![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Танатотерапия
АНО " Институт Танатотерапии" В августе 2001 года в Москве основан Институт Танатотерапии. Время основания Института отмечено ростом различных страхов, первыми из которых являются страх перед жизнью и смертью: в нашей жизни за последние два десятилетия произошло много перемен и появилось слишком много жестокой, насильственной смерти. Страх жизни повлек за собой гипертрофированный страх смерти, повышение уровня депрессий и самоубийств. Учредителями Института выступили В.Ю. Баскаков и Е.Э. Газарова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В основе базового (естественного) стремления человека к жизни лежит контакт с процессами умирания и смерти. Этот контакт мы определяем как инстинкт жизни. И этот же контакт лежит в основе естественного, " правильного" умирания в фазе смерти (см. " Что такое танатотерапия"). В силу разных причин он утрачен в наше время, а результатом этой утраты являются нарушения и базового стремления к жизни, и естественного умирания. Поэтому основной целью Института Танатотерапии является оказание помощи всем нуждающимся в налаживании и установлении нормальных отношений с процессами умирания и смерти. Эта помощь осуществляется в проектах Института, разработки которых ведутся в границах концепции Танатотерапии и соприкасающихся с ней областей знаний. Исходя из основной цели Института, задачи его лежат в нескольких плоскостях: Организация кабинетов танатотерапии (" горячей линии"); Организация танатотерапевтической помощи нуждающимся в ней лицам (проблемы " умирания" в жизни - сложности адаптации, или реальное умирание, затрудненное в силу сложившихся обстоятельств (болезнь, катастрофа и др.); Организация и проведение научных конференций по вопросам умирания и смерти; Привлечение компетентных организаций и квалифицированных специалистов для совместной работы. Проводит сессии индивидуальной танатотерапии для решения широкого круга задач; Проводит сессии группой танатотерапевтов в аналогичных целях; Проводит группы личностного роста в концептуальных и методических границах танатотерапии; Организует телефон доверия для интересующихся вопросами взаимопроникновения жизни и смерти и обеспечивает его функционирование. Осуществляет профессиональную подготовку танатотерапевтов; Проводит образовательную программу для интересантов; Организует библиотеку и просмотровый зал, в которых можно ознакомиться с материалами по вопросам взаимопроникновения жизни и смерти. Организует научно-исследовательской работы по вопросам, связанным со спецификой основной темы Института с привлечением специалистов смежных областей знаний; Создает условия для профессионального обмена опытом: организует клуб танатотерапевтов, проводит конференции. Выпускает бюллетень Института; Издает популярный журнал; Организует клуб танатотерапии (для населения); Участвует публикациями в периодической печати по ведущей теме Института. ЧТО ТАКОЕ ТАНАТОТЕРАПИЯ? ТАНАТОТЕРАПИЯ (от греч. " Thanatos" - смерть и " therapia" - лечение, уход, забота; акцент делается на двух последних значениях) - это система и метод ориентированной на тело психотерапии, или телесной психотерапии. Автор - психолог, один из ведущих телесно-ориентированных/телесных психотерапевтов России Владимир Юрьевич Баскаков. В танатотерапии с клиентом (пациентом) работают индивидуально или группой (1-3, 4 танатотерапевта). Танатотерапия появилась в конце 80-х годов. Концепция Танатотерапии напоминает философские концепции древних школ мудрости, в которых «практиковали жизнь», помня о смерти. Для древних это значило, что признаки жизни можно познать только через наблюдение признаков ее противоположности – смерти (умирание зимы означает наступление весны; «умирающее» в земле зерно, прорастает и превращается в колос; куколка превращается в бабочку; душа, покидая тело, освобождается и «превращается»). В равной степени это было справедливо и для проживания душевных процессов: в душевной (как теперь принято, - психической) реальности человек может обнаружить признаки «смерти» - стагнацию, ступор, страхи - и их причины. Таким образом, пребывание в контакте с внешними и внутренними «процессами смерти и умирания», сообщало познающему полноту и краски жизни. Цель Танатотерапии лежит в той же плоскости, а технически это осуществляется через внешнее обездвижение тела (признак смерти), которому сопутствует выраженное внутреннее «движение» психологических и телесных процессов (признак жизни). Следовательно, Танатотерапию можно считать особым видом психотерапии, направленным на установление утраченного контакта с естественными процессами жизни через процессы смерти и умирания. Эти процессы сопутствуют базовому стремлению к жизни (инстинкт жизни = избегание смерти, которое возможно только при наличии контакта с феноменом смерти, или подлинного знания о ней), они же запускаются и в последние мгновения жизни человека на земле. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать потерю контакта с фундаментальными процессами (" что есть жизнь и что есть смерть"), которая во многом обусловлена условиями жизни, темпами и ценностями современного цивилизованного общества. Темпы, ценности и условия жизни современного цивилизованного человека способствуют разобщению человека с его жизненным ресурсом, разрастанию страха смерти как страха жизни и подмене подлинного суррогатом. К тому же в этой жизни так много насильственной смерти, " смерти-монстра" (насилие, войны)! И потому человек не склонен замечать позитивного - естественного, трасформирующего - присутствия знаков смерти во всех проявлениях жизни (см. выше). Такая " нефилософичность" современного человека порождает разновидности страха смерти: страх изменений, потерь, расставаний и других явлений и процессов, имеющих смысл окончания и/или перехода. По сути такой страх - это страх жизни, в которой " смерть" выступает механизмом, преобразующим ее. И потому на исходе своих дней человек не готов к встрече с природосообразной, закономерной смертью, воспринимая ее как персональную конечность. И эта неготовность активизирует сильнейшие чувства, потрясающие тело, не способное абсорбировать такое количество мощной энергии. Именно поэтому задача Танатотерапии - оказание специфической помощи, заботы и поддержки телу (therapy). Именно поэтому акцент в танатотерапии делается на работе с телом. Это касается работы не только с терминальными умирающими, но и с обычными клиентами, ведь наличие разновидностей страха смерти и умирания усложняет доступ к жизненному ресурсу и искажает структуру природосообразного страха смерти. Тогда он болезненно разрастается, проявляясь посредством четырех базовых психологических/психосоматических проблем цивилизованного человека. Эти проблемы охватывают своим влиянием всю психику и все тело: проблемы сильных чувств - руки, сверхконтроля сознания - голова, межполовых взаимоотношений - паховая область и опор - ноги. Образуется порочный круг. Поэтому работа по установлению контакта с базовыми процессами в танатотерапии ведется во всем круге базовых психологических/ психосоматических проблем. Танатотерапия не только метод оказания специфической помощи, но и мощное средство для получения трансцедентного и трансперсонального опыта - важной части духовного развития. В основе метода танатотерапии лежат целительные биологические реакции (они организуют и корректируют общий энергобаланс, запуская процессы саморегуляции). Условия для их проявления возникают благодаря всей обстановке работы с клиентом (пациентом), характеру приемов и особому подходу (" body-tuning" - " настраивание" разбалансированной внутренней реальности через " настраивание" тела). В танатотерапии, в отличие от многих методов телесной психотерапии, исключается отреагирование чувств; этот подход имеет концептуальный характер и обеспечивает более полное понимание взаимосвязи событий в индивидуальной истории жизни. Все вышеперечисленное приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное " заземление"), чем создаются условия для безопасной (не разрушающей) встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации болезненных переживаний и представлений. В состоянии такого тотального расслабления тело с виду напоминает тело человека, умершего естественной, " правильной" - природосообразной - смертью (на лице появляется выражение полного спокойствия, само тело становится " объектным", обездвиженным, выраженно расслабленным, очень тяжелым). Поэтому танатотерапевтический процесс можно считать моделированием (не имитацией) процесса " правильного умирания" (П.Флоренский), о котором необходимо сказать несколько слов. КУЛЬТУРА ПРАВИЛЬНОГО УМИРАНИЯ Культура т.н. " правильного, естественного умирания" имела особенно прочные корни в России. Ясное понимание наличия процессов умирания и смерти в природных и социальных актах отражалось в размышлениях о закономерности собственной кончины. Ежедневно на сон читалась молитва, в которой обязательными были слова, свидетельствующие о том, что человек на время сна " вверял дух свой" Господу и просил о помиловании души. Эти слова - свидетельство готовности быть призванным по соизволению Божию " на тот свет" и прошение об отпущении грехов на тот случай, если смерть застанет во сне. Следовательно, и сам процесс сна опосредованно воспринимался как малая смерть (бессознательное состояние). Нормальным явлением также считалось предуготовление для себя особой одежды, традиционно необходимой в этой ситуации. Такая одежда хранилась отдельно от ежедневно носимой одежды и внешне отличалась от неё. " Как верно то, что мы все должны умереть! что эта жизнь в сравнении с вечностию - ничего не значущее мгновение! Никто из человеков не остался бессмертным на земле", - писал Святитель Игнатий Брянчанинов. Требовательное к себе отношение (душевная самокоррекция, духовное бдение, или " бдение над собой" - Св.И.Брянчанинов) считалось основным и лучшим способом помнить о смерти. И наоборот, память о смерти (memento mori!) способствовала " бдению над собой". В то же время прижизненной необходимостью считалось обучение навыкам правильного умирания. " Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно;.... надо приобрести навык умирания, надо выучиться...умирать ещё при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством", - так писал О.Павел Флоренский. Не вполне понятная для нашего поколения мысль О.Павла Флоренского означает умение погружаться всею душой в духовные миры, отбрасывая наносное, поверхностное, суетное, мгновенное. Насколько можно судить, глубокая религиозность народа, активная " включенность" в жизненные процессы и терпеливое отношение к трудностям и лишениям действительно способствовали постоянству определенных духовных ценностей и представлений о жизни. Оттого-то и настрой души по отношению к факту собственной смертности отличался от нашего: смерть приравнивалась к заслуженному отдыху души после трудов, и человек телесный подходил к последней черте со спокойной готовностью, но с трепетом, который обуславливался мыслью о возможных душевных недоработках в жизни. Смерть свою он считал великим природосообразным переходом, восхищением, и потому она была для него естественной и правильной, т.е. спокойной и легкой для тела и души (об этом свидетельствовали выраженная расслабленность тела человека, отсутствие агонии и выражение благодати на его лице). Основные разделы обучающей программы по TAHATOТЕРАПИИ: 1. Детско-родительские отношения. Перинатальная история возникновения страхов и способы работы с ними. Детские страхи и неврозы. 2. Биологическое и социальное тело. Четыре базовые проблемы социального тела. Биологическое дыхание. 3. Коррекция нарушений естественных биологических реакций. Способы работы с пациентами, страдающими различными фобиями, ПТСР, нарушением сна, сексуальными расстройствами; беременными. 4. Уникальные техники расслабления. 5. Естественная (правильная) смерть. Формирование правильного отношения к смерти – источника колоссального энергетического ресурса. Смерть как расслабление. Ритуалы и обряды. Инициация перехода. 6. Страх смерти. Работа со страхом смерти. 7. Работа с умирающими. Санация/терминация. Международная (Россия, Германия, Великобритания) программа «Культура тела» Резидентский семинар TАНАТОТЕРАПИЯ Ведущий – автор метода Владимир Бacкaков (Москва) В ходе тренинга-семинара участники осваивают методологию и технологию применения минимально сложных и максимально эффективных приемов тотального расслабления, являющегося одним из видов символической смерти (отсюда и название метода). Целительный механизм танатотерапии – это механизм сна, когда активизация (сновидение) проявляет себя только в сочетании с максимально расслабленным (а, значит, - и «заземленным») телом. Отсюда – абсолютная безопасность метода (авторский патент №5467 от 20.03.2002г.), подтвержденная многочисленными позитивными результатами его применения. В настоящее время танатотерапия прогрессивно развивается в России, на Украине, в Казахстане, Италии, Германии, Чехии, Израиле. Владимир Баскаков – психолог, телесный психотерапевт, координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», соруководитель долгосрочных обучающих программ по биосинтезу (с Дэйвидом Боаделлой, Швейцария) и тайцзицюань (с Петрой и Тойо Кобаяши, Германия), соучредитель и первый президент Российской ассоциации телесных психотерапевтов, действительный член Европейской Ассоциации телесных психотерапевтов (EABP, в течении ряда лет возглавлял Психологическую службу Министерства морского флота СССР, член Комиссии по новым видам физкультуры и спорта Госкомспорта СССР.
|