![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы к третьему разделу
1. При изучении личности эффективного тренера обнаружены следующие особенности: - фактор А+ характеризует эффективного тренера как человека сердечного, доброго, открытого, общительного, готового к сотрудничеству, внимательного; - фактор В- говорит о конкретном характере мышления; - фактор С+ свидетельствует о том, что эффективный тренер должен уметь управлять своими эмоциями, настроением; - фактор Н+ говорит о смелости, эмоциональной активности, способности выдерживать большие нагрузки при работе с людьми; - фактор О+ свидетельствует о наличии развитого чувства долга; - фактор Q1+ характеризует развитие интеллектуальной сферы и позволяет утверждать, что эффективному тренеру должны быть присущи разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению новой информации по различным областям знаний, склонность к экспериментированию; - фактор Q2- позволяет утверждать, эффективный тренер должен быть ориентирован на социальное одобрение и интересы коллектива; - фактор Q3+, иллюстрирует высокие лидерские и волевые (самоконтроль, целеустремленность) качества тренера, умение доводить начатое дело до конца; - фактор Q4- говорит о сдержанности и невозмутимости. 2. Исследовав особенности межличностных отношений, можно утверждать, что эффективный тренер должен иметь ярко выраженные черты авторитетного лидера, склонного к сотрудничеству и кооперации, умеющего гибко решать проблемы в конфликтных ситуациях и обладать гиперответственностью. 3. Проанализировав особенности поведения можно сделать следующие выводы: у эффективного тренера должны быть сформированы потребности в сознательном планировании деятельности и продумывания способов своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Он должен быть способен выделять значимые условия достижения цели как в текущей ситуации, так и в перспективе. У него должна присутствовать адекватная самооценка, умение гибко адаптироваться к изменению условий. 4. При изучении особенности личности эффективного тренера 100% опрошенных указали на следующие качества: коллективизм, отзывчивость, тактичность, обязательность, ответственность, справедливость, активность, твердость, исполнительность, работоспособность, бодрость и оптимистичность. ВЫВОДЫ Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Деятельность тренера имеет многофакторный характер и зависит от следующих факторов: экономического, социального, научного, организационного, а также личностных особенностей самого тренера. В литературе отмечаются следующие, желательные для эффективного тренера черты: это должен быть открытый, общительный и эмоционально-устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. От него ждут достаточно высокого интеллекта, развитого чувства реальности, практичности и уверенности в себе. Это должен быть предприимчивый, самостоятельный человек, склонный к новаторству и предпочитающий сам принимать ответственные решения. 2. Собственные исследования позволяют составить следующий психологический портрет эффективного тренера: - знает структуру спортивной деятельности вообще, и в своем виде спорта в частности (от низшего до высшего звена, а главное - все взаимосвязи между ними); - имеет отработанный и разнообразный инструментарий психолого-педагогического воздействия а воспитанников как в процессе спортивной тренировки, так и вне ее; - делает свое дело уверенно, свободно, качественно, быстро принимает решения, принимает на себя ответственность за их последствия, умеет показать себя как истинный мастер своего дела; - технологичен. Четко знает, что и когда надо делать, где и как реализовывать все мероприятия, обеспечивающие качественный тренировочный процесс; - постоянно совершенствует свой деловой инструментарий: знания, умения, навыки; - свои особые достоинства совершенствует, а недостатки стремится исправить; - находит время наблюдать и осваивать опыт успешных коллег и конкурентов; - умеет творчески управлять своим временем, не разменивается на мелочи; - видит главное, анализирует и интуитивно чувствует победный путь к цели, не позволяет никому уводить себя с этого пути; - умеет ладить с людьми. Понимает, что результатом общения должно быть получение нужной ему реакции. - получает удовольствие не только от результатов своей деятельности, но и от ее процесса, т.е. от самореализации; - когда требует ситуация, работает много, напряженно, с полной отдачей сил, нередко самоотверженно; - проявляет необходимую для успеха требовательность, иногда жесткую, иногда даже безжалостную, с надеждой получить высокий результат и, в дальнейшем, положительную оценку за свое нестандартное поведение; - верит в себя, в своих учеников, в успех. 3. Разработанная модель личности эффективного тренера, состоящая из шести основных структурных компонентов: поведенческого, мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого, коммуникативного и гендерного позволит более конкретно изучать профессиональные качества, присущие успешным тренерам в различных видах спорта. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб: Питер, 2001. - 272 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. - 288с. 3. Бабушкин Г.Д. Специфика деятельности тренера. - Омск: ОГИФК, 1985. - 68 с. 4. Бабушкин Г.Д. Коммуникативная компетентность как фактор развития субъектных отношений в спортивной деятельности. - Омск, 1993. - С. 44 - 47. 5. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности /Современная психология. - М.: Инфра-М, 1999. - С. 631 - 668. 6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. 7. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: ФиС, 1971. - 311 с. 8. Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC - SERIAL //Теория и практика физической культуры. - 1989. - №10. - С. 7 - 9. 9. Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. - СПб: БПА, 1998. - 126 с. 10. Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта. - СПб.: БПА, 2001. 11. Воронова В.І. Психологія спорту: Навч. посібник. - К.: Олімпійська література, 2007. - 298 с. 12. Ганюшкин А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена //Психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск: СГИФК, 1980. - С. 3 - 9. 13. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004. - 288 с. 14. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2006. - 296 с. 15. Григорьянц И.А. Психолого-педагогическая помощь в деятельности спортсменов // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С. 36 -38. 16. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. - 280 с. 17. Жмарев Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. - К.: Здоров'я, 1986. - 128 с. 18. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с. 19. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб: Питер, 2004. - 702 с. 20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во КГУ, 1969. - 278 с. 21. Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1970. 22. Ковальчук В.И. Выгорание в профессиональной деятельности тренера //Науково-практичний журнал Південного наукового центру АПН України «Наука і освіта». - Одесса. - 2001. - №6. - С. 31 -33. 23. Ковальчук В.И. Факторы выгорания спортивных тренеров //Матеріали ІІІ Всеукр. наук.-практ. конф. студентів і аспірантів фізкультурних навчальних закладів „Фізична культура, спорт і здоров'я». - Харків, 2001. - С. 38. 24. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: ФиС, 1984. - 128 с. 25. Коломейцев Ю.А. Социально-психологический климат спортивного коллектива: структура и пути оптимизации: Дис. ….д-ра психол. наук. - Минск, 2001. - 208 с. 26. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. - М.: Тера-спорт, 2000. - 120 с. 27. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978. - 224 с. 28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. 29. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2000. - 256 с. 30. Лож кін Г.В., Петровська Т.В. Конфлікти у сумісній діяльності. - К.: Сфера, 1997. - 95 с. 31. Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. Акмеологический инвариант профессионализма тренера //Спортивный психолог. - 2004. - №2. - С. 27 - 39. 32. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. - Смоленск, 1987. - 82 с. 33. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. …докт. психол. наук. - Л., 1982. 34. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: ФиЧС, 1979. - 224 с. 35. Натаров В.П., Писаренко Л.М. Методика психодиагностики личности. - Одесса: АстроПринт, 1999. - 34 с. 36. Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ //Физическая культура. - 2003. - №4. - С. 28 -31. 37. Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. - СПб.: СПб ГАППО, 2004. 38. Орбан-Лембрик Л.Е. психологія управління: Посібник. - К.: Академвидав, 2003. -568 с. 39. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 125 - 130. 40. Прохоров В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя /Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект. - СПб., 1997. - С. 27 -29. 41. Психология спорта высших достижений /Под ред. А.В. Родионова. - М.: ФиС, 1979. - 144 с. 42. Психология спорта: Хрестоматия /Сост. А.Е. Тарас. - Минск, 2005. 43. Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера /Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTIC - BOOK. - 1992. //3 Региональная научно-практическая конференция «Роль физической культуры в здоровом образе жизни». - Львов, 1992. - С. 123 - 124. 44. Решетень И.Н., Кобер И.Х., Прохорова М.В. Основы педагогического мастерства тренера: Учеб. пособие. - Малаховка: МОГИФК, 1986. - 56 с. 45. Решетень И.Н., Фролова М.И. Многофункциональный характер деятельности тренера сборной команды //Теория и практика физ. культуры. - 1978. - №2. - С. 5 - 8. 46. Рогалева Л. Влияние спортивной деятельности на личность юного спортсмена в зависимости от установок тренера //Спортивный психолог. - 2004. - №1. - С. 54 - 58. 47. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 158с. 48. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академический проект, 2004. - 570 с. 49. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта //Теория и практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С. 2 - 4. 50. Романина Е.В., Романин Е.А. Особенности индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности //Теория и практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С. 18 - 24. 51. Румянцева В.И., Руйбите Л.М. Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении //Хрестоматия: спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост. И.П. Волков. - СПб., 2002. 52. Санная М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. - М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. - 27с. 53. Сассо Э. Футбольный тренер. - М.: Олимпия Пресс, 2003. - 198 с. 54. Серова л.К. Психология личности спортсмена: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2007. - 116 с. 55. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. - 368 с. 56. Станиславская И.Г. Потенциальные профессиональные способности тренеров по спорту и их познавательные характеристики: Дис. …канд. психол. наук. - СПб., 1992. 57. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с. 58. Щекин Г. Организация и психоогия управления персоналом: Учебно-метод. пособие. - К.: МАУП, 2002. - 832 с. 59. Яковлев Б.П. Психология физического воспитания и спорта: Учебно-метод. пособие. - Сургут, 2003. - 104 с.
|