![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности межличностных отношений
Для исследования особенностей межличностных отношений нами использовалась Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Полученные данные позволили составить профиль личности (рис. 3.2.), в котором представлены различные типы отношений к окружающим. Исходя из полученных данных (таб. 3.2.) личность эффективного тренера имеет следующие особенности. Эффективному тренеру присущи ярко выраженные черты авторитетного лидера, энергичного, компетентного, успешного в делах человека. Проанализировав показатели по этому критерию отдельно у тренеров и спортсменов, нами были обнаружены значимые различия (Приложение Г). Это свидетельствует о том, что сами тренеры отмечают необходимость развитости лидерских качеств у эффективного тренера. Рис. 3.2. Профиль личности эффективного тренера (тип межличностных отношений) 1 - авторитарный; 2 - эгоистический; 3 - агрессивный; 4 - подозрительный; 5 - подчиняемый; 6 - зависимый; 7 - дружелюбный; 8 - альтруистический. Эгоистический тип представлен умеренными показателями, что свидетельствует о том, что у эффективного тренера должны быть минимально выражены эгоистические черты. Тренер должен быть ориентирован не на себя и не на решение своих проблем, а на коллектив спортсменов. Таблица 3.2. Показатели по типам отношений методики Т. Лири.
Агрессивный тип отношения имеет низкие балы. Это говорит о том, что эффективный тренер не должен быть жестким и враждебным по отношению к окружающим людям. Подозрительный тип также получил низкие балы, а значит, в характере эффективного тренера должны отсутствовать подозрительность, обидчивость, злопамятность, замкнутость, скрытность, разочарование в людях. Подчиняемый тип имеет низкие балы, что говорит о присущей эффективному тренеру эмоциональной сдержанности, умении ответственно и честно относиться к своим профессиональным обязанностям. Зависимый тип также характеризуется низкими балами, что говорит о зависимости в работе тренера, прежде всего от социального одобрения. Высокие баллы по типу Дружелюбность характеризуют эффективного тренера как человека склонного к сотрудничеству, кооперации, гибкого и компромиссного при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремящегося помогать, решать проблемы окружающих людей, ориентированного на принятие и социальное одобрение. По восьмой шкале (альтруистичность) показатели также высокие. Это позволяет говорить о гиперответственности, стремлении помочь окружающим, умении принимать на себя ответственность за других людей. По этому показателю были установлены значимые различия между представлениями тренеров и спортсменов (Приложение В). Т.е. тренеры придают гораздо большее значение необходимости развития таких качеств у эффективного тренера.
|