![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовые споры: порядок разрешения
Трудовые споры - разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда. Эти споры решаются в предусмотренном законом порядке. Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные трудовые споры - споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта), которые рассматриваются: а) комиссиями по трудовым спорам КТС); б) судебным порядком. КТС (не менее 15 чел.) — это первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения. Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией. В соответствии с действующим законодательством работник может обратиться в КТС с письменным заявлением в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А КТС обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Случаи обращения за разрешением трудового спора в суд (нарушение права – 3 месяца, увольнение – 1 месяц): · по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника — члена этого профсоюза (в случае если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам); · по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству; · при не рассмотрении комиссией заявления работника в установленный срок; · на предприятии нет КТС; · иски о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы; · иски о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации (срок в один год со дня обнаружения). Коллективные трудовые споры (конфликты). Предмет коллективного трудового спора — законные интересы и права трудового коллектива или коллективов двух и более предприятий, учреждений, организаций. Причиной такого рода споров могут быть разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, отпусков, охраны труда и др. Работники организации вправе выдвинуть требования к работодателю на общем собрании или конференции и избрать своих полномоченных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Работодатель обязан принять направленные ему требования и письменно сообщить о своем решении в течение 3-х дней. Этапы разрешения коллективных споров: 1. Примирительная комиссия из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе, созданная в срок до 3-х рабочих дней со дня начала спора. 2. Привлечение посредника. 3. Трудовой арбитраж – временный орган, создаваемый сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, дающий рекомендации по решению спора. 4. Забастовка - ультимативное действие трудового коллектива или профсоюза, форма давления на администрацию путем прекращения работы с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Закон обозначает, какие забастовки признаются, а какие не признаются законными, напоминает об их возможных последствиях.
|