреле. Стрела 5 опирается на поворотную платформу с помощью пятого шарнира и поддерживается в наклонном положении стреловым канатом 3, проходящим через блоки, установленные на конце стрелы и двуногой стойке 2. Ковш при зачерпывании породы поднимается канатом 7, который перекинут через головной блок 6 и навивается на барабан подъемной лебедки, установленной на поворотной платформе 14. Подъем ковша совмещается с подачей рукояти 12 на забой с помощью механизма напора. Экскаватор ЭКГ-5А имеет зубчато-реечный механизм напора 4, расположенный на стреле 5, который передает усилие на зубчатую рейку рукояти, удерживаемую в зацеплении с кремальерной шестерней механизма напора седловым подшипником 13. Рукоять может поворачиваться вокруг напорного вала при подъеме и опускании ковша и двигаться вдоль своей оси при напоре и возврате ковша. Рис.6.1. Экскаватор ЭКГ-5А На поворотной платформе кроме подъёмной установлены также стреловая лебёдка, поворотный механизм, силовое оборудование и механизмы управления экскаватором. Поворотная платформа через роликовый круг опирается на раму гусеничной тележки, с которой неподвижно соединен зубчатый венец 17. В зацеплении с венцом находятся выходные шестерни 15 редукторов механизма поворота. При включении поворотного механизма платформа вместе с рабочим оборудованием может поворачиваться вокруг вертикальной оси в обе стороны на любой угол. Основные рабочие размеры прямой напорной лопаты: радиус копания R к, радиус копания на уровне стояния экскаватора R ку, радиус разгрузки R р, высота копания H к, глубина копания h к, высота разгрузки H р. К выемочно-транспортирующим машинам (ВТМ) относятся: бульдозеры, струги, грейдеры и ковшовые (скреперы, погрузчики) машины, которые применяют для вскрышных и погрузочных работ при добыче полезных ископаемых, для планирования поверхности перед укладкой рельсовых путей и при сооружении дорог для карьерного автотранспорта. Бульдозеры (рис.6.2, а) предназначены для послойной разработки слабых пород без предварительного рыхления и перемещения их на расстояние до 150 м. Рис.6.2. Выемочно-транспортирующие машины: а – бульдозер; б – рыхлитель; в – скрепер; г – одноковшовый фронтальный погрузчик
Рыхлители 2 (рис.6.2, б) предназначены для разрушения пород с пределом прочности до 90 МПа и мерзлых грунтов, которые не могут быть эффективно и экономично разрушены экскаваторами. Распространение на карьерах страны получили бульдозерно-рыхлительные агрегаты (бульдозеры-рыхлители). Главным параметром бульдозеров, рыхлителей и бульдозеров-рыхлителей является номинальное тяговое усилие базового трактора или тягача T ном.т, кН. Скреперы – выемочно-транспортирующие машины, предназначенные для послойного срезания слабых пород и транспортирования их на расстояние до 3÷ 6 км (самоходные колесные скреперы) или в пределах 0, 3÷ 0, 9 км (скреперы с гусеничными тягачами) с последующей послойной укладкой в месте выгрузки. Скрепер представляет собой самоходный (рис.6.2, в) или буксируемый ковш 3, с ножом по всей ширине передней кромки днища ковша. После заполнения ковш переводится в транспортное положение. Порода из скрепера выгружается принудительным способом. Главный параметр скрепера – геометрическая вместимость ковша Е (м3). Одноковшовые фронтальные погрузчики (рис.6.2, г) применяют на погрузке разрыхленных скальных пород и угля главным образом в автосамосвалы при транспортировании их на расстояние до 500 м. Грузоподъемность погрузчиков на пневмоколесном ходу типов ТО-25, ТО-11, ТО-21-1 составляет 3; 4 и 15 т при вместимости ковша 4 соответственно 1, 5; 2 и 7, 5 м3. Теоретическая производительность экскаватора Q по рыхлой массе [1] Q = 60 Enz, м3/ч, (6.4) или , м3/ч, (6.5) где Е – вместимость ковша (и подковшового пространства для многоковшовых экскаваторов), м3; nz – число ковшей, разгружаемых в 1 мин; tц – теоретическая продолжительность цикла, с. Для одноковшовых экскаваторов [1]; для многоковшовых пz равно частоте ν разгрузок ковшей в 1 мин. Для цепных экскаваторов [1] (6.6) где u ц – скорость движения ковшовой цепи, м/с; tк – шаг установки ковшей, м. Теоретическая производительность бульдозеров, погрузчиков и скреперов определяется по формуле (6.5). Для бульдозеров Е – теоретический объем призмы волочения, а для погрузчиков и скреперов Е – вместимость ковша. Для погрузчиков с вместимостью ковша Е ≤ 3 м3 длительность цикла tц ≈ 24 с при погрузке в автотранспорт. При большей вместимости ковша время цикла возрастает примерно на 1 с на каждый 1 м3 увеличения вместимости ковша. Техническая производительность Qт экскаватора рассчитывается с учетом конкретных условий работы: категорий пород, коэффициентов разрыхления породы kp и наполнения ковша kн при непрерывной работе, а также с учетом перерывов в работе, неизбежных для данного типа экскаватора. Техническая производительность [1] , м3/ч, (6.7) где kн = 0, 8 ÷ 1, 1 – коэффициент наполнения ковша; kp = 1, 1 ÷ 1, 5 – коэффициент разрыхления породы; tp – длительность непрерывной работы экскаватора с одного места установки или при одном направлении движения рабочего органа (для многоковшовых экскаваторов); tn – длительность одной передвижки (для одноковшовых экскаваторов) или перемены направления движения рабочего органа (для многоковшовых экскаваторов); kэк = kн/kp – коэффициент экскавации. Для бульдозеров, погрузчиков и скреперов техническая производительность [1] Qт = Q · , м3/ч, (6.8) kн = 0, 75 ÷ 1, 5 для одноковшового фронтального погрузчика и kн = 0, 5 ÷ 0, 95 для скрепера. Эксплуатационнаяпроизводительность Q3 характеризует фактический объем горной массы, отработанной экскаватором за определенный период его эксплуатации. Она определяется с учетом неизбежных организационных, технологических простоев (учитываются потери времени на приемку смены и осмотр машины, на проведение ежесменного технического обслуживания, замену подвижного состава) и простоев, связанных с ликвидацией отказов оборудования экскаватора. Сменная эксплуатационная производительность (м3/смену) [1] Q э.см = Q т · t см · k в, м3/смену, (6.9) где t см – длительность работы смены, ч; k в – коэффициент использования экскаватора во времени. Для экскаваторов, работающих с погрузкой в железнодорожные вагоны, По формуле (6.9) рассчитывается также эксплуатационная производительность выемочно-транспортирующих машин. Для бульдозеров-рыхлителей k в = = 0, 8 ÷ 0, 85; самоходных скреперов – k в = 0, 75; погрузчиков – k в = 0, 75 ÷ 0, 8. Задание. Определить теоретическую Q, техническую Qт и эксплуатационную производительность Q э.см одноковшового экскаватора, цепного экскаватора, роторного экскаватора, скрепера и фронтального погрузчика. Данные см. в табл.6.1 – 6.5.
Пример. Исходные данные: для одноковшового экскаватора ЭКГ-8И Е = 8 м3; tц = 26 с.; kн = 0, 9; kp = 1, 3; для цепного экскаватора ERs-710 Е = 0, 14 м3 (подковшовое пространство); для роторного экскаватора ЭР-1250 Е = 0, 3 м3 (подковшовое пространство); для скрепера ДЗ-79 Е = 15 м3; tц = 960 с.; kн = 0, 8; kp = 1, 3; t см = 8 ч.; k в = 0, 75; для фронтального погрузчика ТО-11 Е = 2 м3; tц = 24 с.; kн = 1, 1; kp = 1, 3;
Теоретическую производительность одноковшового экскаватора ЭКГ-8И определим на основании формулы (6.5) м3/ч. Техническая производительность экскаватора ЭКГ-8И согласно формуле (6.7) , м3/ч, Сменная эксплуатационная производительность экскаватора ЭКГ-8И исходя из формулы (6.9) Q э.см = 690 · 8 · 0, 8 = 4417 м3/смену. Теоретическую производительность цепного экскаватора ERs-710 определим на основании формул (6.6) и (6.4) . м3/ч. Техническая производительность экскаватора ERs-710 согласно формуле (6.7) м3/ч. Сменная эксплуатационная производительность экскаватора ERs-710 исходя из формулы (6.9) Q э.см = 1072 · 8 · 0, 8 = 6862 м3/смену. Теоретическую производительность роторного экскаватора ЭР-1250 определим на основании формулы (6.4) м3/ч. Техническая производительность экскаватора ЭР-1250 согласно формуле (6.7) м3/ч. Сменная эксплуатационная производительность экскаватора ЭР-1250 исходя из формулы (6.9) Q э.см = 1065 · 8 · 0, 8 = 6818 м3/смену. Теоретическую производительность скрепера ДЗ-79 определим на основании формулы (6.5) м3/ч. Техническая производительность скрепера ДЗ-79 согласно формуле (6.8) м3/ч, Сменная эксплуатационная производительность скрепера ДЗ-79 исходя из формулы (6.9) Q э.см = 34, 62 · 8 · 0, 75 = 207, 7 м3/смену. Теоретическую производительность фронтального погрузчика ТО-11 определим на основании формулы (6.5) м3/ч. Техническая производительность фронтального погрузчика ТО-11 согласно формуле (6.8) м3/ч. Сменная эксплуатационная производительность фронтального погрузчика ТО-11 исходя из формулы (6.9) Q э.см = 253, 85 · 8 · 0, 8 = 1625 м3/смену.
Таблица 6.1
Варианты заданий по расчёту производительности цепного экскаватора. Таблица 6.2
Варианты заданий по расчёту производительности роторного экскаватора. Таблица 6.3
Варианты заданий по расчёту производительности скрепера. Таблица 6.4
Варианты заданий по расчёту производительности фронтального погрузчика. Таблица 6.5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
|